Постановление о наложении штрафа по делу №150- АД(АМ)05/13 об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Тепловик»

Номер дела: №150- АД(АМ)05/13
Дата публикации: 20 июня 2013, 17:13

Вр.и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <…>  (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 150-АД(АМ)05/13 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – заместителя директора ООО «Тепловик» П, в отсутствии  лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении

 

УСТАНОВИЛ:

 

заместителем директора ООО «Тепловик» П допущено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, что выразилось в следующем:

      В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…> в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

         Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

           В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…> с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…>  с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

        При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

         Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленинина, <…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

         Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

         Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

        Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

         Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П., К., П.), проживающими по ул.Ленина,<…> с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.Ленина, <…> с.Родино.

         Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

         Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

         С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

            В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

         Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

       Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

            Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

          В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

            В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

         Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина,<…>  , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

         Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленина, <…>  с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

         Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

         Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

         Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

          Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

          Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.    

         При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.Ленина, <…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

 Статья 10 ГК РФ запрещает гражданам и юридическим лицам злоупотреблять правом в любых формах, в том числе, злоупотреблять доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая вышеизложенное,  действия ООО «Тепловик» выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю от 22.03.2013г.   №3-ФАС22-АМ/02-13.

     В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, ООО «Тепловик»  нарушен запрет, установленный  статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации…».

Согласно ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.04.2007г. №45-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.    

При рассмотрении вышеуказанных обстоятельств установлено, что согласно приказу №182к от 17.05.2010г. на должность заместителя ООО «Тепловик» назначен П.

Должностной инструкцией  предусмотрено, что заместитель директора руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации, обеспечивает выполнение организацией заданий, согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками.

Деятельность должностного лица, как и деятельность всего общества, не должна противоречить действующему законодательству.

В соответствии со статьей 2.4  Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

          Заместитель директора ООО «Тепловик» П, при этом за ненадлежащие и (или) несвоевременное исполнение своих должностных обязанностей, совершенные в процессе своей деятельности, несет ответственность в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

             Учитывая вышеизложенное, в действиях   заместителя директора ООО «Тепловик» П,  допустившего неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Таким образом, должностное лицо –  заместитель директора ООО «Тепловик» П несет ответственность по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.2, ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ч.2 ст. 14.31, ст.23.48, ч.1.2 ст.28.1, ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – заместителя директора ООО «Тепловик» П - виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…>  с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к должностному лицу – заместителю директора ООО «Тепловик» П меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 15000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКАТО: 01401000000

Код дохода: 16111602010016000140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

                   

stdClass Object ( [vid] => 8102 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу №150- АД(АМ)05/13 об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Тепловик» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8102 [type] => solution [language] => ru [created] => 1389521735 [changed] => 1389521735 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389521735 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Вр.и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <…>  (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 150-АД(АМ)05/13 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – заместителя директора ООО «Тепловик» П, в отсутствии  лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении

 

УСТАНОВИЛ:

 

заместителем директора ООО «Тепловик» П допущено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, что выразилось в следующем:

      В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…> в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

         Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

           В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…> с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…>  с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

        При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

         Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленинина, <…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

         Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

         Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

        Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

         Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П., К., П.), проживающими по ул.Ленина,<…> с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.Ленина, <…> с.Родино.

         Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

         Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

         С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

            В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

         Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

       Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

            Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

          В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

            В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

         Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина,<…>  , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

         Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленина, <…>  с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

         Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

         Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

         Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

          Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

          Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.    

         При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.Ленина, <…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

 Статья 10 ГК РФ запрещает гражданам и юридическим лицам злоупотреблять правом в любых формах, в том числе, злоупотреблять доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая вышеизложенное,  действия ООО «Тепловик» выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю от 22.03.2013г.   №3-ФАС22-АМ/02-13.

     В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, ООО «Тепловик»  нарушен запрет, установленный  статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации…».

Согласно ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.04.2007г. №45-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.    

При рассмотрении вышеуказанных обстоятельств установлено, что согласно приказу №182к от 17.05.2010г. на должность заместителя ООО «Тепловик» назначен П.

Должностной инструкцией  предусмотрено, что заместитель директора руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации, обеспечивает выполнение организацией заданий, согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками.

Деятельность должностного лица, как и деятельность всего общества, не должна противоречить действующему законодательству.

В соответствии со статьей 2.4  Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

          Заместитель директора ООО «Тепловик» П, при этом за ненадлежащие и (или) несвоевременное исполнение своих должностных обязанностей, совершенные в процессе своей деятельности, несет ответственность в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

             Учитывая вышеизложенное, в действиях   заместителя директора ООО «Тепловик» П,  допустившего неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Таким образом, должностное лицо –  заместитель директора ООО «Тепловик» П несет ответственность по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.2, ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ч.2 ст. 14.31, ст.23.48, ч.1.2 ст.28.1, ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – заместителя директора ООО «Тепловик» П - виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…>  с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к должностному лицу – заместителю директора ООО «Тепловик» П меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 15000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКАТО: 01401000000

Код дохода: 16111602010016000140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

                   

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Вр.и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <…>  (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 150-АД(АМ)05/13 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – заместителя директора ООО «Тепловик» П, в отсутствии  лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении

 

УСТАНОВИЛ:

 

заместителем директора ООО «Тепловик» П допущено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, что выразилось в следующем:

      В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…> в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

         Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

           В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…> с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Ленина, <…>  с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

        При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

         Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленинина, <…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

         Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

         Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

        Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина, <…>   оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

        Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

         Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П., К., П.), проживающими по ул.Ленина,<…> с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.Ленина, <…> с.Родино.

         Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

         Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

         С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

            В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

         Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

       Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

            Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

          В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

            В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

         Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.Ленина,<…>  , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

         Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.Ленина, <…>  с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

         Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

         Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

         Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

          Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

          Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.    

         При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.Ленина, <…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

 Статья 10 ГК РФ запрещает гражданам и юридическим лицам злоупотреблять правом в любых формах, в том числе, злоупотреблять доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая вышеизложенное,  действия ООО «Тепловик» выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю от 22.03.2013г.   №3-ФАС22-АМ/02-13.

     В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, ООО «Тепловик»  нарушен запрет, установленный  статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации…».

Согласно ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.04.2007г. №45-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.    

При рассмотрении вышеуказанных обстоятельств установлено, что согласно приказу №182к от 17.05.2010г. на должность заместителя ООО «Тепловик» назначен П.

Должностной инструкцией  предусмотрено, что заместитель директора руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации, обеспечивает выполнение организацией заданий, согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками.

Деятельность должностного лица, как и деятельность всего общества, не должна противоречить действующему законодательству.

В соответствии со статьей 2.4  Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

          Заместитель директора ООО «Тепловик» П, при этом за ненадлежащие и (или) несвоевременное исполнение своих должностных обязанностей, совершенные в процессе своей деятельности, несет ответственность в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

             Учитывая вышеизложенное, в действиях   заместителя директора ООО «Тепловик» П,  допустившего неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…> , с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Таким образом, должностное лицо –  заместитель директора ООО «Тепловик» П несет ответственность по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.2, ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ч.2 ст. 14.31, ст.23.48, ч.1.2 ст.28.1, ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – заместителя директора ООО «Тепловик» П - виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.Ленина, <…>  с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к должностному лицу – заместителю директора ООО «Тепловик» П меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 15000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКАТО: 01401000000

Код дохода: 16111602010016000140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

                   

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №150- АД(АМ)05/13 [format] => [safe_value] => №150- АД(АМ)05/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-20 10:13:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-13 10:13:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389521735 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )