Алтайские закупщики сырого молока подозреваются в ценовом сговоре

Алтайское УФАС России возбудило дело в отношении трех закупщиков сырого молока, работающих в Усть-Калманском районе Алтайского края. В их действиях выявлены признаки заключения соглашения, приводящего к установлению и поддержанию закупочных цен на данную продукцию.
Причиной внимания антимонопольного органа к рынку производства и реализации сырого молока стали обращения владельцев личных подсобных хозяйств из 16 районов края с жалобами на существенное снижение уровня закупочных цен в феврале на данном агропродовольственном рынке.
Чтобы оценить обоснованность снижения цен на сырое молоко, УФАС запросило у закупщиков и крупных молочных компаний края данные о действующих закупочных ценах, а также об экономическом обосновании установленных цен.
По результатам анализа поступившей информации у антимонопольной службы возникли вопросы к трем молокосборщикам – АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Шаталову и ИП Жукову, закупающим молоко в Усть-Калманском районе.
Как показала предварительная проверка, в декабре-январе у всех трех закупщиков действовала цена в 17 руб., а в феврале на территории района произошло снижение закупочных цен за литр сырого молока. Причем все закупщики цену снижали одновременно: в одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен. Так, с 1 февраля все трое установили цену в 16 руб., а в последующем – с 16 февраля, используя эту же схему синхронности, двое ИП снизили цену до 15 руб.
При этом установлено, что индивидуальные предприниматели сдают молоко на ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» по разнящимся в 50 коп. базовым ценам, а АО «Барнаульский молочный комбинат», являясь крупным перерабатывающим предприятиям, использует схемы закупа молока как напрямую у населения, так и через юридических лиц, в связи с чем несет отличающиеся от ИП затраты на закуп сырья.
Поэтому, по предварительным оценкам УФАС, одномоментное снижение и установление одинаковых закупочных цен свидетельствует о том, что предприниматели отказались от самостоятельной ценовой политики. В данном обстоятельстве усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещающей соглашения, приводящие к установлению и поддержанию цен.
Рассмотрение дела назначено на 26 апреля.
С целью контроля обоснованности ценовой политики хозяйствующих субъектов и установления возможных нарушений антимонопольного законодательства управление продолжает проверки обращений граждан по фактам снижения закупочных цен на рынке закупа молока.
По результатам мониторинга в семи районах региона (Усть-Пристанском, Новичихинском, Третьяковском, Локтевском, Каменском, Троицком и Краснощековском) также зафиксировано снижение цены. Однако признаков сговора либо согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, не установлено.
В данных районах сборщики молока производили различные доплаты населению исходя из объема и качества сдаваемого молока. Кроме того, одной из причин снижения цены на молоко стало понижение закупочных цен заводами-переработчиками и иными посредниками, которое, по информации УФАС, связано в том числе с необходимостью поддержания рентабельности производства.
Продолжаются проверки рынка в Змеиногорском, Поспелихинском, Егорьевском, Родинском, Чарышском, Угловском, Волчихинском и Алейском районах. При установлении признаков нарушений антимонопольного законодательства УФАС также примет меры антимонопольного регулирования.