В Алтайском крае оценили готовность пищевого производства к санкциям

Алтайский край полностью обеспечивает себя продуктами питания, но не составляющими для их производства

С введением санкций и ростом курса валют россияне поддались панике. С полок магазинов стал пропадать сахар. Закупали гречку, масло и даже яйца, которые долго хранить не получится. Меж тем наш аграрный край давно кормит не только себя, но и другие регионы.

Все, кроме бананов

Основными продуктами Алтай на сегодня обеспечивает себя сам. Исключения в основном касаются привозных фруктов или «экзотики», а еще риса - его переработкой на Алтае не занимаются просто потому, что не культивируют. Он в основном привозится либо с юга России - Кубани, нижнего Поволжья или Кавказа, либо из Приморья.

В целом же, по ряду позиций основная часть продукта с Алтая идет на реализацию в другие регионы с солидным запасом.

Так, зерна за пределы края вывозится до 80%, сыров - 70%, «молочки» - 50%.

Так что в плане еды регион у нас профицитный и зависимости от импорта «готового товара» нет.

А вот в производстве «своего» без импортных составляющих не обойтись. Тот же сыр, которым гордится регион, это не только молоко, но и закваска. И вот она - почти всегда привозная, поскольку фермента отечественного производства на рынке представлено лишь около 10%.

Однако этот вопрос называют решаемым и не столь критичным, как было в 2014 года, тоже в период санкций, когда алтайское производство было зависимо даже от привозного сухого молока.

Бидоны не нужны

Кстати, молоко в бидонах на Алтае продавать не планируют. Новость о том, что в России останавливает производство предприятие, выпускавшее на рынок упаковки-тетрапаки, те самые удобные «домики», заставила потребителей поволноваться. Пошли разговоры и о возвращении стеклянных бутылок (вроде тех, в которых в советские годы продавали кефир), и о разливном молоке в бидоны.

На Алтае к такому не готовятся. Даже прогнозируемое исчезновение тетрапаков - преувеличение, поясняют в управлении пищевой и перерабатывающей промышленности.

Действительно, часть тары «ушла», но относится это к полутора- и двухлитровым упаковкам. В алтайской «пищевке» такие упаковки применяют редко, особенно в молочной отрасли.

Другое дело, что тара стала дорожать - в след за курсом доллара и евро.

Полиэтиленовая мягкая упаковка, которую используют в «молочке» - как правило, наша, российская, но из других регионов. Так, основные поставки такой упаковки на Алтай идут из Новосибирска, но если там будет снижение производства, в управлении уверены, что на замену готовы прийти другие предприятия.

Через третьи страны

Больше беспокойства вызывают сами производственные линии. Особенно это касается успешных производств, у которых были деньги вложиться в новое современное оборудование - преимущественно иностранное. Это линии и европейского производства, и азиатского. Однако основной поставщик - Турция. Оттуда приходит до 40 процентов оборудования алтайской «пищевки».

- Тем не менее, есть оборудование и из Западной Европы, и из Америки. Поэтому сейчас производителям приходится изыскивать новые возможности покупки комплектующих и запчастей для работы, - поясняет Александр Большаков, начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. - Но запрет конкретных производителей на поставку своих товаров в Россию не означает, что их нет больше нигде в мире. Они есть в дружественных странах - в Турции, Китае. Оттуда возможно наладить поставки. Да, логистическая цепочка будет дольше и дороже, но это не критическая ситуация.

Кроме того в правительстве региона поясняют, что и сами поставщики, с которыми российские производители работали годами, стремятся максимально сохранить свое присутствие на рынке, и сами ищут возможности ввоза своей продукции через третьи страны, опасаясь, что в противном случае в Россию просто «придут» их аналоги.

Кстати, в странах, выступающих за введение санкций, от нашей продукции тоже не отказываются. Например, за последнюю неделю по графику с Алтая были отправлены мед в Польшу и рыба в Германию.

Сахарный песок по цене золотого

В крае говорят, что задача номер один на сегодня - выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Понятно, что инфляция, рост цен на сырье и комплектующие, возврат авансовых платежей - все это бьет по производителям, но с чем сталкиваются потребители в магазинах?

Меры по сдерживанию цен обсудили на заседании комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму совместно с руководством Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.

По данным УФАС до 70 процентов звонков, которые поступают в ведомство в последние недели, касаются сахара - сначала его отсутствия, затем - роста цен на него.

- Да, был ажиотаж, но как такового дефицита сахара - когда производители не могли бы покрыть спрос - не было. Но в наших магазинах мы видели, как стоимость килограмма сахара поднималась выше 130 рублей, - говорит Андрей Абрамов, заместитель председателя комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму. - У ФАС есть возможность воздействия в таких случаях - это и ограничение доминирующего положения предприятия на рынке, и запрет на картельные соглашения о цене. Наш комитет будет держать на контроле динамику цен и оперативно обмениваться этой информацией с УФАС.

При этом информация о случаях, которые не подпадают под юрисдикцию УФАС, передается прокуратуре. Результаты уже есть. По одному из фактов правоохранители уже вынесла предостережение магазину - кстати, бийской торговой сети.