Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <…>;
Члены Комиссии:
С <…>;
С <…>
в присутствии представителей:
представители администрации Тальменского района Алтайского края не явились – поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителей администрации Тальменского района Алтайского края (вх. № 521 от 15.05.2014),
рассмотрела дело № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 «Об утверждении Административного регламента Администрации Тальменского района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) на территории Тальменского района Алтайского края» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края» (далее - Регламент).
Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица, (п. 1.2.1 Регламента).
Пунктами 2.7.3, 2.7.4 Регламента установлены перечни документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и в целях индивидуального жилищного строительства соответственно:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) чертеж ГПЗУ подготовленный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93;
3) материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде;
4) правоустанавливающие документы капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции);
5) копия свидетельства о регистрации юридического лица;
6) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
7) копия паспорта физического лица.
Предоставление неполного пакета документов, указанных в пунктах 2.7.3, 2.7.4 Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.9.1 Регламента).
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 146 в отношении администрации Тальменского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 58-ФАС22-ОВ/04-14.
В адрес управления ФАС по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации Тальменского района Алтайского края о рассмотрении дела 58-ФАС22-ОВ/04-14 в отсутствие представителей.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Тальменского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ГрК РФ устанавливает, что подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Тальменского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 03.07.2012 № 955 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (п. 2.7.3, пп. «а»-«г» п. 2.7.4 Регламента).
2. Выдать администрации Тальменского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ № 58-ФАС22-ОВ/04-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
С<…>;
Члены Комиссии:
С<…>
С<…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Тальменского района Алтайского края в срок до 01 июля 2014 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в п.п. 2.7.3, 2.7.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 9362
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 58-ФАС22-ОВ/04-14
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9362
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1402040345
[changed] => 1402040345
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1402040345
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <…>;
Члены Комиссии:
С <…>;
С <…>
в присутствии представителей:
представители администрации Тальменского района Алтайского края не явились – поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителей администрации Тальменского района Алтайского края (вх. № 521 от 15.05.2014),
рассмотрела дело № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 «Об утверждении Административного регламента Администрации Тальменского района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) на территории Тальменского района Алтайского края» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края» (далее - Регламент).
Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица, (п. 1.2.1 Регламента).
Пунктами 2.7.3, 2.7.4 Регламента установлены перечни документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и в целях индивидуального жилищного строительства соответственно:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) чертеж ГПЗУ подготовленный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93;
3) материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде;
4) правоустанавливающие документы капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции);
5) копия свидетельства о регистрации юридического лица;
6) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
7) копия паспорта физического лица.
Предоставление неполного пакета документов, указанных в пунктах 2.7.3, 2.7.4 Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.9.1 Регламента).
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 146 в отношении администрации Тальменского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 58-ФАС22-ОВ/04-14.
В адрес управления ФАС по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации Тальменского района Алтайского края о рассмотрении дела 58-ФАС22-ОВ/04-14 в отсутствие представителей.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Тальменского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ГрК РФ устанавливает, что подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Тальменского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 03.07.2012 № 955 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (п. 2.7.3, пп. «а»-«г» п. 2.7.4 Регламента).
2. Выдать администрации Тальменского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ № 58-ФАС22-ОВ/04-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
С<…>;
Члены Комиссии:
С<…>
С<…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Тальменского района Алтайского края в срок до 01 июля 2014 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в п.п. 2.7.3, 2.7.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <…>;
Члены Комиссии:
С <…>;
С <…>
в присутствии представителей:
представители администрации Тальменского района Алтайского края не явились – поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителей администрации Тальменского района Алтайского края (вх. № 521 от 15.05.2014),
рассмотрела дело № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по признакам нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 «Об утверждении Административного регламента Администрации Тальменского района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) на территории Тальменского района Алтайского края» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края» (далее - Регламент).
Получателем муниципальной услуги являются физические и юридические лица, (п. 1.2.1 Регламента).
Пунктами 2.7.3, 2.7.4 Регламента установлены перечни документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и в целях индивидуального жилищного строительства соответственно:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) чертеж ГПЗУ подготовленный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93;
3) материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде;
4) правоустанавливающие документы капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции);
5) копия свидетельства о регистрации юридического лица;
6) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
7) копия паспорта физического лица.
Предоставление неполного пакета документов, указанных в пунктах 2.7.3, 2.7.4 Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.9.1 Регламента).
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 24.04.2014 № 146 в отношении администрации Тальменского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 58-ФАС22-ОВ/04-14.
В адрес управления ФАС по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации Тальменского района Алтайского края о рассмотрении дела 58-ФАС22-ОВ/04-14 в отсутствие представителей.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Тальменского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ГрК РФ устанавливает, что подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальную услугу – подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а именно: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Тальменского района Алтайского края, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 03.07.2012 № 955 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (п. 2.7.3, пп. «а»-«г» п. 2.7.4 Регламента).
2. Выдать администрации Тальменского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ № 58-ФАС22-ОВ/04-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
С<…>;
Члены Комиссии:
С<…>
С<…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2014 по делу № 58-ФАС22-ОВ/04-14 по факту нарушения администрацией Тальменского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Тальменского района Алтайского края в срок до 01 июля 2014 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем внесения изменений в п.п. 2.7.3, 2.7.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на территории Тальменского района Алтайского края», утвержденного постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № 955 от 03.07.2012, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: правоустанавливающих документов на земельный участок, чертежа ГПЗУ подготовленного в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 11.04.2008 г. № 93, материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном виде, правоустанавливающих документов капитальных объектов, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка (в случае реконструкции), копии свидетельства о регистрации юридического лица, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.
<…>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 58-ФАС22-ОВ/04-14
[format] =>
[safe_value] => № 58-ФАС22-ОВ/04-14
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Антимонопольный комплаенс
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-06 07:37:00
[timezone] => Asia/Barnaul
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-03 07:37:00
[timezone] => Asia/Barnaul
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1402040345
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Алтайское краевое УФАС России
)