«Время первых» или охота за №1

Быть первым — круто. Тем более что сегодня доказывать свою крутизну не так уж и нужно. Просто взять и написать единицу на вывеске или баннере. И ты — победитель.
 
Подборка «Время первых» была собрана наблюдательным дизайнером студии Dartdesign Олегом Санниковым. В один прекрасный момент он заметил особую закономерность в названиях Барнаула. Предприятия питания, сферы услуг, фирмы и организации стали использовать один и тот же ход: ставить цифру № 1 в вывеске или рекламе.
Олег объявил большую охоту за единичками, стал фиксировать всё, что попадалось на пути с цифрой один и выкладывать фото на сайте dartdesign.ru. Сейчас собрано около 60 примеров из разных сфер и автор обещает пополнять этот список.
От гриля до пивной
Оказалось, что желание быть первыми сильнее всего у предприятий сферы питания — более 20 примеров. Гриль, шаурма, пельменная, шашлычная, пивная, пекарня — все с заветной единичкой. Такая популярность первых номеров навевает воспоминания о подобной волне словесных вариаций со словом «мир» в нулевых годах. Вспомните, «Мир матрасов», «Мир аккумуляторов», «Мир дверей», «Мир сантехники», «Мир обуви», «Мир мебели», «Мир пива».
Все потому, что развитие российского бизнеса проходило под влиянием двух тенденций: советского прошлого и хлынувших заимствований из-за рубежа. Названия из СССР «Детский мир» и «Книжный мир» для многих предпринимателей стали универсальной формулой. Так по России и прокатилась волна аналогичных, подчас абсурдных и нелепых названий.
Заразная болезнь
Сейчас «миры» выходят из моды, на смену им пришло «время первых». Вслед за предприятиями питания тренд с единицей подхватила сфера услуг: парикмахерская, визовый центр, стоматология, коллекторы, юристы, ремонт техники, автосервис и другие.
С чем связана нынешняя тяга предпринимателей к «№ 1»? Вполне возможно, что это отголоски спортивных настроений в российском обществе, прошедшей Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу. Возможно, отклик на выход кинофильма «Время первых» с космической темой?
Другое предположение сводится к тому, что малый бизнес не идет сразу по правильному пути в выборе названия свой фирмы. Правильный путь заключается в поиске уникального, охраноспособного, звучного и лаконичного названия. Это сложно. Наш предприниматель идет по «корявой» дорожке: берет что-то из общего ряда, как у всех. И не изобретает велосипед в названии своего бизнеса. А зря.
Закон о рекламе
К словам «первый» в названиях и рекламе, нужно относиться внимательно и корректно. Это советует Алтайское краевое УФАС России, контролирующее выполнение рекламного и антимонопольного законодательства.
Если предприниматели используют прилагательные «лучший», «главный», «первый» «самый», «абсолютный»», нужно быть готовыми их обосновать и подтвердить результатами исследований рынка или дипломами выставок. Иначе есть риск нарваться на неприятности с законом.
Еще больше примеров из подборки «Время первых» — на сайте dartdesign.ru.