Решение по делу № 97-ФАС22-ОВ/08-14

Номер дела: № 97-ФАС22-ОВ/08-14
Дата публикации: 2 сентября 2014, 13:41

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 г.                                     

В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

С<…> – начальник отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от ответчика – главы администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края Н<…>, представителя по доверенности от 20.08.2014 г. б/н Ш<…>,

рассмотрев дело № 97-ФАС22-ОВ/08-14 по признакам нарушения администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» (далее - Регламент).

Статьей 6 раздела II Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в соответствии с нормативно-правовыми актами, непосредственно регулирующими предоставление муниципальной услуги. Основанием для  предоставления муниципальной услуги является письменное заявление застройщика, направленное в администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края (пункт 6.1. статьи 6 раздела II Регламента).

Согласно пункту 6.2.1. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства объекта капитального строительства застройщик подает заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

-          правоустанавливающие документы на земельный участок;

-          градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

-          материалы, содержащиеся в проектной документации:

по объектам капитального строительства один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного  участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) раздел 3 «Архитектурные решения»;

г) раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

д) раздел 6 «Проект организации строительства»;

е) раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;

по линейным объектам один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Проект полосы отвода» или схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

в) раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»

г) раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;

-          положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса);

-          положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса;

-          разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

-          согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

-          свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

-          заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения).

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно пункту 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета с  приложением следующих ряда документов, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка (подпункты «а», «б» пункта 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента соответственно).

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к заявлению прилагаются (пункт 6.2.3. статьи 6 раздела II Регламента):

-          правоустанавливающие документы на земельный участок

-          градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки межевания территории;

-          разрешение на строительство;

-          акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора между застройщиком и подрядчиком на основании договора);

-          документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям техническим условиям и подписанные ответственными представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

-          схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка (коридора по трассе линейного объекта) и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта.

Пунктами  8.1., 8.2. статьи 8 раздела II Регламента установлены основания, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Одним из оснований является отсутствие документов, указанных в пунктах 6.2.1, 6.2.2., 6.2.3 статьи 6 раздела II Регламента.

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05.08.2014 № 300 в отношении администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 97-ФАС22-ОВ/08-14.

На заседании Комиссии представители администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пояснили, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 19.08.2014 № 64 «О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» Регламент был приведен в соответствие с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления муниципальной услуги.

В Регламент внесены изменения, касающиеся порядка предоставления документов заявителем и запроса документов непосредственно администрацией в соответствующих органах власти, также предусмотрено право заявителей на предоставление документов по своему усмотрению.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края отсутствуют.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов (пункта 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

-          документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

-          учредительные документы юридического лица;

-          правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги – выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

В данной статье содержится перечень документов, прикладываемых к заявлению, однако свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения) в данный перечень не включены.

Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно частям 7.1, 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 частей 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

 При этом документы, указанные в пункте 1 частей 7 и 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 7.2, 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса установлены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

При этом документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1. статьи 55 Градостроительного кодекса). При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», которым установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключения  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения), а также отсутствуют ссылки на то, что заявитель может не предоставлять ряд документов, прилагаемых к заявлению, которые могут быть получены администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края самостоятельно в результате межведомственных запросов. Данные положения создают административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии было установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района от 19.08.2014 г. № 64 в Регламент внесены изменения, которые устранили нарушения, выявленные управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

2.    Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                          С<…>

 

Члены Комиссии                                                                                      С<…>

 

                                                                                                                    С<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 9988 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 97-ФАС22-ОВ/08-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9988 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409640175 [changed] => 1409640175 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409640175 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 г.                                     

В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

С<…> – начальник отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от ответчика – главы администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края Н<…>, представителя по доверенности от 20.08.2014 г. б/н Ш<…>,

рассмотрев дело № 97-ФАС22-ОВ/08-14 по признакам нарушения администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» (далее - Регламент).

Статьей 6 раздела II Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в соответствии с нормативно-правовыми актами, непосредственно регулирующими предоставление муниципальной услуги. Основанием для  предоставления муниципальной услуги является письменное заявление застройщика, направленное в администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края (пункт 6.1. статьи 6 раздела II Регламента).

Согласно пункту 6.2.1. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства объекта капитального строительства застройщик подает заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

-          правоустанавливающие документы на земельный участок;

-          градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

-          материалы, содержащиеся в проектной документации:

по объектам капитального строительства один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного  участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) раздел 3 «Архитектурные решения»;

г) раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

д) раздел 6 «Проект организации строительства»;

е) раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;

по линейным объектам один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Проект полосы отвода» или схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

в) раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»

г) раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;

-          положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса);

-          положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса;

-          разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

-          согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

-          свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

-          заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения).

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно пункту 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета с  приложением следующих ряда документов, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка (подпункты «а», «б» пункта 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента соответственно).

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к заявлению прилагаются (пункт 6.2.3. статьи 6 раздела II Регламента):

-          правоустанавливающие документы на земельный участок

-          градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки межевания территории;

-          разрешение на строительство;

-          акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора между застройщиком и подрядчиком на основании договора);

-          документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям техническим условиям и подписанные ответственными представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

-          схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка (коридора по трассе линейного объекта) и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта.

Пунктами  8.1., 8.2. статьи 8 раздела II Регламента установлены основания, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Одним из оснований является отсутствие документов, указанных в пунктах 6.2.1, 6.2.2., 6.2.3 статьи 6 раздела II Регламента.

