Постановление о наложении штрафа по делу № 102-АД(НК)07-14 об административном правонарушении

Номер дела: № 102-АД(НК)07-14
Дата публикации: 3 сентября 2014, 11:21

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю П <…>, рассмотрев протокол должностного лица управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 06-08/14 от 21.04.2014г. и материалы дела об административном правонарушении № 102-АД(НК)07-14, возбужденного в отношении директора ООО «М2» З<…>, по факту нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении и проведении в 2012 году ООО «М2» акции «Выгодный обмен», согласно которой в городах Бийск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск в местах реализации товаров Общества предусматривался обмен дисконтных карт других магазинов на карту «Формула М2» со скидкой 10%, что указывает на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ,

в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу – З<…>,

УСТАНОВИЛ:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился, явку представителя не обеспечил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., в действиях должностного лица ООО «М2» - З <…>, связанных с недобросовестной конкуренцией на рынке розничной торговли строительными материалами, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выражается в следующем.

24 сентября 2012 года в Новосибирское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «М2» в связи с предоставлением скидок и одновременной заменой дисконтных карт заявителя на дисконтные карты ООО «М2» обратилось ООО ХК «Домоцентр». Как указано в заявлении в результате указанных действий у ООО «М2» остается дисконтная карта, содержащая информацию, представляющую собой коммерческую тайну заявителя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Материалами дела установлено, что ООО ХК «Домоцентр» и ООО «М2» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке – рынке розничной торговли строительными материалами, в пределах одних и тех же географических границ, в частности г. Новосибирск, в связи с чем, добросовестная конкуренция, как фактор ведения указанными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

01.07.2012 генеральным директором ООО ХК «Домоцентр» утверждена программа лояльности «Все+», согласно которой обладатели соответствующей клубной карты имеют право на получение скидок, бонусов, и других привилегий в магазинах: Домоцентр, Практик, Прораб, Абрис, Стройкин, Ковровый двор. Карта выдается только при условии заполнения анкеты, и является собственностью компании.

Получить карту «Все+» можно:

1) Бесплатно при сумме чека от 10 000 рублей и выше;

2) Купить на кассе по цене 100 рублей (по цене 50 руб. для пенсионеров и студентов, при предъявлении соответствующего документа).

Обладатель клубной карты имеет возможность воспользоваться специальными ценами на товары, выделенные стопперами «ЦЕНА по КАРТЕ». Кроме того, на карту начисляются бонусы из расчета 10 % от суммы чека. Воспользоваться бонусами можно на следующую покупку; бонусами можно оплатить не более 40 % покупки.

Утерянную карту можно восстановить только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, оплатив при этом полную стоимость новой карты. Утерянная карта аннулируется, накопленные на ней бонусы восстанавливаются.

В июле-августе 2012 года ООО ХК «Домоцентр» по Договору № 57-2012 на производство рекламной продукции от 18.06.2012 было изготовлено 330 000 указанных пластиковых карт на общую сумму <…> рублей.

Дисконтные карты являются идентификационным документом, подтверждающим право на получение скидок, одновременно позволяющим магазинам вести базу клиентов, отслеживать их потребительские предпочтения, рост или сокращение продаж и своевременно принимать необходимые меры. Для обработки подобной информации кроме пластиковых карт необходимо дорогостоящее оборудование и программное обеспечение. Как указано в заявлении, на магнитном слое дисконтных карт содержится информация о потребителях (ФИО, суммы покупок, ассортимент приобретаемых товаров, размер скидки), являющаяся коммерческой тайной заявителя.

Единая система разовых и накопительных скидок для всех подразделений ООО «М2» утверждена директором по розничным продажам ООО «М2» с 01.01.2012. Согласно указанной системе, дисконтная карта гипермаркета строительных материалов «Формула М2» предоставляет право на получение скидки при покупке материалов в любом вновь открывшемся гипермаркете «Формула М2».

Получить дисконтную карту можно, совершив покупку на сумму не менее 3 000 рублей; отдельно карты не продаются.

Для получения карты необходимо заполнить «Информационную карточку клиента», после чего выдается дисконтная карта со скидкой, соответствующей покупке.

Накопительные скидки предоставляются в размере от 3 до 12 % при цене покупок от 5000 до 60 000 рублей; разовые скидки – от 3 до 12 % при цене покупок от 3000 до 40 000 рублей соответственно. Если клиент выбирает разовую скидку, то его покупка оформляется на розничного покупателя с соответствующей скидкой и не заносится на дисконтную карту.

Директором по розничным продажам ООО «М2» 20.01.2012 утверждены условия акции «Выгодный обмен», согласно которой акция «Выгодный обмен» проводится в мультистроительном магазине «Формула М2» г. Новосибирск со следующими условиями:

·         клиент вправе обменять дисконтную карту любого магазина на дисконтную карту мультистроительного магазина «Формула М2» с начальной скидкой в размере 10 %;

·         если у клиента уже имеется карта магазина «Формула М2», но на ней скидка менее 10%, то при предъявлении карты иного магазина на обмен размер скидки увеличивается до 10 %.

Информация об акции «Выгодный обмен» размещалась также в сети Интернет на сайте www.practika.ru, администрирование которого в части размещения информации о проведении рекламных акций и мероприятий, осуществляет в соответствии с должностной инструкцией № 24 от 01.01.2012 директор по розничным продажам ООО «М2» П<…>.

Таким образом, до 20.01.2012 клиенты магазинов «Формула М2» могли получить накопительную карту со скидкой 10%, совершив разовую покупку на сумму от 20 000 тысяч рублей. Такая же скидка предоставляется при наличии у покупателя накопительной дисконтной карты при достижении размера накопленной суммы равной 40 000 рублей.

С 20.01.2012 в рамках акции «Выгодный обмен» получить накопительную дисконтную карту с 10% скидкой стало возможным, предъявив на обмен карту любого магазина, без условия достижения накопленной на карте суммой определенного значения. При этом карта другого магазина изымается.

Условия акции «Выгодный обмен» не содержат ограничений по картам тех или иных магазинов, следовательно, на обмен принимаются карты, в том числе, других строительных магазинов, то есть, дисконтные карты конкурентов. Поскольку карты при обмене изымаются, то данные действия заявителя указывают на нарушение имущественных прав других лиц, в том числе конкурентов.

Привлекательность дисконтных карт рассматриваемых субъектов-конкурентов сопоставима для покупателей. При этом условия использования карт ООО «М2» могут быть более привлекательны, более выгодны по сравнению с условиями использования карт ООО ХК «Домоцентр», поскольку предоставляют возможность накопить максимальную 12% скидку (при выполнении соответствующего условия).

В результате, при обмене собственных карт ООО «М2» закрепляет за собой «своих» клиентов, а при обмене иных других карт - привлекает новых путем «отчуждения» клиентов от магазинов-конкурентов (изымая карту другого магазина, ООО «М2» приобретает клиента, который уже не будет иметь возможность приобретать товары в магазине, дисконтная карта которого была передана ООО «М2»).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции,  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из законодательно закрепленного понятия «недобросовестной конкуренции» являются: наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, наличие действия хозяйствующего субъекта, направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту вследствие осуществления указанных действий, либо нанести вред его деловой репутации.

Таким образом, действия ООО «М2» по введению и применению акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж. При этом рассматриваемые действия по обмену сопряжены с изъятием карт, в том числе конкурирующих строительных супермаркетов, то есть, с причинением имущественного вреда, одновременно с утратой клиента (упущенная выгода). В данном случае имеет место противоречие принципам добропорядочности и разумности со стороны ООО «М2», а в целом, рассматриваемые действия ООО «М2» указывают на наличие недобросовестной конкуренции, то есть на нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой недобросовестная конкуренция не допускается.

16 января 2014 года Комиссией Новосибирского УФАС России рассматриваемые действия ООО «М2» признаны актом недобросовестной конкуренции, а именно нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; нарушение пункта 5 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в действиях Общества, связанных с обменом дисконтных карт конкурента на карты «Формула М2», не подтвердилось, поскольку получения ООО «М2» охраняемой законом информации без разрешения её владельца – ООО ХК «Домоцентр», Комиссией антимонопольного органа не установлено.

Таким образом, в совокупности рассмотренных фактов действия ООО «М2», выраженные во введении и примении акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием карт иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, направлены на получение при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат Федеральному закону «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, следовательно на наличие в действиях ООО «М2» нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № 65 от 08.09.2010г. З<…>, согласно решению единственного участника от 08.09.2010г., с 08 сентября 2010 года вступил в должность директора ООО «М2».

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Директор, в том числе действует от имени Общества, представляет его интересы, совершает сделки.

Таким образом, директором ООО «М2» З<…> при проведении в мультисроительном магазине «Формула М2», расположенном, в том числе в городе Новосибирске, акции «Выгодный обмен», неприняты должные меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, добропорядочности, разумности и справедливости, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

З<…>, являясь должностным лицом – директором ООО «М2» объективно имел возможность по недопущению нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

21 апреля 2014 года З<…> на составление и подписание протокола об административном правонарушении в УФАС по Новосибирской области не явился, копия протокола направлена З<…> заказным письмом с уведомлением о вручении по месту работы и по месту регистрации.

21.04.2014г. З<…> заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства – г. Барнаул, Алтайский край.  

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина З<…> в нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с проведением акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., а также материалами дела № 102-АД(НК)07-14.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, состоит в совершении любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если указанные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В результате данных действий ООО «М2» приобретает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности, которые позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ,  не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь  статьями 14.33, 23.48, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать директора ООО «М2» З<…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 020 100 160 00 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд  в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. 

           

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 год.

 

stdClass Object ( [vid] => 10011 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 102-АД(НК)07-14 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10011 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409718222 [changed] => 1409718222 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409718222 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю П <…>, рассмотрев протокол должностного лица управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 06-08/14 от 21.04.2014г. и материалы дела об административном правонарушении № 102-АД(НК)07-14, возбужденного в отношении директора ООО «М2» З<…>, по факту нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении и проведении в 2012 году ООО «М2» акции «Выгодный обмен», согласно которой в городах Бийск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск в местах реализации товаров Общества предусматривался обмен дисконтных карт других магазинов на карту «Формула М2» со скидкой 10%, что указывает на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ,

в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу – З<…>,

УСТАНОВИЛ:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился, явку представителя не обеспечил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., в действиях должностного лица ООО «М2» - З <…>, связанных с недобросовестной конкуренцией на рынке розничной торговли строительными материалами, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выражается в следующем.

24 сентября 2012 года в Новосибирское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «М2» в связи с предоставлением скидок и одновременной заменой дисконтных карт заявителя на дисконтные карты ООО «М2» обратилось ООО ХК «Домоцентр». Как указано в заявлении в результате указанных действий у ООО «М2» остается дисконтная карта, содержащая информацию, представляющую собой коммерческую тайну заявителя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Материалами дела установлено, что ООО ХК «Домоцентр» и ООО «М2» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке – рынке розничной торговли строительными материалами, в пределах одних и тех же географических границ, в частности г. Новосибирск, в связи с чем, добросовестная конкуренция, как фактор ведения указанными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

01.07.2012 генеральным директором ООО ХК «Домоцентр» утверждена программа лояльности «Все+», согласно которой обладатели соответствующей клубной карты имеют право на получение скидок, бонусов, и других привилегий в магазинах: Домоцентр, Практик, Прораб, Абрис, Стройкин, Ковровый двор. Карта выдается только при условии заполнения анкеты, и является собственностью компании.

Получить карту «Все+» можно:

1) Бесплатно при сумме чека от 10 000 рублей и выше;

2) Купить на кассе по цене 100 рублей (по цене 50 руб. для пенсионеров и студентов, при предъявлении соответствующего документа).

Обладатель клубной карты имеет возможность воспользоваться специальными ценами на товары, выделенные стопперами «ЦЕНА по КАРТЕ». Кроме того, на карту начисляются бонусы из расчета 10 % от суммы чека. Воспользоваться бонусами можно на следующую покупку; бонусами можно оплатить не более 40 % покупки.

Утерянную карту можно восстановить только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, оплатив при этом полную стоимость новой карты. Утерянная карта аннулируется, накопленные на ней бонусы восстанавливаются.

В июле-августе 2012 года ООО ХК «Домоцентр» по Договору № 57-2012 на производство рекламной продукции от 18.06.2012 было изготовлено 330 000 указанных пластиковых карт на общую сумму <…> рублей.

Дисконтные карты являются идентификационным документом, подтверждающим право на получение скидок, одновременно позволяющим магазинам вести базу клиентов, отслеживать их потребительские предпочтения, рост или сокращение продаж и своевременно принимать необходимые меры. Для обработки подобной информации кроме пластиковых карт необходимо дорогостоящее оборудование и программное обеспечение. Как указано в заявлении, на магнитном слое дисконтных карт содержится информация о потребителях (ФИО, суммы покупок, ассортимент приобретаемых товаров, размер скидки), являющаяся коммерческой тайной заявителя.

Единая система разовых и накопительных скидок для всех подразделений ООО «М2» утверждена директором по розничным продажам ООО «М2» с 01.01.2012. Согласно указанной системе, дисконтная карта гипермаркета строительных материалов «Формула М2» предоставляет право на получение скидки при покупке материалов в любом вновь открывшемся гипермаркете «Формула М2».

Получить дисконтную карту можно, совершив покупку на сумму не менее 3 000 рублей; отдельно карты не продаются.

Для получения карты необходимо заполнить «Информационную карточку клиента», после чего выдается дисконтная карта со скидкой, соответствующей покупке.

Накопительные скидки предоставляются в размере от 3 до 12 % при цене покупок от 5000 до 60 000 рублей; разовые скидки – от 3 до 12 % при цене покупок от 3000 до 40 000 рублей соответственно. Если клиент выбирает разовую скидку, то его покупка оформляется на розничного покупателя с соответствующей скидкой и не заносится на дисконтную карту.

Директором по розничным продажам ООО «М2» 20.01.2012 утверждены условия акции «Выгодный обмен», согласно которой акция «Выгодный обмен» проводится в мультистроительном магазине «Формула М2» г. Новосибирск со следующими условиями:

·         клиент вправе обменять дисконтную карту любого магазина на дисконтную карту мультистроительного магазина «Формула М2» с начальной скидкой в размере 10 %;

·         если у клиента уже имеется карта магазина «Формула М2», но на ней скидка менее 10%, то при предъявлении карты иного магазина на обмен размер скидки увеличивается до 10 %.

Информация об акции «Выгодный обмен» размещалась также в сети Интернет на сайте www.practika.ru, администрирование которого в части размещения информации о проведении рекламных акций и мероприятий, осуществляет в соответствии с должностной инструкцией № 24 от 01.01.2012 директор по розничным продажам ООО «М2» П<…>.

Таким образом, до 20.01.2012 клиенты магазинов «Формула М2» могли получить накопительную карту со скидкой 10%, совершив разовую покупку на сумму от 20 000 тысяч рублей. Такая же скидка предоставляется при наличии у покупателя накопительной дисконтной карты при достижении размера накопленной суммы равной 40 000 рублей.

С 20.01.2012 в рамках акции «Выгодный обмен» получить накопительную дисконтную карту с 10% скидкой стало возможным, предъявив на обмен карту любого магазина, без условия достижения накопленной на карте суммой определенного значения. При этом карта другого магазина изымается.

Условия акции «Выгодный обмен» не содержат ограничений по картам тех или иных магазинов, следовательно, на обмен принимаются карты, в том числе, других строительных магазинов, то есть, дисконтные карты конкурентов. Поскольку карты при обмене изымаются, то данные действия заявителя указывают на нарушение имущественных прав других лиц, в том числе конкурентов.

Привлекательность дисконтных карт рассматриваемых субъектов-конкурентов сопоставима для покупателей. При этом условия использования карт ООО «М2» могут быть более привлекательны, более выгодны по сравнению с условиями использования карт ООО ХК «Домоцентр», поскольку предоставляют возможность накопить максимальную 12% скидку (при выполнении соответствующего условия).

В результате, при обмене собственных карт ООО «М2» закрепляет за собой «своих» клиентов, а при обмене иных других карт - привлекает новых путем «отчуждения» клиентов от магазинов-конкурентов (изымая карту другого магазина, ООО «М2» приобретает клиента, который уже не будет иметь возможность приобретать товары в магазине, дисконтная карта которого была передана ООО «М2»).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции,  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из законодательно закрепленного понятия «недобросовестной конкуренции» являются: наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, наличие действия хозяйствующего субъекта, направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту вследствие осуществления указанных действий, либо нанести вред его деловой репутации.

Таким образом, действия ООО «М2» по введению и применению акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж. При этом рассматриваемые действия по обмену сопряжены с изъятием карт, в том числе конкурирующих строительных супермаркетов, то есть, с причинением имущественного вреда, одновременно с утратой клиента (упущенная выгода). В данном случае имеет место противоречие принципам добропорядочности и разумности со стороны ООО «М2», а в целом, рассматриваемые действия ООО «М2» указывают на наличие недобросовестной конкуренции, то есть на нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой недобросовестная конкуренция не допускается.

16 января 2014 года Комиссией Новосибирского УФАС России рассматриваемые действия ООО «М2» признаны актом недобросовестной конкуренции, а именно нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; нарушение пункта 5 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в действиях Общества, связанных с обменом дисконтных карт конкурента на карты «Формула М2», не подтвердилось, поскольку получения ООО «М2» охраняемой законом информации без разрешения её владельца – ООО ХК «Домоцентр», Комиссией антимонопольного органа не установлено.

Таким образом, в совокупности рассмотренных фактов действия ООО «М2», выраженные во введении и примении акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием карт иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, направлены на получение при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат Федеральному закону «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, следовательно на наличие в действиях ООО «М2» нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № 65 от 08.09.2010г. З<…>, согласно решению единственного участника от 08.09.2010г., с 08 сентября 2010 года вступил в должность директора ООО «М2».

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Директор, в том числе действует от имени Общества, представляет его интересы, совершает сделки.

Таким образом, директором ООО «М2» З<…> при проведении в мультисроительном магазине «Формула М2», расположенном, в том числе в городе Новосибирске, акции «Выгодный обмен», неприняты должные меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, добропорядочности, разумности и справедливости, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

З<…>, являясь должностным лицом – директором ООО «М2» объективно имел возможность по недопущению нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

21 апреля 2014 года З<…> на составление и подписание протокола об административном правонарушении в УФАС по Новосибирской области не явился, копия протокола направлена З<…> заказным письмом с уведомлением о вручении по месту работы и по месту регистрации.

21.04.2014г. З<…> заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства – г. Барнаул, Алтайский край.  

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина З<…> в нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с проведением акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., а также материалами дела № 102-АД(НК)07-14.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, состоит в совершении любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если указанные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В результате данных действий ООО «М2» приобретает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности, которые позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ,  не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь  статьями 14.33, 23.48, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать директора ООО «М2» З<…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 020 100 160 00 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд  в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. 

           

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 год.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю П <…>, рассмотрев протокол должностного лица управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 06-08/14 от 21.04.2014г. и материалы дела об административном правонарушении № 102-АД(НК)07-14, возбужденного в отношении директора ООО «М2» З<…>, по факту нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении и проведении в 2012 году ООО «М2» акции «Выгодный обмен», согласно которой в городах Бийск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск в местах реализации товаров Общества предусматривался обмен дисконтных карт других магазинов на карту «Формула М2» со скидкой 10%, что указывает на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ,

в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу – З<…>,

УСТАНОВИЛ:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился, явку представителя не обеспечил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., в действиях должностного лица ООО «М2» - З <…>, связанных с недобросовестной конкуренцией на рынке розничной торговли строительными материалами, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выражается в следующем.

24 сентября 2012 года в Новосибирское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «М2» в связи с предоставлением скидок и одновременной заменой дисконтных карт заявителя на дисконтные карты ООО «М2» обратилось ООО ХК «Домоцентр». Как указано в заявлении в результате указанных действий у ООО «М2» остается дисконтная карта, содержащая информацию, представляющую собой коммерческую тайну заявителя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Материалами дела установлено, что ООО ХК «Домоцентр» и ООО «М2» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке – рынке розничной торговли строительными материалами, в пределах одних и тех же географических границ, в частности г. Новосибирск, в связи с чем, добросовестная конкуренция, как фактор ведения указанными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

01.07.2012 генеральным директором ООО ХК «Домоцентр» утверждена программа лояльности «Все+», согласно которой обладатели соответствующей клубной карты имеют право на получение скидок, бонусов, и других привилегий в магазинах: Домоцентр, Практик, Прораб, Абрис, Стройкин, Ковровый двор. Карта выдается только при условии заполнения анкеты, и является собственностью компании.

Получить карту «Все+» можно:

1) Бесплатно при сумме чека от 10 000 рублей и выше;

2) Купить на кассе по цене 100 рублей (по цене 50 руб. для пенсионеров и студентов, при предъявлении соответствующего документа).

Обладатель клубной карты имеет возможность воспользоваться специальными ценами на товары, выделенные стопперами «ЦЕНА по КАРТЕ». Кроме того, на карту начисляются бонусы из расчета 10 % от суммы чека. Воспользоваться бонусами можно на следующую покупку; бонусами можно оплатить не более 40 % покупки.

Утерянную карту можно восстановить только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, оплатив при этом полную стоимость новой карты. Утерянная карта аннулируется, накопленные на ней бонусы восстанавливаются.

В июле-августе 2012 года ООО ХК «Домоцентр» по Договору № 57-2012 на производство рекламной продукции от 18.06.2012 было изготовлено 330 000 указанных пластиковых карт на общую сумму <…> рублей.

Дисконтные карты являются идентификационным документом, подтверждающим право на получение скидок, одновременно позволяющим магазинам вести базу клиентов, отслеживать их потребительские предпочтения, рост или сокращение продаж и своевременно принимать необходимые меры. Для обработки подобной информации кроме пластиковых карт необходимо дорогостоящее оборудование и программное обеспечение. Как указано в заявлении, на магнитном слое дисконтных карт содержится информация о потребителях (ФИО, суммы покупок, ассортимент приобретаемых товаров, размер скидки), являющаяся коммерческой тайной заявителя.

Единая система разовых и накопительных скидок для всех подразделений ООО «М2» утверждена директором по розничным продажам ООО «М2» с 01.01.2012. Согласно указанной системе, дисконтная карта гипермаркета строительных материалов «Формула М2» предоставляет право на получение скидки при покупке материалов в любом вновь открывшемся гипермаркете «Формула М2».

Получить дисконтную карту можно, совершив покупку на сумму не менее 3 000 рублей; отдельно карты не продаются.

Для получения карты необходимо заполнить «Информационную карточку клиента», после чего выдается дисконтная карта со скидкой, соответствующей покупке.

Накопительные скидки предоставляются в размере от 3 до 12 % при цене покупок от 5000 до 60 000 рублей; разовые скидки – от 3 до 12 % при цене покупок от 3000 до 40 000 рублей соответственно. Если клиент выбирает разовую скидку, то его покупка оформляется на розничного покупателя с соответствующей скидкой и не заносится на дисконтную карту.

Директором по розничным продажам ООО «М2» 20.01.2012 утверждены условия акции «Выгодный обмен», согласно которой акция «Выгодный обмен» проводится в мультистроительном магазине «Формула М2» г. Новосибирск со следующими условиями:

·         клиент вправе обменять дисконтную карту любого магазина на дисконтную карту мультистроительного магазина «Формула М2» с начальной скидкой в размере 10 %;

·         если у клиента уже имеется карта магазина «Формула М2», но на ней скидка менее 10%, то при предъявлении карты иного магазина на обмен размер скидки увеличивается до 10 %.

Информация об акции «Выгодный обмен» размещалась также в сети Интернет на сайте www.practika.ru, администрирование которого в части размещения информации о проведении рекламных акций и мероприятий, осуществляет в соответствии с должностной инструкцией № 24 от 01.01.2012 директор по розничным продажам ООО «М2» П<…>.

Таким образом, до 20.01.2012 клиенты магазинов «Формула М2» могли получить накопительную карту со скидкой 10%, совершив разовую покупку на сумму от 20 000 тысяч рублей. Такая же скидка предоставляется при наличии у покупателя накопительной дисконтной карты при достижении размера накопленной суммы равной 40 000 рублей.

С 20.01.2012 в рамках акции «Выгодный обмен» получить накопительную дисконтную карту с 10% скидкой стало возможным, предъявив на обмен карту любого магазина, без условия достижения накопленной на карте суммой определенного значения. При этом карта другого магазина изымается.

Условия акции «Выгодный обмен» не содержат ограничений по картам тех или иных магазинов, следовательно, на обмен принимаются карты, в том числе, других строительных магазинов, то есть, дисконтные карты конкурентов. Поскольку карты при обмене изымаются, то данные действия заявителя указывают на нарушение имущественных прав других лиц, в том числе конкурентов.

Привлекательность дисконтных карт рассматриваемых субъектов-конкурентов сопоставима для покупателей. При этом условия использования карт ООО «М2» могут быть более привлекательны, более выгодны по сравнению с условиями использования карт ООО ХК «Домоцентр», поскольку предоставляют возможность накопить максимальную 12% скидку (при выполнении соответствующего условия).

В результате, при обмене собственных карт ООО «М2» закрепляет за собой «своих» клиентов, а при обмене иных других карт - привлекает новых путем «отчуждения» клиентов от магазинов-конкурентов (изымая карту другого магазина, ООО «М2» приобретает клиента, который уже не будет иметь возможность приобретать товары в магазине, дисконтная карта которого была передана ООО «М2»).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции,  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из законодательно закрепленного понятия «недобросовестной конкуренции» являются: наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, наличие действия хозяйствующего субъекта, направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту вследствие осуществления указанных действий, либо нанести вред его деловой репутации.

Таким образом, действия ООО «М2» по введению и применению акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж. При этом рассматриваемые действия по обмену сопряжены с изъятием карт, в том числе конкурирующих строительных супермаркетов, то есть, с причинением имущественного вреда, одновременно с утратой клиента (упущенная выгода). В данном случае имеет место противоречие принципам добропорядочности и разумности со стороны ООО «М2», а в целом, рассматриваемые действия ООО «М2» указывают на наличие недобросовестной конкуренции, то есть на нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой недобросовестная конкуренция не допускается.

16 января 2014 года Комиссией Новосибирского УФАС России рассматриваемые действия ООО «М2» признаны актом недобросовестной конкуренции, а именно нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»; нарушение пункта 5 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в действиях Общества, связанных с обменом дисконтных карт конкурента на карты «Формула М2», не подтвердилось, поскольку получения ООО «М2» охраняемой законом информации без разрешения её владельца – ООО ХК «Домоцентр», Комиссией антимонопольного органа не установлено.

Таким образом, в совокупности рассмотренных фактов действия ООО «М2», выраженные во введении и примении акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием карт иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, направлены на получение при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат Федеральному закону «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, следовательно на наличие в действиях ООО «М2» нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № 65 от 08.09.2010г. З<…>, согласно решению единственного участника от 08.09.2010г., с 08 сентября 2010 года вступил в должность директора ООО «М2».

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Директор, в том числе действует от имени Общества, представляет его интересы, совершает сделки.

Таким образом, директором ООО «М2» З<…> при проведении в мультисроительном магазине «Формула М2», расположенном, в том числе в городе Новосибирске, акции «Выгодный обмен», неприняты должные меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, добропорядочности, разумности и справедливости, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

З<…>, являясь должностным лицом – директором ООО «М2» объективно имел возможность по недопущению нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

21 апреля 2014 года З<…> на составление и подписание протокола об административном правонарушении в УФАС по Новосибирской области не явился, копия протокола направлена З<…> заказным письмом с уведомлением о вручении по месту работы и по месту регистрации.

21.04.2014г. З<…> заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства – г. Барнаул, Алтайский край.  

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вина З<…> в нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с проведением акции «Выгодный обмен», в том числе с изъятием дисконтных карт иных хозяйствующих субъектов, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 06-08/14 от 21.04.2014г., а также материалами дела № 102-АД(НК)07-14.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, состоит в совершении любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если указанные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В результате данных действий ООО «М2» приобретает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности, которые позволяют хозяйствующему субъекту-конкуренту увеличить получаемую прибыль за счет привлечения новых клиентов, перераспределения спроса за счет клиентов конкурента, и, соответственно, способствуют увеличению объема собственных продаж.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ,  не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь  статьями 14.33, 23.48, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать директора ООО «М2» З<…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

В соответствии с  частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 020 100 160 00 140

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и  частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд  в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. 

           

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 год.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 102-АД(НК)07-14 [format] => [safe_value] => № 102-АД(НК)07-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Алтайского краевого УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:


  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
 

Также управление в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14.1-14.8 Федерального закона "О защите конкуренции").

 

 

 

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-03 04:21:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-02 04:21:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409718222 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )