В рекламе добавок не должно быть ссылок на конкретные случаи излечения людей

ФАС И «МЕДИЦИНСКАЯ» РЕКЛАМА. В рекламе наркологических услуг, лекарственного препарата, биологически активных добавок территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве, Санкт-Петербургу, Алтайскому краю и Челябинской области увидели нарушения рекламного законодательства (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Алтайское краевое УФАС оштрафовало на 100 тысяч рублей ООО «МНПК «Биотики» за ненадлежащую рекламу лекарственного препарата элтацин с указанием свойств и характеристик, не содержащихся в инструкции по его применению.

Ранее в управление поступила жалоба АРООП «Народный контроль» на рекламу элтацина в поисковой системе «Яндекс». В рекламе производитель, ООО «МНПК «Биотики», представлял препарат как «источник глутатиона»,однако в инструкции по медицинскому применению не указано, что элтацин содержит глутатион, а также является «источником глутатиона и повышает естественную выработку в организме глутатиона».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку») реклама должна содержать достоверную информацию о характеристиках товаров. Кроме того, в рекламе лекарственных препаратов свойства и характеристики указываются только в пределах показаний, содержащихся в утверждённых инструкциях по их применению (часть 6 статьи 24 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»).

Комиссия Алтайского краевого УФАС признала рекламу препарата элтацин ненадлежащей. Рекламодатель, производитель лекарственного препарата ООО «МНПК «Биотики», оперативно исполнил предписание о прекращении нарушений закона о рекламе. Тем не менее общество было привлечено к административной ответственности и оплатило в бюджет 100 тысяч рублей.

МОСКВА. В Московское УФАС поступили материалы из управления Роскомнадзора по ЦФО относительно распространения в интернете рекламы наркологических услуг. Они относятся к категории медицинских. В целом такая реклама не запрещена законодательством, но она должна соответствовать ряду специальных требований.

Во-первых реклама медицинских услуг должна содержать обязательное предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рассматриваемой рекламе данное предупреждение имелось. Во-вторых, реклама должна сообщать о медицинских услугах, на оказание которых у рекламодателя есть лицензия. При этом важно учесть, что законодательство РФ в области лицензирования предусматривает строгую территориальную привязку к осуществлению лицензируемого вида деятельности. В данном случае реклама содержала фразу:

«Наркологическая помощь на дому. Доступные цены! 24/7»

и была настроена на показ в различных регионах России. Между тем, рекламодатель имел лицензию на оказание медицинских услуг только во Владимирской области.

По итогам рассмотрения дела комиссия управления вынесла решение и предписание в отношении лиц, участвовавших в размещении и распространении рекламы - физического лица, ООО «Яндекс» и ООО «Клиника». Также материалы переданы должностному лицу Московского УФАС для возбуждения административного производства по статье 14.3 КоАП РФ.

«При рассмотрении данной категории дел, учитывая специфику способа размещения рекламы - в интернете, антимонопольный орган не может игнорировать каждый элемент настройки рекламного объявления, которым воспользовался рекламодатель для создания итогового макета рекламы, поскольку данный набор инструментов позволял настроить рекламное объявление с соблюдением положений закона о рекламе»,

- отмечает начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС Татьяна Шилова.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В Санкт-Петербургское УФАС поступили заявления о ненадлежащей рекламе БАДов.

В силу статьи 25 закона о рекламе реклама БАДов должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Между тем такое предупреждение в рекламе отсутствует. В каждом выявленном случае рекламораспространителем является «Яндекс».

По результатам рассмотрения представленных материалов и полученных пояснений управление возбудило дела о нарушении закона о рекламе. Если вина будет доказана, компании грозит штраф по статье 14.3 КоАП РФ.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ненадлежащая реклама пищевой добавки прекращена. Потребителям сообщали об исцеляющих свойствах пищевой добавки Farmel и о конкретных случаях излечения людей.

Как сообщает Челябинское УФАС, реклама транслировалась на радиоканале. Информация сопровождалась отзывами людей, которые делились опытом употребления пищевой добавки и призывали слушателей приобретать продукцию в лечебных целях. При этом закон о рекламе запрещает использовать в рекламе биологически активных добавок ссылки на конкретные случаи излечения и улучшения состояния людей после приема БАДов (части 1, 1.1 и 3 статьи 25, см. «Справку»).

Челябинское УФАС признало рекламу противоречащей требованиям закона о рекламе. Её распространение прекращено.

Справка

На основании пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу части 6 статьи 24 сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утверждённых в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Согласно частям 1 и 3 статьи 25 реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

В соответствии с частью 1.1 статьи 25 реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).