Решение по делу № 3-ФАС22-АМ/02-13

Номер дела: № 3-ФАС22-АМ/02-13
Дата публикации: 22 марта 2013, 16:44

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:<…>,

Члены Комиссии: <…>,<…>,<…>,

рассмотрев дело № 3-ФАС22-АМ/02-13 по признакам нарушения ООО «Тепловик»  (Алтайский край, с.Родино, ул.Шевченко,51а) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от заявителя – З. ( паспорт, доверенности от 10.03.2013г.),

от ответчика – ООО «Тепловик» - <…>, <…>, (доверенность от 05.03.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <…>,в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по <…>, с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    <…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.<…>, с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.
<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>    оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П, К., П.), проживающими по ул.<…>,с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.<…>,с.Родино.

Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Тепловик» доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в с.Родино, Алтайского края.

2. Признать действия ООО «Тепловик», выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Выдать ООО «Тепловик»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: при расчете платы за отопление потребителям, проживающим  по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край не учитывать потери тепловой энергии, возникающие на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии.

  

                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6467 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 3-ФАС22-АМ/02-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6467 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368438300 [changed] => 1370521052 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521052 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:<…>,

Члены Комиссии: <…>,<…>,<…>,

рассмотрев дело № 3-ФАС22-АМ/02-13 по признакам нарушения ООО «Тепловик»  (Алтайский край, с.Родино, ул.Шевченко,51а) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от заявителя – З. ( паспорт, доверенности от 10.03.2013г.),

от ответчика – ООО «Тепловик» - <…>, <…>, (доверенность от 05.03.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <…>,в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по <…>, с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    <…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.<…>, с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.
<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>    оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П, К., П.), проживающими по ул.<…>,с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.<…>,с.Родино.

Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Тепловик» доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в с.Родино, Алтайского края.

2. Признать действия ООО «Тепловик», выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Выдать ООО «Тепловик»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: при расчете платы за отопление потребителям, проживающим  по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край не учитывать потери тепловой энергии, возникающие на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии.

  

                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:<…>,

Члены Комиссии: <…>,<…>,<…>,

рассмотрев дело № 3-ФАС22-АМ/02-13 по признакам нарушения ООО «Тепловик»  (Алтайский край, с.Родино, ул.Шевченко,51а) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от заявителя – З. ( паспорт, доверенности от 10.03.2013г.),

от ответчика – ООО «Тепловик» - <…>, <…>, (доверенность от 05.03.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по  Алтайскому краю на рассмотрение поступило  письменное   обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <…>,в отношении ООО «Тепловик» по факту предъявления бытовым потребителям требований  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013г. №35  возбуждено дело №3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО «Тепловик»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением  от 13.02.2013г. дело №3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013г.

Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО «Тепловик» предъявляет требование  оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей  многоквартирных домов, расположенных по <…>, с.Родино пояснил, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    <…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Представитель ООО «Тепловик» в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО «Тепловик»  находится здание котельной №1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права  от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.<…>, с.Родино. Магистральные сети,  по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО «Тепловик» в аренде.

При  выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995г. №ВК-4936.

Также представитель ООО «Тепловик» ссылается на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.
<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь.  Данный договор заключен с  З.

Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью  «Тепловик» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность  на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО «Тепловик» при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>  производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых   приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.

Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…>    оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.

Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО «Тепловик»,  которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.

Так  договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П, К., П.), проживающими по ул.<…>,с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.<…>,с.Родино.

Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.

Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий  представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами  не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются  на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.

С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу  договора на теплоснабжение ООО «Тепловик» в письменной форме не заключало.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

При расчете платы за коммунальную услугу – отопление ООО «Тепловик» производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012 , представленные Обществом в Алтайское краевое  ФАС России за исх. № 248 от  17.01.2013г., и  имеющиеся в материалах дела.

В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.        № 491 (далее по тексту – Правила №491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.157  Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.

В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.

Таким образом, действия ООО «Тепловик», выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим  по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> , требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.

Ссылка Общества на приложение к договору № 11 от 01.02.2011г.  в котором указан  расчет нормативных потерь  для жителей многоквартирных домов по ул.<…> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна  и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина  З. за снятие показаний  и обслуживание теплосчетчика  (пункт 1.1.).

Пунктом  2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика  ЭСО  и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.

Договор №11 от 01.02.2011г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО «Тепловик» в УФАС приложениях к данному договору  отсутствует подпись З.

Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия   З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.

Следовательно, подписавший договор №11 от 01.02.2011г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО «Тепловик» договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата,  а   жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино,    ул.<…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Тепловик» в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.

По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО «Тепловик»  занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу   ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Тепловик» занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Тепловик» доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в с.Родино, Алтайского края.

2. Признать действия ООО «Тепловик», выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край  к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Выдать ООО «Тепловик»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: при расчете платы за отопление потребителям, проживающим  по адресам: ул.<…>, с.Родино, Алтайский край не учитывать потери тепловой энергии, возникающие на участке инженерной сети не принадлежащей  потребителям тепловой энергии.

  

                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 3-ФАС22-АМ/02-13 [format] => [safe_value] => № 3-ФАС22-АМ/02-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-22 09:44:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-22 09:44:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368438300 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )