Решение по делу № 59-ФАС22-ОВ/04-14

Номер дела: № 59-ФАС22-ОВ/04-14
Дата публикации: 6 июня 2014, 14:41

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.                                                         

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

в присутствии представителей:

от администрации города Новоалтайска Алтайского края – Т<…> действующей по доверенности № 15 от 12 февраля 2014 года,

рассмотрела дело № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Регламент).

Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица,  либо их уполномоченные представители (п. 2 раздела I Регламента).

Пунктом 6 раздела II Регламента установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ:

1) данные о заявителе - физическом лице, либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) копии документов, подтверждающих право на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка, если право на здания, строения, сооружения не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) копии технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка;

5) откорректированная топографическая съемка земельного участка, выполненная в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка;

6) технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

7) технические условия на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения);

8) чертеж градостроительного плана земельного участка;

9) документ, удостоверяющий личность представителя (копия);

10) надлежащим образом заверенная доверенность (копия).

Предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 6 раздела II Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 9 раздела II Регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 147 в отношении администрации города Новоалтайска Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 59-ФАС22-ОВ/04-14.

На заседании Комиссии представитель администрации города Новоалтайска Алтайского края пояснила следующее.

Так как Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не определен перечень документов для выдачи ГПЗУ, при подготовке Регламента и перечня документов, специалисты администрации города Новоалтайска Алтайского края  руководствовались формой градостроительного плана, т.е. исходили из информации, которая необходима для заполнения этой формы и из каких документов она берется. Помимо этого, на краевом уровне были разработаны типовые регламенты, которые тоже рекомендовали перечень документов, необходимых для подготовки ГПЗУ. На данный регламент получено положительное заключение прокуратуры города Новоалтайска, которое говорит о том, что Регламент соответствует действующему законодательству.

В 2013 году уже были внесены изменения в Регламент, касающиеся раздела V Регламента (Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услуги, а также должностных лиц, муниципальных служащих) в связи с изменением законодательства. На внесенные изменения также имеется заключение прокуратуры, о том, что они соответствуют действующему законодательству.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией города Новоалтайска Алтайского края отсутствуют, поскольку перед обращением за предоставлением муниципальной услуги заявитель приходит на консультацию, где ему разъясняется информация по перечню документов необходимых для выдачи ГПЗУ.

На настоящий момент планируется утверждение Регламента в новой редакции, в виду передачи части функций по предоставлению настоящей услуги в многофункциональный центр. По проекту изменений, в новой редакции Регламента перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги, остается прежним. При необходимости он также будет откорректирован, согласно решению Комиссии.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации города Новоалтайска Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.

ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46  ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов,  желающих получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать администрацию города Новоалтайска Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края от 26.09.2012 №  1974 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 4-8 пункта 6 раздела II Регламента).

2.                  Выдать администрации города Новоалтайска Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 59-ФАС22-ОВ/04-14

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

С<…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Новоалтайска Алтайского края в срок до 01 августа 2014 года прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в подпункты 4-8 пункта 6 раздела II административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

stdClass Object ( [vid] => 9363 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 59-ФАС22-ОВ/04-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9363 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402040609 [changed] => 1402040609 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402040609 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.                                                         

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

в присутствии представителей:

от администрации города Новоалтайска Алтайского края – Т<…> действующей по доверенности № 15 от 12 февраля 2014 года,

рассмотрела дело № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Регламент).

Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица,  либо их уполномоченные представители (п. 2 раздела I Регламента).

Пунктом 6 раздела II Регламента установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ:

1) данные о заявителе - физическом лице, либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) копии документов, подтверждающих право на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка, если право на здания, строения, сооружения не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) копии технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка;

5) откорректированная топографическая съемка земельного участка, выполненная в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка;

6) технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

7) технические условия на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения);

8) чертеж градостроительного плана земельного участка;

9) документ, удостоверяющий личность представителя (копия);

10) надлежащим образом заверенная доверенность (копия).

Предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 6 раздела II Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 9 раздела II Регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 147 в отношении администрации города Новоалтайска Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 59-ФАС22-ОВ/04-14.

На заседании Комиссии представитель администрации города Новоалтайска Алтайского края пояснила следующее.

Так как Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не определен перечень документов для выдачи ГПЗУ, при подготовке Регламента и перечня документов, специалисты администрации города Новоалтайска Алтайского края  руководствовались формой градостроительного плана, т.е. исходили из информации, которая необходима для заполнения этой формы и из каких документов она берется. Помимо этого, на краевом уровне были разработаны типовые регламенты, которые тоже рекомендовали перечень документов, необходимых для подготовки ГПЗУ. На данный регламент получено положительное заключение прокуратуры города Новоалтайска, которое говорит о том, что Регламент соответствует действующему законодательству.

В 2013 году уже были внесены изменения в Регламент, касающиеся раздела V Регламента (Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услуги, а также должностных лиц, муниципальных служащих) в связи с изменением законодательства. На внесенные изменения также имеется заключение прокуратуры, о том, что они соответствуют действующему законодательству.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией города Новоалтайска Алтайского края отсутствуют, поскольку перед обращением за предоставлением муниципальной услуги заявитель приходит на консультацию, где ему разъясняется информация по перечню документов необходимых для выдачи ГПЗУ.

На настоящий момент планируется утверждение Регламента в новой редакции, в виду передачи части функций по предоставлению настоящей услуги в многофункциональный центр. По проекту изменений, в новой редакции Регламента перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги, остается прежним. При необходимости он также будет откорректирован, согласно решению Комиссии.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации города Новоалтайска Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.

ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46  ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов,  желающих получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать администрацию города Новоалтайска Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края от 26.09.2012 №  1974 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 4-8 пункта 6 раздела II Регламента).

2.                  Выдать администрации города Новоалтайска Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 59-ФАС22-ОВ/04-14

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

С<…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Новоалтайска Алтайского края в срок до 01 августа 2014 года прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в подпункты 4-8 пункта 6 раздела II административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.                                                         

В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

в присутствии представителей:

от администрации города Новоалтайска Алтайского края – Т<…> действующей по доверенности № 15 от 12 февраля 2014 года,

рассмотрела дело № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее - Регламент).

Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица,  либо их уполномоченные представители (п. 2 раздела I Регламента).

Пунктом 6 раздела II Регламента установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ:

1) данные о заявителе - физическом лице, либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) копии документов, подтверждающих право на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка, если право на здания, строения, сооружения не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) копии технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка;

5) откорректированная топографическая съемка земельного участка, выполненная в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка;

6) технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

7) технические условия на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения);

8) чертеж градостроительного плана земельного участка;

9) документ, удостоверяющий личность представителя (копия);

10) надлежащим образом заверенная доверенность (копия).

Предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 6 раздела II Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 9 раздела II Регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 147 в отношении администрации города Новоалтайска Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 59-ФАС22-ОВ/04-14.

На заседании Комиссии представитель администрации города Новоалтайска Алтайского края пояснила следующее.

Так как Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не определен перечень документов для выдачи ГПЗУ, при подготовке Регламента и перечня документов, специалисты администрации города Новоалтайска Алтайского края  руководствовались формой градостроительного плана, т.е. исходили из информации, которая необходима для заполнения этой формы и из каких документов она берется. Помимо этого, на краевом уровне были разработаны типовые регламенты, которые тоже рекомендовали перечень документов, необходимых для подготовки ГПЗУ. На данный регламент получено положительное заключение прокуратуры города Новоалтайска, которое говорит о том, что Регламент соответствует действующему законодательству.

В 2013 году уже были внесены изменения в Регламент, касающиеся раздела V Регламента (Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услуги, а также должностных лиц, муниципальных служащих) в связи с изменением законодательства. На внесенные изменения также имеется заключение прокуратуры, о том, что они соответствуют действующему законодательству.

Отказы в предоставлении муниципальной услуги администрацией города Новоалтайска Алтайского края отсутствуют, поскольку перед обращением за предоставлением муниципальной услуги заявитель приходит на консультацию, где ему разъясняется информация по перечню документов необходимых для выдачи ГПЗУ.

На настоящий момент планируется утверждение Регламента в новой редакции, в виду передачи части функций по предоставлению настоящей услуги в многофункциональный центр. По проекту изменений, в новой редакции Регламента перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги, остается прежним. При необходимости он также будет откорректирован, согласно решению Комиссии.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации города Новоалтайска Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7  Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- учредительные документы юридического лица;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.

ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46  ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов,  желающих получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать администрацию города Новоалтайска Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края от 26.09.2012 №  1974 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 4-8 пункта 6 раздела II Регламента).

2.                  Выдать администрации города Новоалтайска Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 59-ФАС22-ОВ/04-14

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

С<…>;

Члены Комиссии:    

С<…>;

С<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 59-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Новоалтайска Алтайского края в срок до 01 августа 2014 года прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в подпункты 4-8 пункта 6 раздела II административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением администрации города Новоалтайска Алтайского края № 1974 от 26.09.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: копий технических и (или) кадастровых паспортов на объекты недвижимости, расположенных в границах земельного участка, откорректированной топографической съемки земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, 1:1000 с нанесением границ земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), чертежа градостроительного плана земельного участка.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 59-ФАС22-ОВ/04-14 [format] => [safe_value] => № 59-ФАС22-ОВ/04-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-06 07:41:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-03 07:41:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402040609 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )