«Открылась аптека, низкие цены!». Третье такое сообщение за день вызывает желание сделать так, чтобы в аптеку пришлось идти авторам эсэмэски. Между тем алтайские антимонопольщики уже нашли одного такого автора, вынудив его ходить в суд по повесткам. Теперь, наверное, не до спама.
Благотворительность
Звоню в эту аптеку.
Приветствует вежливый голос фармацевта.
- Здравствуйте, вы уже открылись? – «радуюсь» я. – Замечательно, а то мне СМС пришло, что у вас цены очень низкие.
Видимо, я не первая сердитая ласточка, потому что вежливая девушка моментально сообразила, к чему я клоню, и вскипела:
- Наша аптека тут ни при чем, это ваш сотовый оператор делает рассылку, все претензии предъявляйте ему.
- То есть он присылает мне рекламу без вашего ведома? Вы вообще знаете, что я не давала согласия на рассылку и она незаконна?
- Я повторяю, сообщения вам присылает ваш оператор сотовой связи. С ним и разбирайтесь.
Девушка вешает трубку.
Подобными сообщениями не закидывают разве что каждого двадцатого, предлагая остальным девятнадцати то загореть, то похудеть, то, наоборот, что-нибудь где-нибудь прибавить или нарастить.
- В Законе «О рекламе» есть статья 18, прямо запрещающая распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, – комментирует подобные случаи начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции Алтайского краевого управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Наталья Буянкина.
Однако нарушение Закона «О рекламе» – это еще не все. К слову, за это выписывают штрафы до 20 тысяч рублей.
Нарушается также Закон «О персональных данных». Этот документ запрещает использовать мобильный номер телефона без согласия абонента. Кто-то слил аптеке номер моего мобильного, и это тоже преступление. Вопрос - кто? Чтобы ответить, нужно более подробно разобраться, как устроена система распространения СМС-спама в целом.
«Свободные источники»
- Нам заказывали СМС-рассылку для клиентов одного магазина, – рассказывает руководитель PR-агентства «Организатор» Екатерина Оселедченко. – База для рассылки формировалась из данных анкет людей, которые оформляли дисконтную карту в рекламируемом магазине. Когда клиенты заполняли анкеты, они указывали номера своих телефонов, соглашаясь на СМС-рассылку от магазина.
Однако многим абонентам приходят сообщения от организаций, которые они даже в теории посетить не могли, не говоря уже об оформлении дисконтной карты. Откуда берется номер мобильника деревенской старушки у ювелирного салона? Сомнительно, что во время визита в краевую поликлинику она оформляла себе скидку на золото-бриллианты.
- Я знаю, что среди рекламщиков ходят базы данных, они продаются и покупаются, стоя при этом очень недорого, – рассуждает Екатерина Оселедченко. – Они делятся на половозрастные аудитории.
Так, салон красоты купит себе базу данных с номерами женщин до 40 лет, поскольку именно они – его самые верные клиентки. Ювелиры будут ориентироваться на мужчин и женщин за 30, а аптекам подойдет любая база. Далее – дело техники.
- Интернет предоставляет свободный доступ к программам, которые автоматически рассылают сообщения по всем номерам, – рассказывает руководитель PR-агентства. – Рекламодатель может рассылать сообщения сам, а может нанять специалистов по рекламе. Стоит эта услуга порядка 80 копеек за сообщение. Это недорого.
В эффективности такой рекламы молодая пиарщица сомневается.
Если человек, даже попадающий в целевую аудиторию, в шесть утра выходного дня получит приглашение посетить солярий или автосалон, он, вероятно, запомнит, как называется эта компания, лишь для того, чтобы не пользоваться ее услугами никогда.
- Однако возможность, что сообщение попадет к тому, кто им заинтересуется, все-таки есть, – считает Екатерина. – Если из ста тысяч абонентов по указанному в эсэмэске адресу придут 300 человек, это очень хороший результат.
Руководитель «Организатора» полагает, что источники телефонных баз – мобильные операторы. Однажды она сама получила подобное сообщение. Девушку назвали по имени-отчеству, зная, что Екатерина – руководитель фирмы.
- Позвонив, я спросила, откуда эти люди взяли мой номер, – рассказывает она. – Ответили: «Из открытых источников». Некоторое время спустя на сайте налоговой полиции я наткнулась на выложенные в открытый доступ данные предпринимателей Барнаула – от имен, фамилий и отчеств до номеров телефонов и домашних адресов.
Жалуйтесь, господа!
Мобильные операторы свое причастие к купле-продаже абонентских номеров отрицают, объясняя всю нелогичность ситуации банальным отсутствием выгоды.
- Мы, рядовые служащие с небольшой зарплатой, доступа к номерам абонентов не имеем, – сообщает специалист call-центра компании «МТС» Станислав Каркавин. – Те, у кого есть доступ к данным клиентов об их возрасте и роде занятий, получают такие зарплаты, что ради копеечной выгоды суетиться не будут. Это ведь нужно составлять эти базы, определять, к какой целевой аудитории каждый человек относится, потом все это вносить в программу.
Из слов Станислава следует, что база, составленная таким образом, будет на вес золота. Соответственно, стоить тоже будет, как золотая, и цена рекламной рассылки явно была бы выше 80 копеек.
- Конечно, в любой сфере работают недобросовестные люди, – говорит старший специалист по внешним коммуникациям Барнаульского филиала компании «ВымпелКом» Яна Малышева. – Однако ни о какой легальной продаже абонентских данных речи быть не может. Это криминал. Любые манипуляции с персональными данными незаконны.
Однако Яна Малышева не отрицает, что сети операторов мобильной связи время от времени используются для рассылки рекламы.
- Основная трудность в том, чтобы понять, подписан наш абонент на рассылку с этого номера или ему докучает недобросовестный рекламист, – говорит сотрудница «ВымпелКома». – Если у нас есть хотя бы одна жалоба от абонента о нежелательном сообщении, мы немедленно принимаем меры.
Сотовая компания может потребовать прекратить рассылку у ее инициатора. В случае отказа ему блокируют номер либо выставляют солидный штраф за каждый подтвержденный случай нежелательного сообщения.
- Кроме того, компании сотовой связи делают мониторинг активности СМС-трафика абонентов и в случаях несанкционированных рекламных рассылок блокируют их, – разъясняет Яна Малышева. – Ежемесячно только нашей компанией блокируется более восьми миллионов спам-сообщений. Кроме того, вы можете позвонить оператору связи и попросить заблокировать все сообщения с коротких номеров.
Если вы жаждете крови…
Если вам не достаточно простой блокировки спамера, вполне реально его наказать, как того требует буква закона. Человека, докучавшего вам, забросают повестками в суд так же, как он забрасывал вас эсэмэсками. Для этого нужно обратиться с жалобой в УФАС по Алтайскому краю.
К жалобе необходимо приложить доказательство получения СМС-рекламы именно на ваш телефон. Это может быть фотография дисплея телефона с текстом сообщения. Также возьмите детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление сообщения. Кроме того, необходимо приложить сведения о рекламодателе, название фирмы, ее адрес или контакты, указанные в рекламном СМС.
Письма, обращения и жалобы можно направлять по электронной почте: to22@fas. gov.ru;pressto22@fas.gov.ru или по адресу: ул. Пролетарская, 65, г. Барнаул, 656059.