Решение по делу №14-ФАС22-АМ/04-13 в отношении филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»

Номер дела: 14-ФАС22-АМ/04-13
Дата публикации: 14 мая 2013, 15:58

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, рассмотрев дело № 14-ФАС22-АМ/04-13 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

от заявителя –  Ф.

от ответчика – представитель  ОАО «МРСК Сибири»  - Б - (доверенность №126Н/17  от 03.07.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение Ф.  о нарушении ОАО «МРСК «Сибири» антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Общества.

Приказом антимонопольного органа от 03.04.2013 №127  возбуждено дело №14-ФАС22-АМ/04-13 в отношении ОАО «МРСК «Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» Алтайэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 03.04.2013г. дело №14-ФАС22-АМ/04-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 23 апреля 2013г.

 В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Ф.   поддержал доводы, изложенные в обращении, и пояснил, что 06.02.2012 он подписал с ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  договор № 20.22.236.12  об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 06.02.2013г. Технологическое присоединение было осуществлено 08.04.2013г., то есть  в  нарушение п.5 договора № 20.22.236.12, которым  определен срок осуществления технологического присоединения.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю признал факт нарушения антимонопольного законодательства и пояснил, что действительно технологическое присоединение к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул было осуществлено в нарушение установленных  сроков технологического присоединения.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, между ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  и Ф. заключен договор №20.22.236.12 об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества электроустановок строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный,  г.Барнаул.

Технические условия определяют мероприятия, осуществляемые сетевой организацией - в частности это - реконструкция ВЛ-10кВ №20-17 в части увеличения протяженности (ориентировочно -200м) от оп.№28 до вновь устанавливаемой ТП-10/0,4кВ, характеристики и протяженность ЛЭП-10кВ определить проектом; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой  ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.

В соответствии с п. 5 договора № 20.22.236.12    срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год  со дня заключения настоящего  договора, то есть до 06.02.2013г.

Из представленных сетевой компанией документов и пояснений по вопросу неисполнения договора об осуществлении технологического присоединения в установленный пунктом 5 договора № 20.22.236.12      срок усматривается следующее.

Так в письме от 19.03.2013 №1.1/25.1/2388, направленном в Алтайское краевое УФАС России ОАО «МРСК Сибири» указано, что данное технологическое присоединение по своей правовой природе является сложным. В настоящее время достигнута договоренность с собственниками об аренде ОАО «МРСК Сибири» вышеуказанных сетей.

В качестве доказательства данного обстоятельства,  представителем филиала ОАО «МРСК Сибири»  Алтайэнерго», в заседание Комиссии представлена копия договора аренды объектов электросетевого хозяйства №04.22.175.13 от 01.04.2013г.

Данный договор был заключен по истечении срока, в который должны были быть исполнены обязательства сетевой организаций  до границ участка Ф, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, то есть после 06.02.2013г.

Следовательно, доказательств наличия у Общества объективных причин неисполнения до  февраля 2013г. мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями, Общество не представило и в материалах дела  не имеется.

Таким образом, Общество бездействовало, не выполняя мероприятия по технологическому присоединению без объективных на то причин.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

«Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 - 14 и 34 названных Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с п/п а(2) п.25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Следовательно, вопрос об урегулировании отношений с третьими лицами при технологическом присоединении при любых обстоятельствах возложен на Общество, как сетевую организацию.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ф. в п.5 договора №20.22.236.12 определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.

 Из представленных документов ОАО «МРСК Сибири»  (исх.№1.1/25.1/2631 от 09.04.2013г.) следует, что 8 апреля 2013года Обществом исполнены обязательства по договору технологического присоединения к электрическим сетям для энергоснабжения строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 08.04.2013г. и актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответcтвенности сторон 08.04.2013г.

Следовательно, в  данном случае ОАО «МРСК Сибири» нарушен установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и условиями договора № 20.22.236.12  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факты ущемления интересов Ф. ввиду  бездействия занимающего доминирующее положение Общества  в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов заявителя нашли свое подтверждение.

Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к  своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенных им договоров технологического присоединения, оплаченных потребителями в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с гражданином Ф.

Приказом ФСТ России от 28.05.2008 №179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (регистрационный номер 24.1.58 раздел I Услуги по передаче электрической  и (или) тепловой энергии Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе).

На основании  ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, на ОАО «МРСК Сибири» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции».

Таким образом,  действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречат пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,ущемляют интересы Фролент В.В. и  нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

РЕШИЛА:

1.      Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в  не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречащими пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ущемляющими интересы Ф. и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.        В связи с добровольным устранением  ОАО «МРСК Сибири»  нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения рассмотрение дела в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить, предписание не выдавать.

 

stdClass Object ( [vid] => 8092 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №14-ФАС22-АМ/04-13 в отношении филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8092 [type] => solution [language] => ru [created] => 1389258041 [changed] => 1389258041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389258041 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, рассмотрев дело № 14-ФАС22-АМ/04-13 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

от заявителя –  Ф.

от ответчика – представитель  ОАО «МРСК Сибири»  - Б - (доверенность №126Н/17  от 03.07.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение Ф.  о нарушении ОАО «МРСК «Сибири» антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Общества.

Приказом антимонопольного органа от 03.04.2013 №127  возбуждено дело №14-ФАС22-АМ/04-13 в отношении ОАО «МРСК «Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» Алтайэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 03.04.2013г. дело №14-ФАС22-АМ/04-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 23 апреля 2013г.

 В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Ф.   поддержал доводы, изложенные в обращении, и пояснил, что 06.02.2012 он подписал с ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  договор № 20.22.236.12  об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 06.02.2013г. Технологическое присоединение было осуществлено 08.04.2013г., то есть  в  нарушение п.5 договора № 20.22.236.12, которым  определен срок осуществления технологического присоединения.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю признал факт нарушения антимонопольного законодательства и пояснил, что действительно технологическое присоединение к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул было осуществлено в нарушение установленных  сроков технологического присоединения.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, между ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  и Ф. заключен договор №20.22.236.12 об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества электроустановок строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный,  г.Барнаул.

Технические условия определяют мероприятия, осуществляемые сетевой организацией - в частности это - реконструкция ВЛ-10кВ №20-17 в части увеличения протяженности (ориентировочно -200м) от оп.№28 до вновь устанавливаемой ТП-10/0,4кВ, характеристики и протяженность ЛЭП-10кВ определить проектом; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой  ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.

В соответствии с п. 5 договора № 20.22.236.12    срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год  со дня заключения настоящего  договора, то есть до 06.02.2013г.

Из представленных сетевой компанией документов и пояснений по вопросу неисполнения договора об осуществлении технологического присоединения в установленный пунктом 5 договора № 20.22.236.12      срок усматривается следующее.

Так в письме от 19.03.2013 №1.1/25.1/2388, направленном в Алтайское краевое УФАС России ОАО «МРСК Сибири» указано, что данное технологическое присоединение по своей правовой природе является сложным. В настоящее время достигнута договоренность с собственниками об аренде ОАО «МРСК Сибири» вышеуказанных сетей.

В качестве доказательства данного обстоятельства,  представителем филиала ОАО «МРСК Сибири»  Алтайэнерго», в заседание Комиссии представлена копия договора аренды объектов электросетевого хозяйства №04.22.175.13 от 01.04.2013г.

Данный договор был заключен по истечении срока, в который должны были быть исполнены обязательства сетевой организаций  до границ участка Ф, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, то есть после 06.02.2013г.

Следовательно, доказательств наличия у Общества объективных причин неисполнения до  февраля 2013г. мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями, Общество не представило и в материалах дела  не имеется.

Таким образом, Общество бездействовало, не выполняя мероприятия по технологическому присоединению без объективных на то причин.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

«Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 - 14 и 34 названных Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с п/п а(2) п.25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Следовательно, вопрос об урегулировании отношений с третьими лицами при технологическом присоединении при любых обстоятельствах возложен на Общество, как сетевую организацию.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ф. в п.5 договора №20.22.236.12 определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.

 Из представленных документов ОАО «МРСК Сибири»  (исх.№1.1/25.1/2631 от 09.04.2013г.) следует, что 8 апреля 2013года Обществом исполнены обязательства по договору технологического присоединения к электрическим сетям для энергоснабжения строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 08.04.2013г. и актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответcтвенности сторон 08.04.2013г.

Следовательно, в  данном случае ОАО «МРСК Сибири» нарушен установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и условиями договора № 20.22.236.12  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факты ущемления интересов Ф. ввиду  бездействия занимающего доминирующее положение Общества  в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов заявителя нашли свое подтверждение.

Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к  своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенных им договоров технологического присоединения, оплаченных потребителями в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с гражданином Ф.

Приказом ФСТ России от 28.05.2008 №179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (регистрационный номер 24.1.58 раздел I Услуги по передаче электрической  и (или) тепловой энергии Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе).

На основании  ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, на ОАО «МРСК Сибири» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции».

Таким образом,  действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречат пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,ущемляют интересы Фролент В.В. и  нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

РЕШИЛА:

1.      Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в  не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречащими пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ущемляющими интересы Ф. и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.        В связи с добровольным устранением  ОАО «МРСК Сибири»  нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения рассмотрение дела в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить, предписание не выдавать.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, рассмотрев дело № 14-ФАС22-АМ/04-13 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

от заявителя –  Ф.

от ответчика – представитель  ОАО «МРСК Сибири»  - Б - (доверенность №126Н/17  от 03.07.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение Ф.  о нарушении ОАО «МРСК «Сибири» антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Общества.

Приказом антимонопольного органа от 03.04.2013 №127  возбуждено дело №14-ФАС22-АМ/04-13 в отношении ОАО «МРСК «Сибири» в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» Алтайэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 03.04.2013г. дело №14-ФАС22-АМ/04-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 23 апреля 2013г.

 В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Ф.   поддержал доводы, изложенные в обращении, и пояснил, что 06.02.2012 он подписал с ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  договор № 20.22.236.12  об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 06.02.2013г. Технологическое присоединение было осуществлено 08.04.2013г., то есть  в  нарушение п.5 договора № 20.22.236.12, которым  определен срок осуществления технологического присоединения.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю признал факт нарушения антимонопольного законодательства и пояснил, что действительно технологическое присоединение к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств незавершенного строительства  жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул было осуществлено в нарушение установленных  сроков технологического присоединения.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, между ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго»  и Ф. заключен договор №20.22.236.12 об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям Общества электроустановок строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный,  г.Барнаул.

Технические условия определяют мероприятия, осуществляемые сетевой организацией - в частности это - реконструкция ВЛ-10кВ №20-17 в части увеличения протяженности (ориентировочно -200м) от оп.№28 до вновь устанавливаемой ТП-10/0,4кВ, характеристики и протяженность ЛЭП-10кВ определить проектом; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой  ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.

В соответствии с п. 5 договора № 20.22.236.12    срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год  со дня заключения настоящего  договора, то есть до 06.02.2013г.

Из представленных сетевой компанией документов и пояснений по вопросу неисполнения договора об осуществлении технологического присоединения в установленный пунктом 5 договора № 20.22.236.12      срок усматривается следующее.

Так в письме от 19.03.2013 №1.1/25.1/2388, направленном в Алтайское краевое УФАС России ОАО «МРСК Сибири» указано, что данное технологическое присоединение по своей правовой природе является сложным. В настоящее время достигнута договоренность с собственниками об аренде ОАО «МРСК Сибири» вышеуказанных сетей.

В качестве доказательства данного обстоятельства,  представителем филиала ОАО «МРСК Сибири»  Алтайэнерго», в заседание Комиссии представлена копия договора аренды объектов электросетевого хозяйства №04.22.175.13 от 01.04.2013г.

Данный договор был заключен по истечении срока, в который должны были быть исполнены обязательства сетевой организаций  до границ участка Ф, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, то есть после 06.02.2013г.

Следовательно, доказательств наличия у Общества объективных причин неисполнения до  февраля 2013г. мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями, Общество не представило и в материалах дела  не имеется.

Таким образом, Общество бездействовало, не выполняя мероприятия по технологическому присоединению без объективных на то причин.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

«Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 - 14 и 34 названных Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с п/п а(2) п.25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Следовательно, вопрос об урегулировании отношений с третьими лицами при технологическом присоединении при любых обстоятельствах возложен на Общество, как сетевую организацию.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ф. в п.5 договора №20.22.236.12 определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.

 Из представленных документов ОАО «МРСК Сибири»  (исх.№1.1/25.1/2631 от 09.04.2013г.) следует, что 8 апреля 2013года Обществом исполнены обязательства по договору технологического присоединения к электрическим сетям для энергоснабжения строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул.Янтарная, <…>, п.Пригородный, г.Барнаул, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 08.04.2013г. и актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответcтвенности сторон 08.04.2013г.

Следовательно, в  данном случае ОАО «МРСК Сибири» нарушен установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и условиями договора № 20.22.236.12  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факты ущемления интересов Ф. ввиду  бездействия занимающего доминирующее положение Общества  в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов заявителя нашли свое подтверждение.

Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к  своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенных им договоров технологического присоединения, оплаченных потребителями в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с гражданином Ф.

Приказом ФСТ России от 28.05.2008 №179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (регистрационный номер 24.1.58 раздел I Услуги по передаче электрической  и (или) тепловой энергии Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе).

На основании  ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, на ОАО «МРСК Сибири» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции».

Таким образом,  действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречат пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,ущемляют интересы Фролент В.В. и  нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

РЕШИЛА:

1.      Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в  не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок жилого дома по ул.Янтарная, <…>,п.Пригородный, г.Барнаул, противоречащими пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ущемляющими интересы Ф. и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.        В связи с добровольным устранением  ОАО «МРСК Сибири»  нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения рассмотрение дела в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить, предписание не выдавать.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-ФАС22-АМ/04-13 [format] => [safe_value] => 14-ФАС22-АМ/04-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-14 08:58:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-07 08:58:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389258041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )