Дело № 1-ФАС22-ОВ/01-10

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: Дело № 1-ФАС22-ОВ/01-10
Дата публикации: 16 февраля 2010, 00:00

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства № 1-ФАС22-ОВ/01-10 по признакам нарушения <…..> городским Советом народных депутатов частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественного кладбища без проведения торгов, а также в наделении Предприятия функциями органа местного самоуправления,

 

УСТАНОВИЛА:

 

УФАС по Алтайскому краю на основании полномочий, установленных п.11 ч.1 ст 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  проведен анализ законодательства о погребении и похоронном деле, действующего в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которого было установлено, что на территории города <…..> действует Порядок предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6) и Положение о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54).

Согласно пункту 1.3 Порядка приготовления к захоронению (разметка могилы) разрешается только специализированной бригаде, копка могил выполняется рабочими кладбища за установленную оплату. В соответствии с пунктами 5.1 и 4 МУП <…..> обязано содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать выделение места для захоронения и нормы отвода каждого земельного участка, а также имеет право на заключение договоров на оказание ритуальных услуг и содержание городского кладбища с физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на оказание ритуальных услуг. Аналогичные нормы содержатся и в Положении о погребении и похоронном деле в г. <…..>. Так, согласно пункту 1 статьи 10 указанного муниципального акта кладбища содержатся предприятием коммунального хозяйства. Статьей 13 Положения установлены обязанности предприятия коммунального хозяйства, в числе которых:

  • регистрировать каждое захоронение в книге регистрации;
  • производить захоронение согласно санитарным правилам;
  • обеспечивать охрану зданий и сооружений, расположенных на территории кладбищ,
    могил и надмогильных сооружений;
  • регулярно убирать, в зависимости от времени года поливать водой или посыпать
    песком места общего пользования кладбища (проезды, дорожки и пр.);
  • поддерживать надлежащий порядок на территории кладбищ;
  • выделять участки (кварталы) для захоронения и определять очередность их
    использования;
  • озеленять   кладбища  (создавать   защитные   посадки   по   периметру  кладбища  и
    декоративные насаждения по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения
    достаточного проветривания и инсоляции);
  • своевременно  выполнять заказы граждан  и  организаций  на подготовку могил,
    установку надмогильных сооружений (по заказу);
  • предоставлять гражданам на прокат инвентарь для ухода за могилой (лопата, метла,
    лейка, грабли и т.д.);
  • принимать меры по уходу за зелеными насаждениями, местами общего пользования;

-   своевременно   производить  ремонт  сооружений,   расположенных   на  территории
кладбищ;

-  предоставлять по требованию граждан книгу отзывов и предложений, заверенную
печатью и подписью руководителя предприятия.

Согласно п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о похоронном деле) организация похоронного дела, в том числе и по погребению, включающему в себя услугу по копке могил и захоронению, как одному из видов ритуальных услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Закона о похоронном деле лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии со ст. 9 Закона о похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статья 10 Закона о похоронном деле предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, указанный Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Таким образом, в части наделения МУП <…..> функциями органа местного самоуправления, а именно: правом на осуществление регистрации захоронений, отведения участков (кварталов) для захоронения и определять очередность их
использования, - действиями <…..> городского Совета народных депутатов созданы условия, при которых МУП <…..> имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных ему полномочий органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах действия <…..> городского Совета народных депутатов противоречат части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ действующее законодательство не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять, в силу чего услуги по содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Частями 1 и 2 статьи 10 Закона о размещении заказа предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

            В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Часть 3 этой же статьи устанавливает запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

На основании изложенного, действиями <…..> городского Совета народных депутатов, выразившимися в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), нарушены требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действиями, выразившимися в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения), - требования части 3 статьи 15 этого же Закона.

Вместе с тем в соответствии с Законом Алтайского края <…..> муниципальное образование город <…..> Алтайского края преобразовано в городское поселение. Согласно части 2 статьи 10 указанного Закона ранее принятые муниципальные правовые акты городского округа город <…..> Алтайского края на территории городского поселения действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Алтайского края. Статьей 3 переходный период установлен со дня вступления в силу настоящего Закона по 31 декабря 2009 года. Таким образом, Положение о погребении и похоронном деле в  г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54) с 01 января 2010 года утратило юридическую силу, так как противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Кроме этого, в соответствии с решением <…..> городского Совета народных депутатов от 18.09.2009 №49, данный представительный орган местного самоуправления досрочно прекратил свои полномочия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия <…..> городского Совета народных депутатов, выразившиеся в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действия, выразившиеся в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения)- противоречащими части 3 статьи 15 этого же Федерального закона.

2. Предписание не выдавать.

 

 

                                                                                                                                

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

stdClass Object ( [vid] => 4787 [uid] => 5 [title] => Дело № 1-ФАС22-ОВ/01-10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4787 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323332330 [changed] => 1370521052 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521052 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства № 1-ФАС22-ОВ/01-10 по признакам нарушения <…..> городским Советом народных депутатов частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественного кладбища без проведения торгов, а также в наделении Предприятия функциями органа местного самоуправления,

 

УСТАНОВИЛА:

 

УФАС по Алтайскому краю на основании полномочий, установленных п.11 ч.1 ст 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  проведен анализ законодательства о погребении и похоронном деле, действующего в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которого было установлено, что на территории города <…..> действует Порядок предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6) и Положение о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54).

