Решение по делу № 26-ФАС22-АМ/08-14

Номер дела: № 26-ФАС22-АМ/08-14
Дата публикации: 14 октября 2014, 12:02

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2014г.                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «13» октября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

В<…>,

Щ<…>,

рассмотрев дело № 26-ФАС22-АМ/08-14 по признакам нарушения ИП Борисовым С.Е. (658322, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Лапиным Б.В. (658320, Алтайский край, <…>), ООО «Альтернатива» (658320, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Ивашовым И.Г. (658325, Алтайский край, Курьинский район, <…>) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителя Курьинского района Алтайского края – Т<…> (вх. № 4975 от 16.05.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Курьинского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

-ООО «Катунь» (659708, Поспелихинский район, п. им. Мамонтова, ул. Вокзальная, 44 а);

-ООО «Альтернатива» (Курьинский район, с. Курья, ул. Центральная, 171);

-ИП Ивашов И.Г. (Курьинский район, <…>);

-ИП Борисов С.Е. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапин Б.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Миненко Г.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапченко В.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Зеленских В.Н (Курьинский район, <…>);

-ИП Пяткова М.Н. (Курьинский район, <…>);

-ООО«Предгорье Алтая» (Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Курьинского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке закупа сырого коровьего молока у населения в январе 2014 года  характеризовалась закупочными ценами в размере 22 рублей за 1 литр сырого молока. Во втором квартале 2014 года прослеживается снижение закупочных цен до 13-15 рублей за 1 литр сырого коровьего молока.

Так, с 01.04.2014г. произошло снижение закупочных цен на сырое коровье молоко в Курьинском районе одновременно у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ООО «Альтернатива», ИП Ивашова И.Г., далее снижение происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства  населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Курьинском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку. 

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на закуп сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г., а также представитель ООО «Альтернатива» пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ИП Борисов С.Е. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с.Краснознаменка Курьинского района Алтайского края; ИП Лапин Б.В. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в трех населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края: с.Усть-Таловка, с.Ручьево, с.Казанцево; ИП Ивашов И.Г. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с. Ново-Фирсово Курьинского района Алтайского края. ООО «Альтернатива» осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока во всех вышеперечисленных населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края. Таким образом, ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г.   являются конкурентами с ООО «Альтернатива» в определенных населенных пунктах Курьинского района Алтайского края, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в период с апреля по июнь 2014г. предприятиями-переработчиками молока, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку. Однако, не смотря на то, что ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. в последующем осуществляют поставку молока одному и тому же предприятию-переработчику, ООО «Альтернатива» осуществляло дальнейшую поставку молока другому предприятию-переработчику и по ценам, которые отличны от цен сдачи молока индивидуальными предпринимателями Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г.,  о чем свидетельствуют копии договоров поставки и соглашений об установлении базисных цен сдачи сырого коровьего молока.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное «плечо доставки», хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ. 

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» для снижения закупочных цен на сырое коровье молоко одномоментно и до одинакового уровня на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по закупу сырого коровьего молока.

Необходимо также принять во внимание, что снижение  закупочных цен на сырое коровье молоко до одного уровня выгодно предпринимателям  по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.      

При одномоментном снижении закупочных цен на сырое молоко лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, до одинакового уровня  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых закупочных цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения, заключенного между каждым из предпринимателей: Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г. с ООО «Альтернатива», направленного на снижение и поддержание  закупочных цен  на сырое коровье молоко в период с апреля по июнь 2014г. в населенных пунктах Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Действия ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива», выразившиеся в одномоментном установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 30.09.2014г.,  представители хозяйствующих субъектов сообщили, что с 1 сентября 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Курьинского  района Алтайского края различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к одномоментному установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока.

2.      Не выдавать ИП Борисову С.Е., ИП Лапину Б.В., ИП Ивашову И.Г. и ООО «Альтернатива» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и прекратить дело в отношении  ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г.,  ООО «Альтернатива».

 

<…>

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10445 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 26-ФАС22-АМ/08-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10445 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413263046 [changed] => 1413263046 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413263046 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2014г.                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «13» октября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

В<…>,

Щ<…>,

рассмотрев дело № 26-ФАС22-АМ/08-14 по признакам нарушения ИП Борисовым С.Е. (658322, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Лапиным Б.В. (658320, Алтайский край, <…>), ООО «Альтернатива» (658320, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Ивашовым И.Г. (658325, Алтайский край, Курьинский район, <…>) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителя Курьинского района Алтайского края – Т<…> (вх. № 4975 от 16.05.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Курьинского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

-ООО «Катунь» (659708, Поспелихинский район, п. им. Мамонтова, ул. Вокзальная, 44 а);

-ООО «Альтернатива» (Курьинский район, с. Курья, ул. Центральная, 171);

-ИП Ивашов И.Г. (Курьинский район, <…>);

-ИП Борисов С.Е. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапин Б.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Миненко Г.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапченко В.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Зеленских В.Н (Курьинский район, <…>);

-ИП Пяткова М.Н. (Курьинский район, <…>);

-ООО«Предгорье Алтая» (Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Курьинского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке закупа сырого коровьего молока у населения в январе 2014 года  характеризовалась закупочными ценами в размере 22 рублей за 1 литр сырого молока. Во втором квартале 2014 года прослеживается снижение закупочных цен до 13-15 рублей за 1 литр сырого коровьего молока.

Так, с 01.04.2014г. произошло снижение закупочных цен на сырое коровье молоко в Курьинском районе одновременно у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ООО «Альтернатива», ИП Ивашова И.Г., далее снижение происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства  населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Курьинском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку. 

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на закуп сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г., а также представитель ООО «Альтернатива» пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ИП Борисов С.Е. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с.Краснознаменка Курьинского района Алтайского края; ИП Лапин Б.В. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в трех населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края: с.Усть-Таловка, с.Ручьево, с.Казанцево; ИП Ивашов И.Г. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с. Ново-Фирсово Курьинского района Алтайского края. ООО «Альтернатива» осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока во всех вышеперечисленных населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края. Таким образом, ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г.   являются конкурентами с ООО «Альтернатива» в определенных населенных пунктах Курьинского района Алтайского края, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в период с апреля по июнь 2014г. предприятиями-переработчиками молока, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку. Однако, не смотря на то, что ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. в последующем осуществляют поставку молока одному и тому же предприятию-переработчику, ООО «Альтернатива» осуществляло дальнейшую поставку молока другому предприятию-переработчику и по ценам, которые отличны от цен сдачи молока индивидуальными предпринимателями Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г.,  о чем свидетельствуют копии договоров поставки и соглашений об установлении базисных цен сдачи сырого коровьего молока.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное «плечо доставки», хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ. 

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» для снижения закупочных цен на сырое коровье молоко одномоментно и до одинакового уровня на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по закупу сырого коровьего молока.

Необходимо также принять во внимание, что снижение  закупочных цен на сырое коровье молоко до одного уровня выгодно предпринимателям  по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.      

При одномоментном снижении закупочных цен на сырое молоко лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, до одинакового уровня  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых закупочных цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения, заключенного между каждым из предпринимателей: Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г. с ООО «Альтернатива», направленного на снижение и поддержание  закупочных цен  на сырое коровье молоко в период с апреля по июнь 2014г. в населенных пунктах Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Действия ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива», выразившиеся в одномоментном установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 30.09.2014г.,  представители хозяйствующих субъектов сообщили, что с 1 сентября 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Курьинского  района Алтайского края различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к одномоментному установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока.

2.      Не выдавать ИП Борисову С.Е., ИП Лапину Б.В., ИП Ивашову И.Г. и ООО «Альтернатива» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и прекратить дело в отношении  ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г.,  ООО «Альтернатива».

 

<…>

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» сентября 2014г.                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «13» октября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

В<…>,

Щ<…>,

рассмотрев дело № 26-ФАС22-АМ/08-14 по признакам нарушения ИП Борисовым С.Е. (658322, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Лапиным Б.В. (658320, Алтайский край, <…>), ООО «Альтернатива» (658320, Алтайский край, Курьинский район, <…>), ИП Ивашовым И.Г. (658325, Алтайский край, Курьинский район, <…>) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление жителя Курьинского района Алтайского края – Т<…> (вх. № 4975 от 16.05.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Курьинского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

-ООО «Катунь» (659708, Поспелихинский район, п. им. Мамонтова, ул. Вокзальная, 44 а);

-ООО «Альтернатива» (Курьинский район, с. Курья, ул. Центральная, 171);

-ИП Ивашов И.Г. (Курьинский район, <…>);

-ИП Борисов С.Е. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапин Б.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Миненко Г.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Лапченко В.В. (Курьинский район, <…>);

-ИП Зеленских В.Н (Курьинский район, <…>);

-ИП Пяткова М.Н. (Курьинский район, <…>);

-ООО«Предгорье Алтая» (Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Курьинского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке закупа сырого коровьего молока у населения в январе 2014 года  характеризовалась закупочными ценами в размере 22 рублей за 1 литр сырого молока. Во втором квартале 2014 года прослеживается снижение закупочных цен до 13-15 рублей за 1 литр сырого коровьего молока.

Так, с 01.04.2014г. произошло снижение закупочных цен на сырое коровье молоко в Курьинском районе одновременно у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ООО «Альтернатива», ИП Ивашова И.Г., далее снижение происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства  населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Курьинском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку. 

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на закуп сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г., а также представитель ООО «Альтернатива» пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ИП Борисов С.Е. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с.Краснознаменка Курьинского района Алтайского края; ИП Лапин Б.В. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в трех населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края: с.Усть-Таловка, с.Ручьево, с.Казанцево; ИП Ивашов И.Г. осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в с. Ново-Фирсово Курьинского района Алтайского края. ООО «Альтернатива» осуществляет деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока во всех вышеперечисленных населенных пунктах  Курьинского района Алтайского края. Таким образом, ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г.   являются конкурентами с ООО «Альтернатива» в определенных населенных пунктах Курьинского района Алтайского края, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в период с апреля по июнь 2014г. предприятиями-переработчиками молока, с которыми у ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» заключены договоры на поставку. Однако, не смотря на то, что ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. в последующем осуществляют поставку молока одному и тому же предприятию-переработчику, ООО «Альтернатива» осуществляло дальнейшую поставку молока другому предприятию-переработчику и по ценам, которые отличны от цен сдачи молока индивидуальными предпринимателями Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г.,  о чем свидетельствуют копии договоров поставки и соглашений об установлении базисных цен сдачи сырого коровьего молока.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное «плечо доставки», хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ. 

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г., ООО «Альтернатива» для снижения закупочных цен на сырое коровье молоко одномоментно и до одинакового уровня на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по закупу сырого коровьего молока.

Необходимо также принять во внимание, что снижение  закупочных цен на сырое коровье молоко до одного уровня выгодно предпринимателям  по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.      

При одномоментном снижении закупочных цен на сырое молоко лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, до одинакового уровня  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых закупочных цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения, заключенного между каждым из предпринимателей: Борисовым С.Е., Лапиным Б.В., Ивашовым И.Г. с ООО «Альтернатива», направленного на снижение и поддержание  закупочных цен  на сырое коровье молоко в период с апреля по июнь 2014г. в населенных пунктах Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Действия ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива», выразившиеся в одномоментном установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, состоявшемся 30.09.2014г.,  представители хозяйствующих субъектов сообщили, что с 1 сентября 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Курьинского  района Алтайского края различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г. и ООО «Альтернатива» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к одномоментному установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по июнь 2014 года на территории населенных пунктов Курьинского района Алтайского края, в которых ИП Борисов С.Е., ИП Лапин Б.В., ИП Ивашов И.Г. и ООО «Альтернатива» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока.

2.      Не выдавать ИП Борисову С.Е., ИП Лапину Б.В., ИП Ивашову И.Г. и ООО «Альтернатива» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и прекратить дело в отношении  ИП Борисова С.Е., ИП Лапина Б.В., ИП Ивашова И.Г.,  ООО «Альтернатива».

 

<…>

           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 26-ФАС22-АМ/08-14 [format] => [safe_value] => № 26-ФАС22-АМ/08-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-14 05:02:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-13 05:02:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413263046 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )