Топливный пасьянс

 

Сколько еще будет дорожать бензин?

 «Опять подняли!» — чертыхаются водители, подъезжая к заправке. Бензин дорожает чуть ли не каждую неделю, пусть не на много, но дорожает. И то обстоятельство, что так происходит по всей России, — слабое, согласитесь, утешение. В этом году цены на бензин начали расти в июле. 

 

 Необъяснимо, но факт

«Нефтеперерабатывающие заводы — Омский («Газпромнефть») и Ачинский («Роснефть») — увеличили отпускную цену на бензин примерно на три рубля за литр. Причины роста цен они нам не объясняли — просто поставили перед фактом», — говорит Сергей Великов, руководитель компании «Литал» (сеть АЗС в Камне-на-Оби).

По данным президента Алтайского топливного союза, председателя совета директоров компании «Октан» Юрия Матвейко, за последний квартал оптовые цены на ГСМ увеличились на 30%. «Те владельцы АЗС, у кого оставались запасы, имели возможность временно удержать цены на прежнем уровне. Теперь запасы иссякли, и розничные цены выросли», — отметил г-н Матвейко. «Розничные цены, конечно, тоже выросли, но гораздо меньше оптовых — примерно на 1,5-2 рубля за литр. Естественно, что сдерживание цен приводит к снижению рентабельности АЗС», — отмечает Сергей Великов. Понятно, что работать себе в убыток автозаправщики не будут, даже стремясь сохранить свою долю рынка.

В поисках крайнего

Надзорные органы видят причины роста цен на топливо прежде всего в неправомерных действиях производителей. Как отмечает руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Степан Поспелов, на федеральном уровне некоторые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которым принадлежат нефтеперерабатывающие заводы, навязывали хозяйствующим субъектам невыгодные условия приобретения топлива, а также необоснованно отказывали в заключении договоров на поставку. Кроме того, они не соблюдали принципы биржевой торговли бензином и не обеспечивали равный доступ к торгам для независимых сетей АЗС. Все это, по мнению антимонопольщиков, и привело к нынешнему росту цен на бензин.

При этом НПЗ и при старых ценах жилось весьма и весьма неплохо, подчеркивают эксперты. «Нефтепереработка в России — высокодоходный бизнес. Средний уровень маржи — более пяти долларов за баррель. Для сравнения, в Европе — около двух долларов за баррель», — отмечает Денис Борисов, директор нефтегазового центра аналитической компании EY.

«ВИНКам было предписано реализовывать на бирже бензины в объеме не менее 10% от месячного объема производства с базисов поставок НПЗ и обеспечивать недискриминационные условия доступа независимых участников к торгам, а также доставлять бензин удобным способом — и железнодорожным транспортом, и магистральными трубопроводами. Поставки должны происходить регулярно и равномерно», — подчеркивает руководитель УФАС по Алтайскому краю.

При этом к дочерним предприятиям ВИНКов в Алтайском крае — компаниям «Газпромнефть-Алтайнефтепродукт» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» — у антимонопольной службы претензий нет. «Нефтеперерабатывающие заводы увеличили отпускную цену примерно на 15%, поэтому бензин подорожал и в других сегментах. При этом в сегменте мелкого опта цены выросли меньше — примерно на 10%, в рознице — еще меньше. Так что каких-то злоупотреблений со стороны ВИНКов — «Газпромнефти» и «Роснефти» — мы не видим. Заметна интересная тенденция — в рознице цены повышаются небольшими порциями — по 30-50 копеек, но часто», — сказал на недавней пресс-конференции Степан Поспелов.

По словам и. о. начальника общего отдела компании «Роснефть-Алтайнефтепродукт» Алены Масюковой, компания закупает бензины и дизельное топливо по ценам, которые формируются на основе ежедневных биржевых торгов: «В течение августа цена на бирже значительно выросла на все виды нефтепродуктов, а именно: АИ-98 на 5 261 руб./т; АИ-95 на 4 599 руб./т; АИ-92 на 3 572 руб./т, ДТ летнее на 715 руб./т. В первой декаде сентября подорожавший ресурс поступил на нефтебазы, что отразилось на розничных ценах. Так, на АЗС «Роснефть» в Алтайском крае за период с начала сентября по начало октября 2013 года цены на АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо повысились на 50 коп.

Отпускные оптовые цены формируются на основе торгов на Петербургской бирже, т. е. на основе абсолютно рыночного механизма, что признано ФАС. С начала сентября 2013 года оптовая цена ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» на дизельное топливо поднялась на 1%, роста по АИ-92 не было. Исходя из сегодняшней тенденции на бирже, розничные цены стабилизировались. При этом «Роснефть-Алтайнефтепродукт» проводит политику сдержанного ценообразования», — подчеркнула г-жа Масюкова.

Аналитики подчеркивают, что у роста цен на бензин есть и объективные причины. Как правило, это растущая инфляция, увеличение стоимости сырья, рост фискальной нагрузки на нефтяников и нефтепереработчиков, увеличение тарифов естественных монополий. На рост стоимости бензина может повлиять как один, так и сразу несколько факторов.

Что с ценами на бензин будет дальше? Как полагает Юрий Матвейко, они вырастут, так как зависят от оптовых цен: «Более вероятно, что оптовые цены продолжат увеличиваться, а за ними вырастет и розничная цена», — прогнозирует Матвейко. Однако случится это не завтра. «Полагаю, до конца года серьезного увеличения стоимости бензина не будет. А вот в начале 2014 года я прогнозирую ее дальнейший рост», — говорит Сергей Великов. «Вряд ли стоит ждать снижения цен на ГСМ. Такое в российской истории происходило крайне редко. Как правило, цены у нас только растут, а если и снижаются, то ненадолго. Вероятнее всего, что так будет и на этот раз. Сейчас цены зафиксируются на новом уровне и будут оставаться таковыми несколько месяцев, а затем опять могут пойти вверх», — считает ведущий эксперт компании «Финам Менедж-мент» Дмитрий Баранов.

Нефтяной проект

Как подчеркивают участники рынка, «топливная проблема» связана еще и с тем, что в Алтайском крае нет своих крупных НПЗ. Впрочем, подвижки в этом направлении есть. Барнаульская компания «Сибирский Баррель» в конце лета заявила о планах по строительству в Зональном районе Алтайского края нефтеперерабатывающего завода мощностью миллион тонн нефти в год. На нем будут производиться дизельное топливо, автомобильный бензин, битумы, сжиженные газы, бензол, толуол, сера. Сейчас завод находится в стадии проектирования. Как пояснил «МК» руководитель фирмы Олег Крохин, начать строительство планируется в 2015 году, предполагаемый срок строительства 3-3,5 года. Объем инвестиций в проект, а также источник этих инвестиций пока не раскрывается. Не сообщается также о предполагаемых рынках сбыта продукции.

По словам г-на Крохина, у «Сибирского Барреля» уже есть опыт в области нефтепереработки. С 2009 года в Зональном районе уже работает принадлежащий компании завод мощностью сто тысяч тонн. Сырье приобретается у «РуссНефти» и доставляется в регион в цистернах по железной дороге. Продукция производится по заказу фирмы-партнера из Новосибирска, ее название не афишируется.

Впрочем, руководство Алтайского края оценивает проект «Сибирского Барреля» весьма критически. «О проекте нового завода я слышал только в виртуальном пространстве», — сказал на одной из недавних пресс-конференций губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он подчеркнул, что главная проблема проекта — отсутствие в регионе сырьевой базы для такого производства. «Основной ограничивающий фактор для развития небольших нефтеперерабатывающих компаний — отсутствие надежных источников сырья», — считает и Василий Танурков, заместитель начальника управления анализа рынка акций инвестиционной компании «Велес Капитал».

Высказывают свои сомнения в проекте и участники рынка. «Я слышал о проекте «Сибирского Барреля». С одной стороны, для алтайских сетей АЗС появление в регионе собственного НПЗ — плюс, т. к. сократятся затраты на доставку бензина от переработчика к АЗС. С другой стороны, на Алтае нет ни нефти, ни нефтепровода. Сырье в регион будут доставлять по железной дороге, а это повысит его стоимость. В общем, еще вопрос, сможет ли новый НПЗ предложить сетям АЗС конкурентоспособные отпускные цены», — высказал сомнение Сергей Великов.

Нужна консолидация

Аналитики уверены, что в ближайшей перспективе экспансия федеральных компаний на региональные рынки только усилится. Уже сейчас «Газпромнефть» и «Роснефть» в совокупности владеют примерно 120 АЗС в Алтайском крае (всего в регионе их около 500). Более того, именно они поставляют в регион 95% бензина. Как полагает Дмитрий Баранов, рынок АЗС уже давно структурирован и на нем «правят бал» именно федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным ВИНКам. Этот рынок отличается высокой конкуренцией, и независимые операторы с трудом выдерживают ее. Число принадлежащих им АЗС сокращается, на их место приходят крупные сети АЗС, причем не обязательно это федеральные сети ВИНКов, есть и крупные региональные игроки.

По словам Дмитрия Баранова, крупные федеральные игроки рынка заправочных услуг постоянно ищут новые возможности для развития, среди которых и предоставление новых услуг потребителям, и увеличение числа АЗС в регионах присутствия, и освоение новых региональных рынков. По оценкам экспертов, экспансия крупных сетей АЗС в регионы продолжится. И успешно противостоять ей региональные участники рынка смогут только в том случае, если им удастся договориться друг с другом.

 

материал: Михаил Палочкин