Согласно пункту 1.3 Порядка приготовления к захоронению (разметка могилы) разрешается только специализированной бригаде, копка могил выполняется рабочими кладбища за установленную оплату. В соответствии с пунктами 5.1 и 4 МУП <…..> обязано содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать выделение места для захоронения и нормы отвода каждого земельного участка, а также имеет право на заключение договоров на оказание ритуальных услуг и содержание городского кладбища с физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на оказание ритуальных услуг. Аналогичные нормы содержатся и в Положении о погребении и похоронном деле в г. <…..>. Так, согласно пункту 1 статьи 10 указанного муниципального акта кладбища содержатся предприятием коммунального хозяйства. Статьей 13 Положения установлены обязанности предприятия коммунального хозяйства, в числе которых:

  • регистрировать каждое захоронение в книге регистрации;
  • производить захоронение согласно санитарным правилам;
  • обеспечивать охрану зданий и сооружений, расположенных на территории кладбищ,
    могил и надмогильных сооружений;
  • регулярно убирать, в зависимости от времени года поливать водой или посыпать
    песком места общего пользования кладбища (проезды, дорожки и пр.);
  • поддерживать надлежащий порядок на территории кладбищ;
  • выделять участки (кварталы) для захоронения и определять очередность их
    использования;
  • озеленять   кладбища  (создавать   защитные   посадки   по   периметру  кладбища  и
    декоративные насаждения по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения
    достаточного проветривания и инсоляции);
  • своевременно  выполнять заказы граждан  и  организаций  на подготовку могил,
    установку надмогильных сооружений (по заказу);
  • предоставлять гражданам на прокат инвентарь для ухода за могилой (лопата, метла,
    лейка, грабли и т.д.);
  • принимать меры по уходу за зелеными насаждениями, местами общего пользования;

-   своевременно   производить  ремонт  сооружений,   расположенных   на  территории
кладбищ;

-  предоставлять по требованию граждан книгу отзывов и предложений, заверенную
печатью и подписью руководителя предприятия.

Согласно п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о похоронном деле) организация похоронного дела, в том числе и по погребению, включающему в себя услугу по копке могил и захоронению, как одному из видов ритуальных услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Закона о похоронном деле лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии со ст. 9 Закона о похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статья 10 Закона о похоронном деле предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, указанный Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Таким образом, в части наделения МУП <…..> функциями органа местного самоуправления, а именно: правом на осуществление регистрации захоронений, отведения участков (кварталов) для захоронения и определять очередность их
использования, - действиями <…..> городского Совета народных депутатов созданы условия, при которых МУП <…..> имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных ему полномочий органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах действия <…..> городского Совета народных депутатов противоречат части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ действующее законодательство не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять, в силу чего услуги по содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Частями 1 и 2 статьи 10 Закона о размещении заказа предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

            В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Часть 3 этой же статьи устанавливает запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

На основании изложенного, действиями <…..> городского Совета народных депутатов, выразившимися в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), нарушены требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действиями, выразившимися в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения), - требования части 3 статьи 15 этого же Закона.

Вместе с тем в соответствии с Законом Алтайского края <…..> муниципальное образование город <…..> Алтайского края преобразовано в городское поселение. Согласно части 2 статьи 10 указанного Закона ранее принятые муниципальные правовые акты городского округа город <…..> Алтайского края на территории городского поселения действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Алтайского края. Статьей 3 переходный период установлен со дня вступления в силу настоящего Закона по 31 декабря 2009 года. Таким образом, Положение о погребении и похоронном деле в  г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54) с 01 января 2010 года утратило юридическую силу, так как противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Кроме этого, в соответствии с решением <…..> городского Совета народных депутатов от 18.09.2009 №49, данный представительный орган местного самоуправления досрочно прекратил свои полномочия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия <…..> городского Совета народных депутатов, выразившиеся в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действия, выразившиеся в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения)- противоречащими части 3 статьи 15 этого же Федерального закона.

2. Предписание не выдавать.

 

 

                                                                                                                                

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства № 1-ФАС22-ОВ/01-10 по признакам нарушения <…..> городским Советом народных депутатов частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественного кладбища без проведения торгов, а также в наделении Предприятия функциями органа местного самоуправления,

 

УСТАНОВИЛА:

 

УФАС по Алтайскому краю на основании полномочий, установленных п.11 ч.1 ст 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  проведен анализ законодательства о погребении и похоронном деле, действующего в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которого было установлено, что на территории города <…..> действует Порядок предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6) и Положение о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54).

