• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Как наказать спамера?

 

«Открылась аптека, низкие цены!». Третье такое сообщение за день вызывает желание сделать так, чтобы в аптеку пришлось идти авторам эсэмэски. Между тем алтайские антимонопольщики уже на­шли одного такого автора, вынудив его ходить в суд по повесткам. Теперь, наверное, не до спама. Благотворительность Звоню в эту аптеку. Приветствует вежливый голос фар­мацевта. - Здравствуйте, вы уже открылись? – «радуюсь» я.

«Открылась аптека, низкие цены!». Третье такое сообщение за день вызывает желание сделать так, чтобы в аптеку пришлось идти авторам эсэмэски. Между тем алтайские антимонопольщики уже на­шли одного такого автора, вынудив его ходить в суд по повесткам. Теперь, наверное, не до спама.

Благотворительность

Звоню в эту аптеку.

Приветствует вежливый голос фар­мацевта.

- Здравствуйте, вы уже открылись? – «радуюсь» я. – Замечательно, а то мне СМС пришло, что у вас цены очень низкие.

Видимо, я не первая сердитая ла­сточка, потому что вежливая девушка моментально сообразила, к чему я клоню, и вскипела:

- Наша аптека тут ни при чем, это ваш сотовый оператор делает рассылку, все претензии предъявляйте ему.

- То есть он присылает мне рекламу без вашего ведома? Вы вообще знаете, что я не давала согласия на рассылку и она незаконна?

- Я повторяю, сообщения вам присы­лает ваш оператор сотовой связи. С ним и разбирайтесь.

Девушка вешает трубку.

Подобными сообщениями не заки­дывают разве что каждого двадцатого, предлагая остальным девятнадцати то загореть, то похудеть, то, наоборот, что-нибудь где-нибудь прибавить или нарастить.

- В Законе «О рекламе» есть статья 18, прямо запрещающая распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, – комментирует подобные случаи началь­ник отдела контроля недобросовестной конкуренции Алтайского краевого управ­ления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Наталья Буянкина.

Однако нарушение Закона «О рекла­ме» – это еще не все. К слову, за это вы­писывают штрафы до 20 тысяч рублей.

Нарушается также Закон «О персо­нальных данных». Этот документ запре­щает использовать мобильный номер телефона без согласия абонента. Кто-то слил аптеке номер моего мобильного, и это тоже преступление. Вопрос - кто? Чтобы ответить, нужно более подроб­но разобраться, как устроена система распространения СМС-спама в целом.

«Свободные источники»

- Нам заказывали СМС-рассылку для клиентов одного магазина, – рассказы­вает руководитель PR-агентства «Орга­низатор» Екатерина Оселедченко. – База для рассылки формировалась из дан­ных анкет людей, которые оформляли дисконтную карту в рекламируемом магазине. Когда клиенты заполняли анкеты, они указывали номера своих телефонов, соглашаясь на СМС-рассылку от магазина.

Однако многим абонентам приходят сообщения от организаций, которые они даже в теории посетить не могли, не говоря уже об оформлении дисконтной карты. Откуда берется номер мобильника деревенской старушки у ювелирного са­лона? Сомнительно, что во время визита в краевую поликлинику она оформляла себе скидку на золото-бриллианты.

- Я знаю, что среди рекламщиков ходят базы данных, они продаются и покупают­ся, стоя при этом очень недорого, – рас­суждает Екатерина Оселедченко. – Они делятся на половозрастные аудитории.

Так, салон красоты купит себе базу данных с номерами женщин до 40 лет, поскольку именно они – его самые вер­ные клиентки. Ювелиры будут ориен­тироваться на мужчин и женщин за 30, а аптекам подойдет любая база. Далее – дело техники.

- Интернет предоставляет свободный доступ к программам, которые автома­тически рассылают сообщения по всем номерам, – рассказывает руководитель PR-агентства. – Рекламодатель может рассылать сообщения сам, а может на­нять специалистов по рекламе. Стоит эта услуга порядка 80 копеек за сообщение. Это недорого.

В эффективности такой рекламы мо­лодая пиарщица сомневается.

Если человек, даже попадающий в целевую аудиторию, в шесть утра выход­ного дня получит приглашение посетить солярий или автосалон, он, вероятно, запомнит, как называется эта компания, лишь для того, чтобы не пользоваться ее услугами никогда.

- Однако возможность, что сооб­щение попадет к тому, кто им заин­тересуется, все-таки есть, – считает Екатерина. – Если из ста тысяч абонен­тов по указанному в эсэмэске адресу придут 300 человек, это очень хороший результат.

Руководитель «Организатора» пола­гает, что источники телефонных баз – мобильные операторы. Однажды она сама получила подобное сообщение. Девушку назвали по имени-отчеству, зная, что Екатерина – руководитель фирмы.

- Позвонив, я спросила, откуда эти люди взяли мой номер, – рассказывает она. – Ответили: «Из открытых источни­ков». Некоторое время спустя на сайте налоговой полиции я наткнулась на выложенные в открытый доступ дан­ные предпринимателей Барнаула – от имен, фамилий и отчеств до номеров телефонов и домашних адресов.

Жалуйтесь, господа!

Мобильные операторы свое причастие к купле-продаже абонентских номеров отрицают, объясняя всю нелогичность си­туации банальным отсутствием выгоды.

- Мы, рядовые служащие с неболь­шой зарплатой, доступа к номерам абонентов не имеем, – сообщает специ­алист call-центра компании «МТС» Станислав Каркавин. – Те, у кого есть доступ к данным клиентов об их воз­расте и роде занятий, получают такие зарплаты, что ради копеечной выгоды суетиться не будут. Это ведь нужно со­ставлять эти базы, определять, к какой целевой аудитории каждый человек относится, потом все это вносить в программу.

Из слов Станислава следует, что база, составленная таким образом, будет на вес золота. Соответственно, стоить тоже будет, как золотая, и цена рекламной рассылки явно была бы выше 80 копеек.

- Конечно, в любой сфере работа­ют недобросовестные люди, – говорит старший специалист по внешним ком­муникациям Барнаульского филиала компании «ВымпелКом» Яна Малышева. – Однако ни о какой легальной продаже абонентских данных речи быть не может. Это криминал. Любые манипуляции с персональными данными незаконны.

Однако Яна Малышева не отрицает, что сети операторов мобильной связи время от времени используются для рассылки рекламы.

- Основная трудность в том, чтобы понять, подписан наш абонент на рас­сылку с этого номера или ему докучает недобросовестный рекламист, – говорит сотрудница «ВымпелКома». – Если у нас есть хотя бы одна жалоба от абонента о нежелательном сообщении, мы немед­ленно принимаем меры.

Сотовая компания может потребовать прекратить рассылку у ее инициатора. В случае отказа ему блокируют номер либо выставляют солидный штраф за каждый подтвержденный случай не­желательного сообщения.

- Кроме того, компании сотовой связи делают мониторинг активности СМС-трафика абонентов и в случаях несанкционированных рекламных рас­сылок блокируют их, – разъясняет Яна Малышева. – Ежемесячно только нашей компанией блокируется более восьми миллионов спам-сообщений. Кроме того, вы можете позвонить оператору связи и попросить заблокировать все сообщения с коротких номеров.

Если вы жаждете крови…

Если вам не достаточно простой блокировки спамера, вполне реально его наказать, как того требует буква закона. Человека, докучавшего вам, за­бросают повестками в суд так же, как он забрасывал вас эсэмэсками. Для этого нужно обратиться с жалобой в УФАС по Алтайскому краю.

К жалобе необходимо приложить доказательство получения СМС-рекла­мы именно на ваш телефон. Это может быть фотография дисплея телефона с текстом сообщения. Также возьмите детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление сообщения. Кроме того, необходимо приложить сведения о рекламодателе, название фирмы, ее адрес или контакты, указанные в рекламном СМС.

Письма, обращения и жалобы можно на­правлять по электронной почте: to22@fas. gov.ru;pressto22@fas.gov.ru или по адресу: ул. Пролетарская, 65, г. Барнаул, 656059.