Реклама в газете «Про здоровье» нарушила сразу четыре нормы закона о рекламе

ФАС И «МЕДИЦИНСКАЯ» РЕКЛАМА. Территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Санкт-Петербургу, Алтайскому краю, Тамбовской и Челябинской областям выявлены случаи нарушения рекламного законодательства при рекламе БАДов, клиники «Здоровое поколение» и медицинского центра «Мегаклиника» (предыдущую подборку на данную тему см. здесь).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Алтайское краевое УФАС пресекло распространение ненадлежащей рекламы клиники «Здоровое поколение». В рекламе услуг медицинского учреждения отсутствовало обязательное предупреждение о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалиста.

Нарушение законодательства было выявлено сотрудниками управления в процессе мониторинга соблюдения обязательных требований к наружной рекламе в Барнауле. На входной группе в клинику «Здоровое поколение» размещалась реклама медицинских услуг - детского массажа и приёма врача-педиатра. Однако в рекламе потребителю не предоставлялась информация в полном объёме, а именно: реклама не содержала предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста. Такое предупреждение обязательно при рекламировании медицинских услуг, и в наружной рекламе должно занимать не менее 5% площади рекламного пространства (часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»).

По итогам рассмотрения дела реклама ООО «Здоровое поколение» была признана ненадлежащей, нарушающей требования закона о рекламе. Медицинское учреждение устранило нарушение в процессе разбирательства.

Отмечается, что за первый квартал 2024 года Алтайским краевым УФАС пресечено семь аналогичных случаев распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг в Барнауле.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Санкт-Петербургское УФАС оштрафовало ООО «Яндекс» за ненадлежащую рекламу БАДов.

Ранее в управление поступило два заявления с жалобами на рекламу БАДов в сервисе «Яндекс.Директ». Статья 25 закона о рекламе определяет особенности рекламы биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. В силу части 1 этой статьи реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС установила, что обоих случаях в рекламе отсутствовало необходимое предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Реклама признана ненадлежащей. Компании назначены штрафы в размере 300 и 350 тысяч рублей по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тамбовское УФАС усматривает ненадлежащую рекламу медицинского центра ООО «Мегаклиника». Возбуждено дело по признакам нарушения закона о рекламе.

В ходе контроля за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы сотрудники управления установили, что по Тамбову перемещается автомобиль медицинского центра «Мегаклиника» с рекламой медицинских услуг без предупреждающей надписи о наличии противопоказаний к их применению или получения консультации специалистов (часть 7 статьи 24 закона о рекламе, см. «Справку»).

Рассмотрение дела назначено на 2 мая.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС предписало хозяйствующему субъекту прекратить распространение ненадлежащей рекламы в газете «Про здоровье». Антимонопольная служба признала рекламу эликсиров и капель нарушающей требования закона о рекламе.

Реклама эликсиров «Цистранол», «Алкозамин», капель «Визория» распространялась в печатном издании «Про здоровье». В статьях размещались вопросы и ответы относительно применения указанных товаров и изображение медицинского работника. Статьи сопровождались отзывами об излечении людей и улучшении их состояния здоровья в результате употребления таких товаров. Также содержались утверждения, что применение средств поможет избавиться потребителям от имеющихся заболеваний. Ведомство установило, что данные товары не являются лекарственными средствами. Таким образом текст рекламных статей вводит потребителей в заблуждение.

Данная реклама была вынесена на обсуждение членов экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС. Эксперты единогласно указали, что реклама создаёт впечатление о том, что эликсиры и капли являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами.

Кроме того, закон о рекламе запрещает использовать в рекламе образы медицинских работников. Также не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации.

В итоге Челябинское УФАС установило нарушение пункта 10 части 3, пунктов 4 и 6 части 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Нарушитель будет привлечён к административной ответственности.

Справка

Согласно пункту 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

В силу пункта 4 части 5 статьи 5 в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещённой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В соответствие с пунктом 6 части 5 статьи 5 в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Согласно части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 7 статьи 24 реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 №1664н.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)