Решение и предписание по делу № 18-ФАС22(АМ)04-13

Номер дела: № 18-ФАС22(АМ)04-13
Дата публикации: 5 июня 2013, 13:57

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, <…>,

рассмотрев дело № 18-ФАС22(АМ)04-13 по признакам нарушения ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

                                                                  УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление М. в отношении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», по поводу неправомерных действий, выразившихся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии.

    Из документов и материалов, представленных сторонами в управление ФАС по Алтайскому краю следует, что заявителем в квартире <…>, по адресу: ул. <…>, Алтайский край был заменен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Замену прибора учета производил монтажник управляющей компании, за что заявителем было оплачено 300 рублей.

В соответствии с пунктом 146 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учета, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с пунктом 137 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Требования к опломбированию приборов учета установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно абзацу 3 пункта 154 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией. ОАО «СК Алтайкрайэнерго» является сетевой организацией, которая осуществляет опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии заявителя.

В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. действия, подлежащие исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

В п. 1 Приказа ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. указано, что при нарушении целостности пломб, установленных ОАО «СК Алтайкрайэнерго» на узлах учета электрической энергии потребителей, произощедшем не по инициативе ОАО «СК Алтайкрайэнерго», а также при выявлении фактов безучетного или бездоговорного потребления- взимать с потребителя плату за приемку и опломбировку. Стоимость услуги по опломбировке однофазного счетчика установлена приказом генерального директора ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 14 от 26.01.2011г. (Приложение №1) и составляет <…>. Вышеуказанным приказом установлена калькуляция стоимости опломбировки однофазного счетчика при проведении работ по замене или установке счетчика в сумме <…>. Т. е данная сумма взимается при проведении работ по замене или установке счетчика ОАО «СК Алтайкрайэнерго».

В разрез действующему законодательству ОАО «СК Алтайкрайэнерго» установило и взимало плату за опломбировку индивидуальных приборов учета.

В своем пояснении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», указывает на то, что исполнителем по договору на установку или замену прибора учета является выбранное собственником энергопринимающих устройств лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством РФ, в том числе и  ОАО «СК Алтайкрайэнерго», обладает правом получать денежное вознаграждение за оказанные услуги, при этом стоимость услуги определяется исходя из фактических затрат исполнителя услуги.

Безусловно, ОАО «СК Алтайкрайэнерго» может оказывать возмездные услуги по установке и замене индивидуальных приборов учета. Однако,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» навязывает не предусмотренные законом дополнительные платные услуги по опломбировке индивидуального прибора учета, при этом, не производя каких-либо действий по установке или замене индивидуального прибора учета. Обязанность собственников энергопринимающих устройств производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ни иными правовыми актами, и, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» тем самым навязывает им дополнительные платные услуги. Своими действиями ОАО «СК Алтайкрайэнерго» ущемляет интересы абонента, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом.

Вместе с тем п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. указывается на то, что опломбировка индивидуального прибора учета осуществляется бесплатно, в пункте 145 вышеуказанных Правил указывается лишь на обязанности собственника прибора учета по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний.

Более того, согласно ответу управления по государственному регулированию цен и тарифов № 80-01/п/1750 от 13.05.2013г. (вх. № 800 от 17.05.2013г.), направленного в адрес управления ФАС по Алтайскому краю следует, что состав расходов территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, включаемых в необходимую валовую выручку, заявляется по формам, установленным методическими указаниями, утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э « Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» и от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Данные методические указания предусматривают предоставление информации о размере необходимой валовой выручки по элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация, прочие и т. д.). Предоставление информации по видам работ, в том числе по вводу в эксплуатацию и опломбировке индивидуального прибора учета, методическими указаниями не предусмотрено.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм законодательства, все виды работ, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок.

Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 29.04.2011 № 138 ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах балансовой принадлежности сетей Алтайского края.

        Действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установления платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии, противоречат п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушают требования  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                  РЕШИЛА:

 

1.   Признать действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., противоречащими п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать ОАО «СК Алтайкрайэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г. в соответствие с действующим законодательством.

3.    Срок исполнения предписания до 17.06.2013г.

4.   Об исполнении предписания проинформировать управление ФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>,<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от __ мая 2013г.(резалютивная часть решения оглашена 17.05.2013г.) по делу № 18-ФАС22(АМ)04-13 о нарушении ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в срок до 17 июня 2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., что  противоречит п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г.

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г.в соответствие с действующим законодательством.

 

               О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

           

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7093 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 18-ФАС22(АМ)04-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7093 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377068441 [changed] => 1377068528 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377068528 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, <…>,

рассмотрев дело № 18-ФАС22(АМ)04-13 по признакам нарушения ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

                                                                  УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление М. в отношении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», по поводу неправомерных действий, выразившихся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии.

    Из документов и материалов, представленных сторонами в управление ФАС по Алтайскому краю следует, что заявителем в квартире <…>, по адресу: ул. <…>, Алтайский край был заменен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Замену прибора учета производил монтажник управляющей компании, за что заявителем было оплачено 300 рублей.

В соответствии с пунктом 146 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учета, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с пунктом 137 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Требования к опломбированию приборов учета установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно абзацу 3 пункта 154 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией. ОАО «СК Алтайкрайэнерго» является сетевой организацией, которая осуществляет опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии заявителя.

В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. действия, подлежащие исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

В п. 1 Приказа ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. указано, что при нарушении целостности пломб, установленных ОАО «СК Алтайкрайэнерго» на узлах учета электрической энергии потребителей, произощедшем не по инициативе ОАО «СК Алтайкрайэнерго», а также при выявлении фактов безучетного или бездоговорного потребления- взимать с потребителя плату за приемку и опломбировку. Стоимость услуги по опломбировке однофазного счетчика установлена приказом генерального директора ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 14 от 26.01.2011г. (Приложение №1) и составляет <…>. Вышеуказанным приказом установлена калькуляция стоимости опломбировки однофазного счетчика при проведении работ по замене или установке счетчика в сумме <…>. Т. е данная сумма взимается при проведении работ по замене или установке счетчика ОАО «СК Алтайкрайэнерго».

В разрез действующему законодательству ОАО «СК Алтайкрайэнерго» установило и взимало плату за опломбировку индивидуальных приборов учета.

В своем пояснении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», указывает на то, что исполнителем по договору на установку или замену прибора учета является выбранное собственником энергопринимающих устройств лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством РФ, в том числе и  ОАО «СК Алтайкрайэнерго», обладает правом получать денежное вознаграждение за оказанные услуги, при этом стоимость услуги определяется исходя из фактических затрат исполнителя услуги.

Безусловно, ОАО «СК Алтайкрайэнерго» может оказывать возмездные услуги по установке и замене индивидуальных приборов учета. Однако,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» навязывает не предусмотренные законом дополнительные платные услуги по опломбировке индивидуального прибора учета, при этом, не производя каких-либо действий по установке или замене индивидуального прибора учета. Обязанность собственников энергопринимающих устройств производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ни иными правовыми актами, и, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» тем самым навязывает им дополнительные платные услуги. Своими действиями ОАО «СК Алтайкрайэнерго» ущемляет интересы абонента, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом.

Вместе с тем п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. указывается на то, что опломбировка индивидуального прибора учета осуществляется бесплатно, в пункте 145 вышеуказанных Правил указывается лишь на обязанности собственника прибора учета по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний.

Более того, согласно ответу управления по государственному регулированию цен и тарифов № 80-01/п/1750 от 13.05.2013г. (вх. № 800 от 17.05.2013г.), направленного в адрес управления ФАС по Алтайскому краю следует, что состав расходов территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, включаемых в необходимую валовую выручку, заявляется по формам, установленным методическими указаниями, утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э « Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» и от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Данные методические указания предусматривают предоставление информации о размере необходимой валовой выручки по элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация, прочие и т. д.). Предоставление информации по видам работ, в том числе по вводу в эксплуатацию и опломбировке индивидуального прибора учета, методическими указаниями не предусмотрено.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм законодательства, все виды работ, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок.

Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 29.04.2011 № 138 ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах балансовой принадлежности сетей Алтайского края.

        Действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установления платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии, противоречат п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушают требования  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                  РЕШИЛА:

 

1.   Признать действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., противоречащими п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать ОАО «СК Алтайкрайэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г. в соответствие с действующим законодательством.

3.    Срок исполнения предписания до 17.06.2013г.

4.   Об исполнении предписания проинформировать управление ФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>,<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от __ мая 2013г.(резалютивная часть решения оглашена 17.05.2013г.) по делу № 18-ФАС22(АМ)04-13 о нарушении ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в срок до 17 июня 2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., что  противоречит п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г.

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г.в соответствие с действующим законодательством.

 

               О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

           

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>, <…>,

рассмотрев дело № 18-ФАС22(АМ)04-13 по признакам нарушения ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

                                                                  УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление М. в отношении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», по поводу неправомерных действий, выразившихся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии.

    Из документов и материалов, представленных сторонами в управление ФАС по Алтайскому краю следует, что заявителем в квартире <…>, по адресу: ул. <…>, Алтайский край был заменен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Замену прибора учета производил монтажник управляющей компании, за что заявителем было оплачено 300 рублей.

В соответствии с пунктом 146 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учета, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с пунктом 137 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Требования к опломбированию приборов учета установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно абзацу 3 пункта 154 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией. ОАО «СК Алтайкрайэнерго» является сетевой организацией, которая осуществляет опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии заявителя.

В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. действия, подлежащие исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

В п. 1 Приказа ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. указано, что при нарушении целостности пломб, установленных ОАО «СК Алтайкрайэнерго» на узлах учета электрической энергии потребителей, произощедшем не по инициативе ОАО «СК Алтайкрайэнерго», а также при выявлении фактов безучетного или бездоговорного потребления- взимать с потребителя плату за приемку и опломбировку. Стоимость услуги по опломбировке однофазного счетчика установлена приказом генерального директора ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 14 от 26.01.2011г. (Приложение №1) и составляет <…>. Вышеуказанным приказом установлена калькуляция стоимости опломбировки однофазного счетчика при проведении работ по замене или установке счетчика в сумме <…>. Т. е данная сумма взимается при проведении работ по замене или установке счетчика ОАО «СК Алтайкрайэнерго».

В разрез действующему законодательству ОАО «СК Алтайкрайэнерго» установило и взимало плату за опломбировку индивидуальных приборов учета.

В своем пояснении ОАО «СК Алтайкрайэнерго», указывает на то, что исполнителем по договору на установку или замену прибора учета является выбранное собственником энергопринимающих устройств лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством РФ, в том числе и  ОАО «СК Алтайкрайэнерго», обладает правом получать денежное вознаграждение за оказанные услуги, при этом стоимость услуги определяется исходя из фактических затрат исполнителя услуги.

Безусловно, ОАО «СК Алтайкрайэнерго» может оказывать возмездные услуги по установке и замене индивидуальных приборов учета. Однако,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» навязывает не предусмотренные законом дополнительные платные услуги по опломбировке индивидуального прибора учета, при этом, не производя каких-либо действий по установке или замене индивидуального прибора учета. Обязанность собственников энергопринимающих устройств производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ни иными правовыми актами, и, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета,  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» тем самым навязывает им дополнительные платные услуги. Своими действиями ОАО «СК Алтайкрайэнерго» ущемляет интересы абонента, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом.

Вместе с тем п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г. указывается на то, что опломбировка индивидуального прибора учета осуществляется бесплатно, в пункте 145 вышеуказанных Правил указывается лишь на обязанности собственника прибора учета по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний.

Более того, согласно ответу управления по государственному регулированию цен и тарифов № 80-01/п/1750 от 13.05.2013г. (вх. № 800 от 17.05.2013г.), направленного в адрес управления ФАС по Алтайскому краю следует, что состав расходов территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, включаемых в необходимую валовую выручку, заявляется по формам, установленным методическими указаниями, утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э « Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» и от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Данные методические указания предусматривают предоставление информации о размере необходимой валовой выручки по элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация, прочие и т. д.). Предоставление информации по видам работ, в том числе по вводу в эксплуатацию и опломбировке индивидуального прибора учета, методическими указаниями не предусмотрено.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм законодательства, все виды работ, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок.

Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 29.04.2011 № 138 ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах балансовой принадлежности сетей Алтайского края.

        Действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установления платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии, противоречат п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушают требования  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                  РЕШИЛА:

 

1.   Признать действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго», выразившиеся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., противоречащими п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г., ущемляющими интересы заявителя и  нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать ОАО «СК Алтайкрайэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г. в соответствие с действующим законодательством.

3.    Срок исполнения предписания до 17.06.2013г.

4.   Об исполнении предписания проинформировать управление ФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

Члены Комиссии:

<…>,<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от __ мая 2013г.(резалютивная часть решения оглашена 17.05.2013г.) по делу № 18-ФАС22(АМ)04-13 о нарушении ОАО «СК Алтайкрайэнерго» (656002, ул. Воровского, 163, г. Барнаул) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в срок до 17 июня 2013г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении платы за опломбировку индивидуального прибора учета электроэнергии согласно приказов ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г., что  противоречит п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства № 442 от 04.05.2012г.

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» привести приказы ОАО «СК Алтайкрайэнерго» № 23 от 17 мая 2011г. и № 14 от 26.01.2011г.в соответствие с действующим законодательством.

 

               О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

           

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 18-ФАС22(АМ)04-13 [format] => [safe_value] => № 18-ФАС22(АМ)04-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-05 06:57:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-24 06:57:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377068441 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )