Дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: Дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10
Дата публикации: 12 марта 2010, 00:00

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 по признакам нарушения администрацией <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашений «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <…> сельсовета <…> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение от <…> между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>

В связи с установленными признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа №58 от 27.02.2010 в отношении администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №24-ФАС22-ОВ/02-10.

На заседании Комиссии представитель администрации <…> сельсовета пояснил, что соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение  между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> расторгнуты. Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> заключено новое соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет». При заключении 4-х стороннего Соглашения администрация руководствовалась пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 23 статьи 3 Устава муниципального образования <…> сельский совет.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования «<…>  сельсовет <…> района Алтайского края» (принят решением Собрания депутатов <….> сельсовета <…> района  Алтайского края ) администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Статьей 35 Устава установлено, что к полномочиям администрации сельсовета, кроме прочего, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>. и ИПБОЮЛ <…> было заключено соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет» (далее – Соглашение). Из содержания Соглашения следует, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют функции специализированных похоронных служб по вопросам похоронного дела, в частности, погребение согласно гарантированному перечню (абз. 1 п. 2.2; абз. 1 п. 2.3; абз. 1 п. 2.4). Кроме того, Соглашением установлено, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют:

- создание и содержание специализированной службы по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению с. <…> (п. 2.2.1; п. 2.3.1; 2.4.1 Соглашения);

- перевозку тел (останков) умерших (погибших) (п. 2.2.5; п.2.3.5; п. 2.4.5 Соглашения);

- предоставление гробов (п. 2.2.6; п. 2.3.6; п. 2.4.6 Соглашения);

- облачение тел (п. 2.2.7; п. 2.3.7; п. 2.4.7 Соглашения);

- уход за местами погребения и отдельными захоронениями (п. 2.2.9; п. 2.3.9; п. 2.4.9 Соглашения);

- копку (заготовку) могил под захоронения (п. 2.2.15; п. 2.3.14; п. 2.4.13 Соглашения);

- регулярную санитарную очистку территории кладбища, мест общего пользования и прилегающую территорию от мусора и сухостоя в течение всего периода и дополнительную очистку перед массовыми поминальными днями (в границах схемы разграничения) (п. 2.2.22; п. 2.3.21; п. 2.4.20 Соглашения).

Статьёй 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность по оказанию услуг, составляющих гарантированный перечень. При этом стоимость этих услуг возмещается специализированной службе в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ или бюджета субъекта РФ.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по погребению относятся к муниципальным нуждам. Следовательно, в случае отсутствия на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления в соответствии с Законом о погребении, функции данной службы передаются по итогам публичных процедур.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действиями администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> по заключению Соглашения, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела (осуществление погребения по гарантированному перечню) созданы преимущественные условия для осуществления деятельности ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> на рынке ритуальных услуг. Такое соглашение создаёт препятствия для доступа на рынок новых участников.

Также,  ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> частично переданы функции органа местного самоуправления - индивидуальные предприниматели наделены следующими правами:

 - выделение участков и мест под захоронения (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения);

- ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений (п. 2.2.16 Соглашения);

 - содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.13 Соглашения).

 Вместе с тем деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, является конкурентным видом деятельности, в связи с чем действиями сторон Соглашения созданы условия, при которых предприниматели имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных им полномочий органа местного самоуправления.

Кроме того, п. 2.1.3 Соглашения установлено, что администрация |<…> сельсовета для осуществления сотрудничества в сфере похоронного дела, оказания ритуальных услуг и содержания гражданского кладбища в с. <…> передает ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>  в хозяйственное ведение без права передачи другому лицу территорию гражданского кладбища (в границах карты – схемы) для осуществления совместно с ИПБОЮЛ <…> захоронений умерших и ритуальных услуг. Территория кладбища разделена между тремя предпринимателями на части в соответствии с приложением к Соглашению.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность их передачи в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

   В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

На основании изложенного, действиями администрации <…> сельсовета и ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>, выразившимися в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», предусматривающего, в числе прочего, осуществление его участниками функций специализированных похоронных служб, передачу территории гражданского кладбища в хозяйственное ведение ограниченному кругу хозяйствующих субъектов,  нарушен абзац 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что способствует получению ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> конкурентных преимуществ в части создания для индивидуальных предпринимателей более выгодных условий деятельности на рынке ритуальных услуг, и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.

Также, действиями администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края выразившимися в наделении через Соглашение ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронения; ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений; содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12; п. 2.2.16; п. 2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») нарушена часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в с. Кулунда.

 

 

 


 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> выразившиеся в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», противоречащими абзацу 1статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, выразившиеся в наделении ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> полномочиями по ведению книги регистрационного учета (п. 2.2.16 Соглашения от «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), выделению участков и мест под захоронения, определение порядка их использования (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), содержанию и организации работы смотрителя кладбища (п.2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

stdClass Object ( [vid] => 4652 [uid] => 5 [title] => Дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4652 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322123596 [changed] => 1370521052 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521052 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 по признакам нарушения администрацией <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашений «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <…> сельсовета <…> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение от <…> между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>

В связи с установленными признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа №58 от 27.02.2010 в отношении администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №24-ФАС22-ОВ/02-10.

