Поддавшись на рекламу медуслуг, будьте осторожны: зачастую она бывает ненадлежащей

РОССИЯ (Алтайский край, Брянская область, Кабардино-Балкарская Республика, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Томская и Ярославская области). Контроль соблюдения рекламного законодательства, закона о защите конкуренции при рекламе медицинских, косметологических и оздоровительных услуг, лекарственных препаратов, аптек по-прежнему находится у территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России в зоне повышенного внимания: увы, нарушения встречаются там часто, а их последствия могут нанести ущерб здоровью граждан (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь ).
Когда предупреждение эффективно
Фитнес-клуб «Вита-спорт» и детская сеть бассейнов «Акварика» устранили нарушения антимонопольного законодательства. Компании исполнили выданные Алтайским УФАС предупреждения о необходимости восстановления принципов честной конкуренции на занимаемых рынках услуг и уведомили об этом управление. Ранее оно направило в адрес компаний предупреждения, так как в их действиях содержались признаки нарушения закона о защите конкуренции.
Как уже сообщал «Рекламный совет» (см. здесь ), ООО «Вита-спорт», преступив принципы добросовестной конкуренции, проводило стимулирующее мероприятие, направленное на отток клиентов у конкурентов, расширение клиентской базы своего фитнес-центра и, в конечном счёте, получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Общество предлагало обмен карт других фитнес-клубов на скидку в 20% от стоимости на приобретение клубной карты «Вита-спорта». В этих действиях УФАС установило признаки нарушения требований статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», и компания получила предупреждение о прекращении распространения информации об акции.
В случае с сетью детских бассейнов «Акварика» недобросовестное поведение проявилось в распространении информации о деятельности бассейнов со сравнительной степенью «…первое место по уровню услуг». Сведения об оказании исключительных услуг, отличных от услуг других бассейнов, не были подтверждены, поэтому информация содержала некорректное сравнение и создавала впечатление об оказании данной сетью бассейнов более высокого уровня услуг. Поскольку распространение такой информации могло способствовать перераспределению спроса на рынке и приобретению клиентов конкурентов, действия владельца сети бассейнов «Акварика» содержали признаки недобросовестной конкуренции. На этом основании было выдано предупреждение о прекращении использования сравнительной степени  при продвижении своих услуг.
В соответствии с действующими нормами законодательства исполнение предупреждений в установленные сроки освободило обе компании от административной ответственности.
«Предупреждение – это эффективный инструмент, который позволяет оперативно, до возбуждения дела восстановить права организации с одной стороны, а с другой – избавляет предпринимателей от штрафных санкций, если предупреждение было исполнено в полном объёме в установленные сроки»,
– пояснил руководитель Алтайского УФАС Степан Поспелов.
Сеть пошла на обман
В январе 2017 года внимание сотрудников Брянского УФАС привлекла реклама аптечной сети, которая предлагала «лучшие цены на лекарства». При этом ни один критерий, по которому осуществляется сравнение и объективное подтверждение, что цена в данных аптеках является лучшей по сравнению с ценами конкурентов, представлен в рекламе не был. Антимонопольный орган при рассмотрении дела доказал, что в других аптеках Брянска на указанные в рекламе лекарства цены были значительно ниже.
Комиссия Брянского УФАС признала рекламу недостоверной и возбудила дело об административном правонарушении. Напомним, что согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуг), в том числе о его природе, составе, способе, дате изготовления и пр.
Ненадлежащей была признана Брянским УФАС и реклама одной из брянских клиник, размещённая на фасаде здания, поскольку в ней были нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в силу которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом такое предупреждение должно занимать не менее чем 5% рекламной площади.
Реклама клиники содержала надпись о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста, однако она была такой маленькой, что её заметить можно только очень-очень постаравшись. Комиссия установила, что надпись занимает менее 1% рекламной площади. Рекламодателю было предписано устранить ненадлежащую рекламу и выдано предупреждение.
Про инструкцию забыли
В результате контроля соблюдения обязательных требований при размещении хозяйствующими субъектами наружной рекламы сотрудники Кабардино-Балкарского УФАС выявили признаки нарушения законодательства о рекламе.
