«Жизнь» – в нагрузку!

Автор: Наталья Катренко

На барнаульском рынке обязательного автострахования царит полный беспредел. Иначе ситуацию с полисами ОСАГО, которые сегодня не так-то просто приобрести, не назовешь.

Автовладельцы расценивают происходящее не иначе как заговор страховщиков, сами же страховые компании – по сути, коммерческие структуры – ссылаются на нежелание работать на рынке заведомо убыточных услуг.

Неужели заговор?

Примерно с середины прошлого года в Барнауле оформить полис ОСАГО привычным образом, то есть через страховых агентов, становилось все сложней. Все чаще представители страховщиков ссылались на отсутствие в своем портфеле бланков нужной компании, а потому советовали обращаться напрямую в СК – дескать, в офисе все оформят без проблем. Однако на деле оказывалось, что бланки в дефиците и там, из-за чего владельцам авто приходилось обзванивать страховые компании Барнаула в поисках полисов автогражданки. В итоге за последние полгода подавляющему числу водителей пришлось позабыть о клиентской преданности – за это время практически каждый из них сменил привычную страховую компанию на ту, что предоставила ставшие дефицитными бланки полисов ОСАГО. Уже к началу 2014 года стало известно об уходе с рынка автогражданки целого ряда игроков, среди которых такие компании, как «Метротон», «МСК», «Страховое общество «Россия», «ГУТА-Страхование», на подходе – «УралСиб», которая вот уже два месяца как не выдает полисы обязательного автострахования… Те же компании, что оставили ОСАГО в своем перечне услуг, радикально пересмотрели условия, на которых они намерены продолжать работу с клиентами.

– Сложившаяся ситуация на рынке обязательного автострахования – это своего рода массовый протест страховщиков против существующих тарифов на ОСАГО, которые не пересматривались на протяжении десяти лет, – поясняет страховой агент Юрий Коломейцев. – Тем самым СК словно демонстрируют правительству нашей страны, что не желают работать с нерентабельным видом страховой защиты. В итоге компании либо ощутимо сократили портфель ОСАГО, либо совсем отказались от данного вида услуг (в таком случае отсутствие полисов можно рассматривать как выдуманную причину отказа в страховании). Если раньше я мог предложить своим клиентам полисы 15, а то и 20 компаний, то теперь при себе у меня бланки лишь от нескольких страховщиков. И, как вы понимаете, дело тут не в отсутствии бланков.

По словам Юрия Коломейцева, в Барнауле приобрести полис ОСАГО сегодня можно в таких компаниях, как «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Согласие», «Росэнерго», «Надежда»… Однако с недавних пор купить страховку здесь предлагают на особых условиях. В основном – в составе пакета услуг, в который помимо ОСАГО входит еще и страхование жизни. Это новшество, по мнению страховщиков, объясняется тем, что в Алтайском крае год от года растет число людей, погибших в ДТП. Шутка ли, только за прошлый год в регионе произошло 4289 аварий, в которых погибли 385 человек, несколько тысяч были ранены… Бесспорно, цифры внушительные. Но все же что-то подсказывает, что далеко не только о наших жизнях пекутся представители страхового бизнеса.

Навяжут – не навяжут

– Страховые компании – те же финансовые структуры, которые не станут работать себе в убыток, – поясняет независимый страховой агент Ольга Терещенко. – И если десять лет назад страховщики принимали ОСАГО за локомотив, который потянет за собой развитие других видов страхования, то сегодня можно говорить о том, что автогражданка этих надежд не оправдала. Отказываются браться за этот вид услуг и страховые агенты – за последние месяцы страховщики снизили их комиссионное вознаграждение в четыре-пять раз. Из-за этого оформлением полисов ОСАГО занимаются в основном сотрудники офисов страховых компаний, к которым приходится выстаивать длинные очереди.

