«Хорошие люди пьют хорошее пиво», но знающие закон так его не рекламируют

ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА. Нарушения в данной сфере выявлены и в большинстве случаев рассмотрены территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайскому краю, Амурской, Вологодской, Кировской и Челябинской областям (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Факты распространение незаконной рекламы табачной продукции выявлены прокуратурой Центрального района Барнаула. Материалы проверки были переданы для рассмотрения в Алтайское краевое УФАС.

Пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку») запрещено распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. Однако запрещённая реклама размещалась в Барнауле по трём адресам. На Комсомольском проспекте на фасаде дома выявлено граффити с «Человеком-пауком» и надписью:

«ТАБАК VAPE».

Кроме того, реклама табака, табачной и никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей распространялась на Мало-Тобольской улице в витринах двух торговых павильонов. В одном случае в оформлении торговой точки использовалось изображение курительной трубки и никотинсодержащей жидкости со словом «табак», а в другом - изображения кальяна, табака, курительной трубки сопровождались надписью:

«вейпы, трубки, табак, зажигалки, бонги, IQOS».

Содержание рекламы было направлено на привлечение внимания и поддержание интереса потребителей к табачной продукции, а также к аксессуарам для её потребления.

Алтайское краевое УФАС признало рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям закона о рекламе. На момент вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности ИП, являющиеся рекламодателями и рекламораспространителями рекламы, представили доказательства о прекращении её размещения. Административные наказания назначены в виде предупреждений.

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сотрудники Амурского УФАС выявили в Благовещенске баннер с текстом следующего содержания:

«<> У нас можно купить любые безалкогольные напитки в ночное время 21 - 9 ».

При этом текст изготовлен таким образом, что при прочтении слова «безалкогольные напитки» приставка «без» имеет более бледную заливку шрифта, таким образом внимание акцентируется на оставшейся части слова «алкогольные».

В целях отнесения рассматриваемой информации к рекламе алкогольной продукции Амурское УФАС провело заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе. Члены совета выразили единогласное мнение, что данную информацию следует расценивать как рекламную. Кроме того, при её восприятии создаётся впечатление, что в торговом объекте возможно приобрести в том числе алкогольную продукцию в период с 21-00 до 9-00 часов. Вместе с тем, в соответствии с законом Амурской области в регионе не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21.00 до 11.00 по местному времени, а согласно требованию пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий. Кроме того, действующим законодательством запрещена реклама алкогольной продукции на наружных рекламных конструкциях. Также реклама алкогольной продукции должна содержать информацию о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).

Амурское УФАС в отношении рекламодателя и рекламораспространителя возбудило дело, заседание по его рассмотрению назначено на август.

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вологодское УФАС защитило жителей Череповца от ненадлежащей рекламы пива. Рекламодатель исполнил предписание управления и убрал рекламу пива с изображением Сталина.

Ранее Вологодское УФАС признало ненадлежащей рекламу разливного пива и торгового объекта под наименованием «Советское копеечное». Как сообщал «Рекламный совет» (см. здесь), реклама размещалась на стене многоквартирного дома 92а по улице Ленина в Череповце. При этом у входа в питейное заведение размещался баннер «временная реклама» с изображением Сталина и надписью:

«Если кто-то не хочет пить - значит боится захмелеть и о чём-то проболтаться! Значит совесть не чиста!»

Ведомство признало рекламу ненадлежащей. В соответствии с законодательством реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных (пункт 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»). Рекламодателю было выдано предписание, которое исполнено.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. В Нальчике выявлены рекламные конструкции с признаками нарушения законодательства о рекламе. Так, на углу улиц Шортанова и Балкарской находится табачный магазин, на окнах которого вывешена реклама следующего содержания:

«Большой выбор. Табачный магазин. Табак. Жидкости. Сигареты. Сигары. Вейпы»

с изображением зажжённой сигареты и пачки сигарет и

«Табачный магазин. Трубки. Кальяны. Аксессуары. Кофе»

с изображением зажигалки, курительной трубки, кальяна. В данной рекламе усматриваются признаки нарушения положений закона о рекламе, поскольку она содержит изображения кальяна, углей для кальяна, кальянных чаш, табака.

Комиссия УФАС по КБР возбудила производство по признакам нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела было принято решение о наличии в действиях рекламораспространителя нарушения части 8 статьи 7 закона о рекламе (см. «Справку»). Ему выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Виновное лицо привлечено Кировским УФАС к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу алкоголя.

В мае текущего года комиссия управления признала ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространённую на декоративной плёнке, расположенной на окне у входа в магазин BEER TIME в нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Виновное лицо было привлечено к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП и оштрафовано.

МОСКВА. Московское УФАС признало ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (водка), размещённую в окне «Еврокафе» (ООО «Ботан»), поскольку в ней нарушены требования части 2.1 статьи 21 закона о рекламе (см. «Справку»).

В управление обратился житель столицы, который зафиксировал фото и видео рекламы в виде яркого буклета, закреплённого на окне и обращённого на улицу. По закону реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции допустима только в пределах помещения, занимаемого организацией, имеющей лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, указанного в соответствующей лицензии. Демонстрация такой рекламы вовне помещения запрещена.

Московское УФАС выдало заведению предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в дальнейшем лицо будет привлечено к административной ответственности.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе алкогольной продукции.

Рекламный баннер размещён на входной группе магазина Redikortsev в Челябинске. На баннере - текст:

«Хорошие люди пьют хорошее пиво»

и изображение жестяной банки. Управление усматривает в данной рекламе признаки нарушений нескольких статей закона о рекламе, а именно: пунктов 1 и 2 части 1, пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 (см. «Справку»). Так, реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждения, что употребление рекламируемого товара имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха. Кроме того, запрещено размещать рекламу на внешних стенах зданий.

Заседание комиссии Челябинского УФАС назначено на 26 июля.

Справка

На основании пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу пункта 8 статьи 7 не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, креплёного вина и игристого вина, произведённых в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

На основании части 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)