Так, в рекламе одного из ООО на фасаде здания аптеки в Прохладном были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламы медицинских изделий – тонометра, фонендоскопа, медицинского шприца, а также лекарственных препаратов – без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по  применению или получения консультации специалистов.
Комиссия управления признала рекламу ненадлежащей. Обществу выдано предписание об устранении допущенного нарушения. Кроме того, материалы дела были переданы должностному лицу УФАС для возбуждения административного производства, которое назначило наказание за нарушение части 5 статьи 14.3 КоАП в виде предупреждения.
Устранили добровольно
Комиссия Кировского УФАС признала ненадлежащей рекламу медицинских услуг следующего содержания: «Стоматология «Вирома» Доступность и качество Лечение зубов Профессиональная гигиена полости рта Протезирование Детская стоматология …», размещённую на рекламной конструкции у остановки общественного транспорта по адресу: Киров, Чистопрудненская улица , 1, поскольку объектом рекламирования являются медицинские услуги, а в рекламной информации отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов, что нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Вирома» не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения.
«Альфа меду» светит штраф
Нижегородское УФАС возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Основанием послужило обращение по поводу навязчивых звонков от компании «Медицинский центр №1» при отсутствии согласия заявителя на получение подобной рекламы.
Установлено, что телефонные номера, с которых осуществлялись звонки рекламного характера, принадлежат ООО «Альфа мед». В ходе рассмотрения дела общество не признало факт совершения нарушения рекламного законодательства. Рекламодатель настаивает, что неоднократные телефонные звонки не являлись рекламой. Тем не менее  комиссия УФАС признала ООО «Альфа мед» нарушившим часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Материалы дела передаются уполномоченному должностному лицу для составления протокола по статье 14.3 КоАП РФ. Предусмотренные данной статьёй санкции влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
А где надпись?
Реклама медицинских изделий, распространяемая рекламодателем – ИП Н., была признана Пензенским УФАС ненадлежащей.
В январе нынешнего года в Пензе распространялась реклама медицинских изделий без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению (требования части 7 статьи 24 закона о рекламе). В силу же части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По итогам рассмотрения дела комиссия управления признать ненадлежащей рекламу медицинских изделий. Рекламодателю – ИП – было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Материалы направлены сотруднику Пензенского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.
Одна статья, два нарушителя
Рязанское УФАС рассмотрело дело в отношении ООО «Депо мед» и ИП Силкина О.А. о нарушении рекламного законодательства.
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе антимонопольный орган выявил факт распространения рекламной конструкции (крышная установка) и баннера следующего содержания: «+МРТ 62 00 52» и «Томограф Depo Med Московское ш., 8», находящихся по адресу: Рязань, Московское шоссе, 8, с признаками нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, несут рекламодатель и рекламораспространитель. Рязанское УФАС признало рекламодателя – ООО «Депо мед» и рекламораспространителя – ИП Силкина О.А. нарушившими рекламное законодательство.
Медцентр есть, а лицензии нет
УФАС по Томской области проверит рекламу медицинских услуг, распространённую без соответствующего разрешения (лицензии), что противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», и без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, как того требует часть 7 статьи 24.
Поводом к возбуждению дела послужило заявление гражданина, согласно которому реклама медицинских услуг по выводу из запоя размещена в ПК-версии электронного справочника организаций «2ГИС.Томск» без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию. При этом заявитель сообщил, что указанный в рекламе медицинский центр, осуществляющий лечение алкогольной зависимости, лицензией на оказание медицинских услуг не обладает.
Об услугах не просили
Ярославское УФАС завершило рассмотрение дела о распространении одним из ярославских медицинских центров рекламы посредством телефонных звонков. Дело было возбуждено по заявлению граждан, на телефоны которых систематически поступали звонки с рекламой медицинских и косметических услуг.
Антимонопольный орган, внимательно изучив предоставленные материалы, признал распространяемую рекламу ненадлежащей, поскольку нарушены требования частей 1 и 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», согласно которым распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента на её получение. Организации выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе с дальнейшим представлением письменных доказательств его исполнения в установленный срок. В случае невыполнения УФАС в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ вправе наложить на должностных лиц штраф в размере от 12 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России