Судя по телефонным обращениям, сами страховщики вроде как ждут своих клиентов с распростертыми объятиями. К примеру, в барнаульском офисе «Росгосстраха» на вопрос о наличии бланков прозвучал обнадеживающий ответ: «У нас бланки есть всегда!». Однако при дальнейшем расспросе выяснилось, что нужная страховка выдается вместе с полисом страхования жизни, стоимость которого – 1 тыс. руб. «Отказаться от него, конечно, можно, в этом случае понадобится определить степень изношенности транспортного средства, – словно издеваясь, бубнила девушка хорошо заученную текстовку. – А для этого нужно встать в очередь к нашему эксперту, у которого все расписано на неделю вперед!». В компании «Ингосстрах» хоть и порадовали более щадящими тарифами на допуслугу (человеческая жизнь здесь оценивается в 650 руб. ежегодных взносов), зато поставили более жесткое условие: в случае отказа от «жизни» здесь требуется написать заявление, на рассмотрение которого отводится не менее десяти дней. «А если срочно нужна страховка?» – не унимаюсь я. «Девушка, тогда с вас дополнительно 650 руб.! – и от себя вполголоса добавляет. – Вам что, денег жалко?». Звоним в «Согласие» – здесь, к счастью, ничего не навязывают, но и ОСАГО не предлагают, в случае если вы не постоянный клиент компании.

– Действия страховщиков не правомерны, – дает свой ответ директор краевой Ассоциации защиты прав потребителей Игорь Казанцев. – Ведь речь идет не только о присоединительном договоре, а о навязывании услуги путем финансового шантажа. Согласитесь, оформлять договор страхования автовладельцы берутся в самый последний момент, а потому они готовы сделать все возможное, чтобы его продлить (ведь по закону за езду без полиса с автомобиля снимают номера, а само транспортное средство отправляют на штрафстоянку). Если вы решили отстоять свои права, то должны действовать заранее, а не в момент окончания срока действия полиса. Но зачастую люди с этой волокитой не хотят связываться.

Необходимо написать заявление на имя руководства страховой компании, в которой вы просите застраховать транспортное средство по ОСАГО без дополнительных услуг. Срок его рассмотрения – десять дней. Если по его истечении в оформлении полиса вам будет отказано, то с этой резолюцией на заявлении вы можете смело направляться в структуры по защите прав потребителей, суд или Роспотребнадзор.

Что в итоге?

Однако, как прокомментировал руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в Сибирском федеральном округе Владимир Голубков, уже к 1 июля (кстати, к 11-летней годовщине вступления в силу закона об обязательном автостраховании) ситуация на рынке ОСАГО обещает измениться к лучшему.

– Еще весной 2013 года Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, которые предполагают увеличение лимитов выплат, а также дают страховщикам право самостоятельно устанавливать тарифы в пределах максимальных и минимальных уровней, – поясняет Владимир Александрович. – По оценке Минфина, вступление этих поправок в силу потребует увеличения тарифов примерно на 25% (хотя РСА в свое время отмечал, что тарифы должны быть увеличены на 70%). Как и раньше, стоимость страховки будет определяться как произведение базового тарифа и различных коэффициентов. Так, для авто категории B базовый тариф составит 1980 руб., в случае если владельцем выступает физическое лицо. Если такой же автомобиль находится в собственности юридического лица, то базовый тариф повысится до 2375 руб. Уточняющие коэффициенты будут отражать риски, связанные с вождением. Кроме того, они учитывают и стаж, и возраст, и количество ДТП, и многие другие показатели.

Для страховщиков повышение тарифов – не только долгожданная, но и стимулирующая мера. Только вот не забыли бы они учесть, что вместе с тарифами вырастет и лимит выплат ущерба по ОСАГО – он будет увеличен со 120 тыс. руб. до 400 тыс. Надолго ли хватит их терпения?

КСТАТИ

За период с ноября 2013 года по настоящее время в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю поступило 11 жалоб на действия страховых организаций. По словам руководителя ведомства Степана Поспелова, в основном граждане жаловались на то, что при обращении в страховую компанию за оформлением или продлением полиса ОСАГО им навязывали дополнительные договоры страхования, а также отказывали в оформлении страховки по причине отсутствия бланков и в применении понижающего коэффициента страховых тарифов (так называемый «Бонус-Малус»). Кроме того, в настоящее время Управление проводит антимонопольное расследование в отношении трех страховых организаций, работающих в регионе, на предмет выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции» (статья о запрете на заключение соглашения).