Способы собственного продвижения не должны «переходить дорогу» конкурентам

ФАС ЗА ДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по Алтайскому краю и Тверской области не нашли сходства до степени смешения товарных знаков двух торговых сетей и признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Частная пивоварня «Афанасий» соответственно, прекратив ранее возбуждённые дела. Московское УФАС поддержало жалобу ООО «Яндекс» на компании, которые используют обозначения, сходные с товарными знаками и фирменным стилем «Яндекса». Приморское УФАС рассмотрит дело, возбуждённое по поводу использования чужого товарного знака в контекстной рекламе, 20 февраля (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. В споре торговых сетей «Спортмастер» и «Спортивный мир» поставлена точка. Сходства до степени смешения обозначений, используемых при оформлении магазинов торговых сетей, не установлено.

Дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» (см. «Справку») было возбуждено Алтайским краевым УФАС на основании заявления ООО «Спортмастер» (федеральная торговая сеть). По мнению заявителя, в действиях ИП - владельца сети магазинов «Спортивный мир» - усматриваются признаки недобросовестной конкуренции, так как предприниматель при оформлении вывесок, витрин, а также корпоративной страницы магазинов в социальной сети использовал обозначения, схожие с зарегистрированными товарными знаками ООО «Спортмастер». Компания настаивала: такое оформление торговых сетей может вводить в заблуждение потребителей, привести к смешению деятельности магазинов, реализующих спортивные товары, и получению предпринимателем преимуществ в бизнесе.

Комиссия управления, исследовав материалы дела, установила, что при визуальном анализе обозначений, используемых в оформлении двух торговых сетей, действительно прослеживается сходство цветового сочетания и концепции (смысла) логотипов, однако в комплексном восприятии это не приводит к смешению деятельности магазинов «Спортивный мир» и «Спортмастер». Обозначения, в первую очередь, различаются словесными элементами - «СПОРТМАСТЕР» и «СПОРТИВНЫЙ МИР», по ним потребитель получает первую информацию о продавце. Кроме того, товарные знаки, индивидуализирующие ООО «Спортмастер», хорошо известны покупателям, и в полной мере выполняют различительную функцию по идентификации продавца. Обозначение, используемое ИП, также прочно связано с торговой сетью «Спортивный мир». С 2004 года предприниматель, задолго до прихода в регион федерального конкурента, получил разработанное по итогам тендера обозначение и начал его активно использовать в оформлении магазинов и в продвижении товаров, сделав торговую сеть узнаваемой в Алтайском крае.

Факт невозможности смешения торговых сетей дополнительно подтвердился восприятием потребителей. По результатам опросов, проведённых на сайте Алтайского краевого УФАС и в социальной сети «ВКонтакте», значительное число респондентов полагают, что сравниваемые обозначения, стиль оформления торговых сетей не являются схожими до степени смешения, а товары, реализуемые в данных торговых сетях под указанными обозначениями, не реализуются одним и тем же продавцом.

Рассмотрев материалы дела с учётом всех обстоятельств и дав им надлежащую оценку, комиссия Алтайского краевого УФАС не установила в действиях ИП направленности на получение преимущественного положения на рынке и причинения ущерба конкуренту и приняла решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием нарушений конкурентного законодательства.

МОСКВА. В Московское УФАС обратилось ООО «Яндекс» с жалобой на компании, которые используют обозначения, сходные с товарными знаками и фирменным стилем «Яндекса» на сайте с названием «Я.Бизнес». Управление по данному факту возбудило дело в отношении ООО «Лабиринт» и ООО «Современные инновационные технологии», в ходе которого установлено, что данные лица являются конкурентами на рынке по оказанию услуг размещения рекламы, в том числе в интернете.

Комиссия Московского УФАС определила, что выбранный компаниями стиль оформления сайтов с названием ya-busines, равно как и само название агентства «Я.Бизнес», сходны до степени смешения с товарными знаками и характерным фирменным стилем ООО «Яндекс», что является нарушением пункта 1 статьи 14.6 закона о защите конкуренции (см. «Справку»).

В целях устранения нарушения законодательства компаниям выдано предписание о прекращении использования данных обозначений.

«Рынок в сфере предоставления рекламных услуг как на территории Москвы, так и всей страны, является высококонкурентным. Каждый предприниматель пытается выделиться на общем фоне за счёт качества предлагаемых услуг, а также внешних элементов (слоган, логотип, развитие социальных сетей, проведение акций и розыгрышей и так далее). Все эти способы собственного продвижения не должны «переходить дорогу» конкурентам и нарушать здоровую работу рынка. За этим антимонопольный орган ведёт постоянный контроль и принимает меры реагирования»,

- отмечает заместитель руководителя Московского УФАС Ирина Гудкова.

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. Приморское УФАС возбудило дело за использование чужого товарного знака в контекстной рекламе. Это может привести к смешению на рынке.

В управление поступило заявление ООО «Славда-трейд» с жалобой на действия ИП, занимающегося доставкой питьевой воды под маркой «Давыдовский ключ». ООО «Славда-трейд», которому принадлежит товарный знак «slavda», указало, что при вводе в поисковой системе «Яндекс» слов «slavda», «славда», «славда доставка воды», «славда владивосток» система выдаёт ссылку на сайт предпринимателя, осуществляющего аналогичную деятельность. Общество посчитало, что использование слова «slavda» в качестве ключевого слова при поиске в интернете приводит к смешению на рынке, а следовательно, и к перераспределению спроса в пользу предпринимателя, что ведёт к убыткам и причинению вреда деловой репутации компании заявителя.

Поскольку такие действия не могут быть рассмотрены как добросовестные, Приморское УФАС возбудило в отношении предпринимателя по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Его рассмотрение назначено на 20 февраля.

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тверское УФАС завершило рассмотрение дела, возбуждённого по признакам недобросовестной конкуренции (пункт 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», см. «Справку») в отношении ООО «Частная пивоварня «Афанасий».

Заявитель - АО «АБ ИнБев Эфес» - указал, что ООО «Частная пивоварня «Афанасий» использовало на упаковке обозначение «Тверской Козел» и изображение, сходное с брендами «Велкопоповицкий Козел» и Velkopopovicky Kozel. В ходе рассмотрения дела Тверское УФАС не установило в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий» признаков нарушения антимонопольного законодательства и прекратило дело.

Справка

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признаётся реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путём совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путём его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путём его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)