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05.08.2014 № 300 в отношении администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 97-ФАС22-ОВ/08-14.

На заседании Комиссии представители администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пояснили, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 19.08.2014 № 64 «О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» Регламент был приведен в соответствие с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления муниципальной услуги.

В Регламент внесены изменения, касающиеся порядка предоставления документов заявителем и запроса документов непосредственно администрацией в соответствующих органах власти, также предусмотрено право заявителей на предоставление документов по своему усмотрению.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края отсутствуют.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов (пункта 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

-          документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

-          учредительные документы юридического лица;

-          правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги – выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

В данной статье содержится перечень документов, прикладываемых к заявлению, однако свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения) в данный перечень не включены.

Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно частям 7.1, 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 частей 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

 При этом документы, указанные в пункте 1 частей 7 и 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 7.2, 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса установлены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

При этом документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1. статьи 55 Градостроительного кодекса). При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», которым установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключения  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения), а также отсутствуют ссылки на то, что заявитель может не предоставлять ряд документов, прилагаемых к заявлению, которые могут быть получены администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края самостоятельно в результате межведомственных запросов. Данные положения создают административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии было установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района от 19.08.2014 г. № 64 в Регламент внесены изменения, которые устранили нарушения, выявленные управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

2.    Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                          С<…>

 

Члены Комиссии                                                                                      С<…>

 

                                                                                                                    С<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2014 г.                                     

В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

С<…> – начальник отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от ответчика – главы администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края Н<…>, представителя по доверенности от 20.08.2014 г. б/н Ш<…>,

рассмотрев дело № 97-ФАС22-ОВ/08-14 по признакам нарушения администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» (далее - Регламент).

Статьей 6 раздела II Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в соответствии с нормативно-правовыми актами, непосредственно регулирующими предоставление муниципальной услуги. Основанием для  предоставления муниципальной услуги является письменное заявление застройщика, направленное в администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края (пункт 6.1. статьи 6 раздела II Регламента).

Согласно пункту 6.2.1. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства объекта капитального строительства застройщик подает заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

-          правоустанавливающие документы на земельный участок;

-          градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

-          материалы, содержащиеся в проектной документации:

по объектам капитального строительства один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного  участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) раздел 3 «Архитектурные решения»;

г) раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

д) раздел 6 «Проект организации строительства»;

е) раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;

по линейным объектам один экземпляр разделов проектной документации:

а) раздел 1 «Пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

б) раздел 2 «Проект полосы отвода» или схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

в) раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»

г) раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;

-          положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса);

-          положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса;

-          разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

-          согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

-          свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

-          заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения).

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно пункту 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявления о выдаче разрешения на строительство на имя главы администрации Новоромановского сельсовета с  приложением следующих ряда документов, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка (подпункты «а», «б» пункта 6.2.2. статьи 6 раздела II Регламента соответственно).

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к заявлению прилагаются (пункт 6.2.3. статьи 6 раздела II Регламента):

-          правоустанавливающие документы на земельный участок

-          градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки межевания территории;

-          разрешение на строительство;

-          акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора между застройщиком и подрядчиком на основании договора);

-          документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям техническим условиям и подписанные ответственными представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

-          схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка (коридора по трассе линейного объекта) и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта.

Пунктами  8.1., 8.2. статьи 8 раздела II Регламента установлены основания, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Одним из оснований является отсутствие документов, указанных в пунктах 6.2.1, 6.2.2., 6.2.3 статьи 6 раздела II Регламента.

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05.08.2014 № 300 в отношении администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 97-ФАС22-ОВ/08-14.

На заседании Комиссии представители администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края пояснили, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 19.08.2014 № 64 «О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства» Регламент был приведен в соответствие с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления муниципальной услуги.

В Регламент внесены изменения, касающиеся порядка предоставления документов заявителем и запроса документов непосредственно администрацией в соответствующих органах власти, также предусмотрено право заявителей на предоставление документов по своему усмотрению.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края отсутствуют.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов (пункта 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Частью 6 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

-          документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

-          учредительные документы юридического лица;

-          правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги – выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

В данной статье содержится перечень документов, прикладываемых к заявлению, однако свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключение  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения) в данный перечень не включены.

Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно частям 7.1, 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 частей 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

 При этом документы, указанные в пункте 1 частей 7 и 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 7.2, 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса установлены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

При этом документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1. статьи 55 Градостроительного кодекса). При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края № 62 Д от 14.08.2012 г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», которым установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заключения  по промышленной безопасности (если промышленный объект или объект газоснабжения), а также отсутствуют ссылки на то, что заявитель может не предоставлять ряд документов, прилагаемых к заявлению, которые могут быть получены администрацией Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края самостоятельно в результате межведомственных запросов. Данные положения создают административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии было установлено, что постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района от 19.08.2014 г. № 64 в Регламент внесены изменения, которые устранили нарушения, выявленные управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать администрацию Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края от 14.08.2012 г. № 62 Д административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуального жилищного строительства», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.

2.    Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                          С<…>

 

Члены Комиссии                                                                                      С<…>

 

                                                                                                                    С<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 97-ФАС22-ОВ/08-14 [format] => [safe_value] => № 97-ФАС22-ОВ/08-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-02 06:41:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-29 06:41:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409640175 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )