Антимонопольщики предупреждают, штрафуют и рекомендуют

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА И ФАС (Россия: Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская, Кировская и Оренбургская области, Ставропольский край, Челябинская область). Контроль за соблюдением рекламного законодательства и закона о защите конкуренции в сфере наружной рекламы, включая торги и места её размещения, участие в разработке типовых рекомендаций по установке конструкций – эти и многие другие вопросы постоянно находятся в зоне особого внимания территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России (предыдущий материал на аналогичную тему см. здесь ).
С порядком оказался… непорядок
Вопрос ограничения формы и площади вывесок для предпринимателей Барнаула в ближайшее время будет снят. Об этом руководитель УФАС по Алтайскому краю Степан Поспелов сообщил в ходе личного приёма граждан и предпринимателей в региональной приёмной президента РФ.
Пришедшего на приём архитектора одной из организаций города интересовал вопрос обоснованности установления администрацией Барнаула ограничений по площади вывески – не более 1 кв. метра с учётом обязательного согласования с администрацией проекта размещения. Этот вопрос управлению задан не впервые. Ранее во время публичных обсуждений в декабре 2017 года тема правомерности введения нового Порядка размещения и содержания информационных конструкций и вывесок на территории Барнаула была поднята НП «Алтайский союз предпринимателей».
Согласно Порядку размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, утверждённому постановлением администрации Барнаула 17.11.2017, введено ограничение площади вывески – не более 1 кв. метра.
Отвечая на вопрос архитектора, руководитель УФАС отметил, что федеральным законодательством не предусмотрены ограничения по форме и площади вывесок, так как вывеска не является рекламой, а содержит лишь информацию о предприятии, предусмотренную законом о защите прав потребителей. Таким образом в действиях администрации Барнаула выявлены признаки нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам власти издавать акты, ведущие к ограничению конкуренции путём необоснованного препятствования осуществлению деятельности.
Антимонопольное управление выдало администрации Барнаула предупреждение о необходимости приведения Порядка размещения и содержания информационных конструкций на территории города Барнаула в соответствии с требованиями федерального законодательства. Предупреждение предстоит исполнить до 5 мая текущего года.
Для рекламы бильярда выбрали знак «Искусственная неровность»
В соответствии с приказом по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере рекламного законодательства УФАС по Кабардино-Балкарской Республике и отдел ГИБДД МВД России по Нальчику провели совместную проверку исполнения требований законодательства о рекламе в части размещения рекламы вдоль дорог на территории столицы республики.
На Осетинской улице выявлена рекламная конструкция, размещённая на опоре для знака дорожного движения «Искусственная неровность», с информацией «Мойка, кафе, бильярд». Здесь есть признаки нарушения части 3 статьи 19 закона о рекламе, в соответствии с которой распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Это нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ, согласно которому лица, допустившие нарушение (рекламодатель и рекламораспространитель), могут быть оштрафованы.
Сами нарушили – сами устранили
Комиссия Кемеровского УФАС признала недопустимой установку рекламной конструкции ООО «Сатурн» в Мариинске.
В управление поступило заявление администрации Мариинского района о распространении рекламы без разрешения органов местного самоуправления. Комиссия установила, что баннер с рекламой компании DNS с изображением предметов бытовой техники на улице Ленина был установлен без разрешительных документов. Антимонопольный орган признал ООО «Сатурн» нарушившим требования части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе». Предписание обществу не выдавали в связи устранением нарушения.
Кировскую «наружку» проанализировали
Начальник отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС Наталья Метелёва  дала интервью телеканалу «Девятка ТВ». Она рассказала о результатах контроля антимонопольным органом соблюдения требований рекламного законодательства при размещении наружной рекламы на территории Кировской области в 2017 году и перечислила основные виды нарушений:
– отсутствие в рекламе финансовых услуг сведений о лице, предоставляющем такие услуги, либо о существенных условиях предоставления услуг;
– отсутствие в рекламе медицинских услуг предупреждающей надписи о необходимости предварительной консультации со специалистом;
– отсутствие в рекламе долевого строительства информации о месте размещения проектной декларации на строительство;
– наличие в рекламе оскорбительных либо непристойных образов и выражений.
Наталья Метелёва сообщила о применённых мерах административного воздействия к лицам, нарушившим законодательство о рекламе.
Реклама отвлекала пешеходов
Оренбургское УФАС возбудило административное производство в отношении жителя Алтайского края за нарушение закона о рекламе. Согласно переданным материалам ОГИБДД МО МВД России «Бугурусланский» в Бугуруслане на опорах дорожного знака «Пешеходный переход» гражданин распространял рекламу контактного зоопарка, что запрещается в соответствии с частью 3 статьи 19 закона о рекламе.
Штраф за мелкий шрифт законен
Арбитражный суд Ставропольского края подтвердил правомерность постановления Ставропольского УФАС о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении ООО «Гэллэри сервис».
В июне 2017 года управление установило факт распространения обществом рекламы, в которой часть существенной информации о лице, предоставляющем финансовые услуги, была представлена мелким, сложно читаемым шрифтом. Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, то она считается отсутствующей. Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение.
Признав рекламу, распространённую ООО «Гэллэри сервис», ненадлежащей, Ставропольское УФАС с учётом отягчающих обстоятельств (повторное однородное правонарушение) назначило административный штраф в размере 200 тысяч рублей.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обжаловало его в Арбитражный суд Ставропольского края. Суд отказал в удовлетворении требований ООО «Гэллэри сервис».
Рабочая группа займётся рекомендациями
Состоялось первое заседание рабочей группы, созданной для разработки типовых рекомендаций по размещению рекламных конструкций на территориях муниципалитетов Челябинской области. Его организовал уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Александр Гончаров. В состав рабочей группы вошла заместитель руководителя Челябинского УФАС Татьяна Соболевская.
 
Цель деятельности рабочей группы – создать типовые рекомендации по размещению рекламных конструкций на территориях южноуральских муниципалитетов с учётом выявленных УФАС нарушений и судебной практики. Речь идёт о единообразии в области правоприменения, поскольку с учётом отсутствия некоторых понятий на уровне законодательства (в частности «архитектурного облика сложившейся застройки») и правовых пробелов муниципалитеты предоставлены сами себе, и универсальные подходы и критерии отсутствуют. Такая ситуация отрицательно сказывается на ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь, в сфере размещения наружной рекламы.
Татьяна Соболевская сообщила на заседании, что основная часть предпринимательских обращений в антимонопольный орган связана с отказом местных властей включать наружную рекламу в схему размещения рекламных конструкций. Другие жалуются на то, что, даже включив конструкции в схему, муниципалитет внезапно решает отказать предпринимателю в размещении или направить уведомление о демонтаже.
«По закону о рекламе органы МСУ утверждают схему. Это некий документ, содержащий указания на типы и виды конструкций, которые должны размещаться в определённых местах, но мы видим, что акта, который бы регулировал порядок включения в схему, нет. Поэтому и идут произвольные отказы предпринимателям. В законе указано, что схема должна соответствовать документам территориального планирования, создание которых находится исключительно в полномочиях органов МСУ. И если конструкция уже включена в схему, значит, муниципалитет уже посмотрел, что она соответствует всем документам и внешнему архитектурному облику, который непонятно как определяется. Следовательно, последующий отказ предпринимателю в размещении не соответствует законодательству»,
– отметила Татьяна Соболевская.
В итоге обсуждения участники рабочей группы пришли к выводу о целесообразности вести работу и создавать соответствующие рекомендации на трёх уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В ближайший месяц в аппарате уполномоченного будут аккумулировать предложения и замечания, а также готовить общий проект рекомендаций к следующему заседанию рабочей группы.
Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России