Придет время — за них возьмутся

В последнее время серьезно участились обращения жителей Алтайского края в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобами на страховые компании и просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Дело в том, что страхователей автогражданской ответственности все чаще стали принудительно заставлять в довесок к страховке своего автомобиля оформлять и другие виды страхования.

Самостоятельная услуга

В управлении ФАС по Алтайскому краю сообщили, что, в результате проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в сфере услуг ОСАГО на территории края, в настоящее время не выявлено. В связи с чем на сегодняшний день невозможно применение антимонопольных мер реагирования на сложившуюся проблему в полном объеме. Для этого, по словам руководителя управления Степана Поспелова, необходимо, чтобы доминанта субъекта на рынке региона составляла не менее 35%.

«Однако хочу донести до населения, что обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) — это самостоятельная услуга, которую предоставляют страховые организации, и она никоим образом не связана с услугой по страхованию жизни и здоровья или другими дополнительными услугами», — отметил руководитель ведомства и посоветовал не поддаваться на уловки страховщиков.

Он подчеркнул, что согласно главе 1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Центральным банком РФ еще в минувшем году, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего ОСАГО. Но, чтобы не остаться без страхового полиса и не оплачивать добровольные страховки без доброй на то воли, специалисты ФАС рекомендуют придерживаться достаточно простых, но действенных правил.

Пошаговая инструкция

«Позаботиться об оформлении полиса ОСАГО стоит заранее, примерно за два месяца, а именно: написать заявление в адрес головной страховой компании (форма утверждена Положением Центрального банка России) и приложить к нему копии паспорта, документа о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения, диагностической карты и действующего полиса ОСАГО. Данный пакет документов необходимо предоставить страховщику лично, при этом обязательно на копии заявления поставить отметку о дате приема, или отправить указанный пакет документов «Почтой России» на официальный адрес страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления. Страховая компания должна дать ответ в течение тридцати дней со дня получения заявления. Если при заключении договора ОСАГО страховщики будут продолжать «навязывать» дополнительные услуги или отказывать в заключении договора, необходимо данный факт зафиксировать с привлечением не менее двоих свидетелей. С этими документами и доказательствами, в том числе с уведомлением о получении заявления страховщиком, гражданин вправе написать исковое заявление в суд общей юрисдикции для защиты своих прав и интересов», — порекомендовал руководитель краевого ведомства, а на вопрос журналистов, сможет ли все-таки антимонопольная служба однажды начать борьбу с недобросовестными страховщиками, Поспелов заметил, что это может произойти во втором полугодии. «Чтобы мы могли наказать за злоупотребление рыночной властью хозяйствующих субъектов в финансовой сфере, достаточно, чтобы их доминанта составляла 20% в границах Алтайского края и действовала не менее года. Нам осталось дождаться второго квартала. Тогда доля на рынке у одной из крупных страховых компаний будет зашкаливать за 30%. Это даст нам возможность проверить ее на порядочность и добросовестность в отношении плательщиков», — прокомментировал Степан Поспелов и добавил, что сегодня страховые компании, чувствуя свою безнаказанность, открыто «выворачивают руки» плательщикам автогражданки. А впереди еще серьезное повышение тарифа на этот вид страхования.