На заседании Комиссии представитель администрации <…> сельсовета пояснил, что соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение  между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> расторгнуты. Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> заключено новое соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет». При заключении 4-х стороннего Соглашения администрация руководствовалась пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 23 статьи 3 Устава муниципального образования <…> сельский совет.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования «<…>  сельсовет <…> района Алтайского края» (принят решением Собрания депутатов <….> сельсовета <…> района  Алтайского края ) администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Статьей 35 Устава установлено, что к полномочиям администрации сельсовета, кроме прочего, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>. и ИПБОЮЛ <…> было заключено соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет» (далее – Соглашение). Из содержания Соглашения следует, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют функции специализированных похоронных служб по вопросам похоронного дела, в частности, погребение согласно гарантированному перечню (абз. 1 п. 2.2; абз. 1 п. 2.3; абз. 1 п. 2.4). Кроме того, Соглашением установлено, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют:

- создание и содержание специализированной службы по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению с. <…> (п. 2.2.1; п. 2.3.1; 2.4.1 Соглашения);

- перевозку тел (останков) умерших (погибших) (п. 2.2.5; п.2.3.5; п. 2.4.5 Соглашения);

- предоставление гробов (п. 2.2.6; п. 2.3.6; п. 2.4.6 Соглашения);

- облачение тел (п. 2.2.7; п. 2.3.7; п. 2.4.7 Соглашения);

- уход за местами погребения и отдельными захоронениями (п. 2.2.9; п. 2.3.9; п. 2.4.9 Соглашения);

- копку (заготовку) могил под захоронения (п. 2.2.15; п. 2.3.14; п. 2.4.13 Соглашения);

- регулярную санитарную очистку территории кладбища, мест общего пользования и прилегающую территорию от мусора и сухостоя в течение всего периода и дополнительную очистку перед массовыми поминальными днями (в границах схемы разграничения) (п. 2.2.22; п. 2.3.21; п. 2.4.20 Соглашения).

Статьёй 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность по оказанию услуг, составляющих гарантированный перечень. При этом стоимость этих услуг возмещается специализированной службе в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ или бюджета субъекта РФ.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по погребению относятся к муниципальным нуждам. Следовательно, в случае отсутствия на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления в соответствии с Законом о погребении, функции данной службы передаются по итогам публичных процедур.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действиями администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> по заключению Соглашения, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела (осуществление погребения по гарантированному перечню) созданы преимущественные условия для осуществления деятельности ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> на рынке ритуальных услуг. Такое соглашение создаёт препятствия для доступа на рынок новых участников.

Также,  ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> частично переданы функции органа местного самоуправления - индивидуальные предприниматели наделены следующими правами:

 - выделение участков и мест под захоронения (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения);

- ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений (п. 2.2.16 Соглашения);

 - содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.13 Соглашения).

 Вместе с тем деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, является конкурентным видом деятельности, в связи с чем действиями сторон Соглашения созданы условия, при которых предприниматели имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных им полномочий органа местного самоуправления.

Кроме того, п. 2.1.3 Соглашения установлено, что администрация |<…> сельсовета для осуществления сотрудничества в сфере похоронного дела, оказания ритуальных услуг и содержания гражданского кладбища в с. <…> передает ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>  в хозяйственное ведение без права передачи другому лицу территорию гражданского кладбища (в границах карты – схемы) для осуществления совместно с ИПБОЮЛ <…> захоронений умерших и ритуальных услуг. Территория кладбища разделена между тремя предпринимателями на части в соответствии с приложением к Соглашению.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность их передачи в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

   В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

На основании изложенного, действиями администрации <…> сельсовета и ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>, выразившимися в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», предусматривающего, в числе прочего, осуществление его участниками функций специализированных похоронных служб, передачу территории гражданского кладбища в хозяйственное ведение ограниченному кругу хозяйствующих субъектов,  нарушен абзац 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что способствует получению ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> конкурентных преимуществ в части создания для индивидуальных предпринимателей более выгодных условий деятельности на рынке ритуальных услуг, и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.

Также, действиями администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края выразившимися в наделении через Соглашение ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронения; ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений; содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12; п. 2.2.16; п. 2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») нарушена часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в с. Кулунда.

 

 

 


 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> выразившиеся в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», противоречащими абзацу 1статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, выразившиеся в наделении ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> полномочиями по ведению книги регистрационного учета (п. 2.2.16 Соглашения от «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), выделению участков и мест под захоронения, определение порядка их использования (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), содержанию и организации работы смотрителя кладбища (п.2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 по признакам нарушения администрацией <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашений «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <…> сельсовета <…> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение от <…> между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>

В связи с установленными признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа №58 от 27.02.2010 в отношении администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №24-ФАС22-ОВ/02-10.

На заседании Комиссии представитель администрации <…> сельсовета пояснил, что соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение  между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> расторгнуты. Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> заключено новое соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет». При заключении 4-х стороннего Соглашения администрация руководствовалась пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 23 статьи 3 Устава муниципального образования <…> сельский совет.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования «<…>  сельсовет <…> района Алтайского края» (принят решением Собрания депутатов <….> сельсовета <…> района  Алтайского края ) администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Статьей 35 Устава установлено, что к полномочиям администрации сельсовета, кроме прочего, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>. и ИПБОЮЛ <…> было заключено соглашение «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет» (далее – Соглашение). Из содержания Соглашения следует, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют функции специализированных похоронных служб по вопросам похоронного дела, в частности, погребение согласно гарантированному перечню (абз. 1 п. 2.2; абз. 1 п. 2.3; абз. 1 п. 2.4). Кроме того, Соглашением установлено, что ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> осуществляют:

- создание и содержание специализированной службы по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению с. <…> (п. 2.2.1; п. 2.3.1; 2.4.1 Соглашения);

- перевозку тел (останков) умерших (погибших) (п. 2.2.5; п.2.3.5; п. 2.4.5 Соглашения);

- предоставление гробов (п. 2.2.6; п. 2.3.6; п. 2.4.6 Соглашения);

- облачение тел (п. 2.2.7; п. 2.3.7; п. 2.4.7 Соглашения);

- уход за местами погребения и отдельными захоронениями (п. 2.2.9; п. 2.3.9; п. 2.4.9 Соглашения);

- копку (заготовку) могил под захоронения (п. 2.2.15; п. 2.3.14; п. 2.4.13 Соглашения);

- регулярную санитарную очистку территории кладбища, мест общего пользования и прилегающую территорию от мусора и сухостоя в течение всего периода и дополнительную очистку перед массовыми поминальными днями (в границах схемы разграничения) (п. 2.2.22; п. 2.3.21; п. 2.4.20 Соглашения).

Статьёй 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность по оказанию услуг, составляющих гарантированный перечень. При этом стоимость этих услуг возмещается специализированной службе в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ или бюджета субъекта РФ.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по погребению относятся к муниципальным нуждам. Следовательно, в случае отсутствия на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления в соответствии с Законом о погребении, функции данной службы передаются по итогам публичных процедур.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действиями администрации <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> по заключению Соглашения, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела (осуществление погребения по гарантированному перечню) созданы преимущественные условия для осуществления деятельности ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> на рынке ритуальных услуг. Такое соглашение создаёт препятствия для доступа на рынок новых участников.

Также,  ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> частично переданы функции органа местного самоуправления - индивидуальные предприниматели наделены следующими правами:

 - выделение участков и мест под захоронения (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения);

- ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений (п. 2.2.16 Соглашения);

 - содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.13 Соглашения).

 Вместе с тем деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, является конкурентным видом деятельности, в связи с чем действиями сторон Соглашения созданы условия, при которых предприниматели имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных им полномочий органа местного самоуправления.

Кроме того, п. 2.1.3 Соглашения установлено, что администрация |<…> сельсовета для осуществления сотрудничества в сфере похоронного дела, оказания ритуальных услуг и содержания гражданского кладбища в с. <…> передает ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…>  в хозяйственное ведение без права передачи другому лицу территорию гражданского кладбища (в границах карты – схемы) для осуществления совместно с ИПБОЮЛ <…> захоронений умерших и ритуальных услуг. Территория кладбища разделена между тремя предпринимателями на части в соответствии с приложением к Соглашению.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность их передачи в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

   В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

На основании изложенного, действиями администрации <…> сельсовета и ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>, выразившимися в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», предусматривающего, в числе прочего, осуществление его участниками функций специализированных похоронных служб, передачу территории гражданского кладбища в хозяйственное ведение ограниченному кругу хозяйствующих субъектов,  нарушен абзац 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что способствует получению ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> конкурентных преимуществ в части создания для индивидуальных предпринимателей более выгодных условий деятельности на рынке ритуальных услуг, и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.

Также, действиями администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края выразившимися в наделении через Соглашение ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронения; ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений; содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12; п. 2.2.16; п. 2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») нарушена часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в с. Кулунда.

 

 

 


 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> выразившиеся в заключении Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», противоречащими абзацу 1статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, выразившиеся в наделении ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> полномочиями по ведению книги регистрационного учета (п. 2.2.16 Соглашения от «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), выделению участков и мест под захоронения, определение порядка их использования (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет»), содержанию и организации работы смотрителя кладбища (п.2.2.13 Соглашения «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет») противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать администрации <…> сельсовета <…> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <…>, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…> предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

            Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 [format] => [safe_value] => Дело № 24-ФАС22-ОВ/02-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <…> сельсовета <…> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение от <…> между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>

[format] => full_html [safe_value] =>

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <…> сельсовета <…> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <…> сельсовета и  ИПБОЮЛ <…> «О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <…> сельсовет», а также соглашение от <…> между администрацией <…> сельсовета, ИПБОЮЛ <…> и ИПБОЮЛ <…>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-11 18:00:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-11 18:00:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322123596 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )