Требовать лишние документы для оформления земли в собственность - незаконно

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю признала незаконным решение Рубцовского районного Собрания депутатов, которым был установлен необоснованно широкий перечень документов, необходимых для приобретения в собственность земельных участков.

 

Как установили специалисты УФАС, на территории Рубцовского района на протяжении последних трех лет действовало Положение о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки, расположенные в границах территории Рубцовского района, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края и государственной собственности (Положение было утверждено решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края от 24.04.2009 №23). Согласно документу, для приобретения в собственность земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, необходимо обратиться к главе района с соответствующим заявлением, дополненным обязательным пакетом документов. В числе необходимых бумаг были указаны, в частности, копии свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке; копии техпаспорта объекта недвижимости; копии правоустанавливающих документов на землю, землеустроительного дела, плана приватизации; кадастровый паспорт земельного участка и др. При этом, по нормам Положения, при отсутствии каких- либо из указанных документов заявление не принималось.

 

Однако согласно статье 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Такой перечень утвержден Приказом Минэкономразвития.

 

Анализ документов позволил специалистам УФАС сделать вывод о том, что перечень из Положения в Рубцовском районе шире перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Кроме того, в понимании Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» решение Рубцовского районного Собрания депутатов о предоставлении земельного участка в собственность соответствует понятию муниципальной услуги. Между тем, в соответствии с Законом, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

 

Таким образом, комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, признала в необоснованном расширении Рубцовским районным Собранием депутатов перечня документов, предъявляемых для приобретения земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» и пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Рубцовскому районному Собранию депутатов предписано прекратить нарушение законодательства, исключив из Положения пункты, противоречащие законодательству.