Согласно пункту 1.3 Порядка приготовления к захоронению (разметка могилы) разрешается только специализированной бригаде, копка могил выполняется рабочими кладбища за установленную оплату. В соответствии с пунктами 5.1 и 4 МУП <…..> обязано содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать выделение места для захоронения и нормы отвода каждого земельного участка, а также имеет право на заключение договоров на оказание ритуальных услуг и содержание городского кладбища с физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на оказание ритуальных услуг. Аналогичные нормы содержатся и в Положении о погребении и похоронном деле в г. <…..>. Так, согласно пункту 1 статьи 10 указанного муниципального акта кладбища содержатся предприятием коммунального хозяйства. Статьей 13 Положения установлены обязанности предприятия коммунального хозяйства, в числе которых:

  • регистрировать каждое захоронение в книге регистрации;
  • производить захоронение согласно санитарным правилам;
  • обеспечивать охрану зданий и сооружений, расположенных на территории кладбищ,
    могил и надмогильных сооружений;
  • регулярно убирать, в зависимости от времени года поливать водой или посыпать
    песком места общего пользования кладбища (проезды, дорожки и пр.);
  • поддерживать надлежащий порядок на территории кладбищ;
  • выделять участки (кварталы) для захоронения и определять очередность их
    использования;
  • озеленять   кладбища  (создавать   защитные   посадки   по   периметру  кладбища  и
    декоративные насаждения по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения
    достаточного проветривания и инсоляции);
  • своевременно  выполнять заказы граждан  и  организаций  на подготовку могил,
    установку надмогильных сооружений (по заказу);
  • предоставлять гражданам на прокат инвентарь для ухода за могилой (лопата, метла,
    лейка, грабли и т.д.);
  • принимать меры по уходу за зелеными насаждениями, местами общего пользования;

-   своевременно   производить  ремонт  сооружений,   расположенных   на  территории
кладбищ;

-  предоставлять по требованию граждан книгу отзывов и предложений, заверенную
печатью и подписью руководителя предприятия.

Согласно п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о похоронном деле) организация похоронного дела, в том числе и по погребению, включающему в себя услугу по копке могил и захоронению, как одному из видов ритуальных услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Закона о похоронном деле лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии со ст. 9 Закона о похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статья 10 Закона о похоронном деле предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, указанный Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Таким образом, в части наделения МУП <…..> функциями органа местного самоуправления, а именно: правом на осуществление регистрации захоронений, отведения участков (кварталов) для захоронения и определять очередность их
использования, - действиями <…..> городского Совета народных депутатов созданы условия, при которых МУП <…..> имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных ему полномочий органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах действия <…..> городского Совета народных депутатов противоречат части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ действующее законодательство не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять, в силу чего услуги по содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Частями 1 и 2 статьи 10 Закона о размещении заказа предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

            В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Часть 3 этой же статьи устанавливает запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

На основании изложенного, действиями <…..> городского Совета народных депутатов, выразившимися в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), нарушены требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действиями, выразившимися в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения), - требования части 3 статьи 15 этого же Закона.

Вместе с тем в соответствии с Законом Алтайского края <…..> муниципальное образование город <…..> Алтайского края преобразовано в городское поселение. Согласно части 2 статьи 10 указанного Закона ранее принятые муниципальные правовые акты городского округа город <…..> Алтайского края на территории городского поселения действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Алтайского края. Статьей 3 переходный период установлен со дня вступления в силу настоящего Закона по 31 декабря 2009 года. Таким образом, Положение о погребении и похоронном деле в  г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54) с 01 января 2010 года утратило юридическую силу, так как противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Кроме этого, в соответствии с решением <…..> городского Совета народных депутатов от 18.09.2009 №49, данный представительный орган местного самоуправления досрочно прекратил свои полномочия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия <…..> городского Совета народных депутатов, выразившиеся в возложении на МУП <…..> обязанностей по содержанию общественных кладбищ без проведения торгов (пункты 4, 5.1 Порядка предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6)), противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а действия, выразившиеся в наделении МУП <…..> функциями органа местного самоуправления в части регистрации захоронений (абзац 2 статьи 13 Положения о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54)) и предоставления места для захоронения (абзац 9 статьи 13 Положения)- противоречащими части 3 статьи 15 этого же Федерального закона.

2. Предписание не выдавать.

 

 

                                                                                                                                

     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 1-ФАС22-ОВ/01-10 [format] => [safe_value] => Дело № 1-ФАС22-ОВ/01-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

УФАС по Алтайскому краю на основании полномочий, установленных п.11 ч.1 ст 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  проведен анализ законодательства о погребении и похоронном деле, действующего в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которого было установлено, что на территории города <…..> действует Порядок предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6) и Положение о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54).

[format] => full_html [safe_value] =>

 

УФАС по Алтайскому краю на основании полномочий, установленных п.11 ч.1 ст 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  проведен анализ законодательства о погребении и похоронном деле, действующего в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которого было установлено, что на территории города <…..> действует Порядок предоставления ритуальных услуг при погребении граждан в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 20.01.2009 №6) и Положение о погребении и похоронном деле в г. <…..> (утв. решением <…..> городского Совета народных депутатов от 17.06.2008 №54).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-15 18:00:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-15 18:00:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323332330 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )