Вопросы, которые задают граждане на личном приеме.

23 марта состоялся личный прием врио руководителя управления Федеральной Антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю Людмилы Ивановны Смирновой в региональной приемной Президента Российской Федерации.

В ходе приема, рассмотрены обращения, относящиеся к компетенции антимонопольной службы. Барнаульцев волнует ситуация на рыке лекарственных препаратов, а также полномочия антимонопольного органа по контролю за ценами.

Как пояснила Людмила Смирнова,  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен и надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – ЖНВЛП.       

Перечень ЖНВЛП ежегодно утверждается Правительством РФ, он направлен на то, что бы цены на препараты и лекарства оставались доступными для граждан. 29 декабря 2016года Правительством РФ утвержден перечень ЖНВЛП на 2017 год,  в него входит 646 международных непатентованных лекарственных препаратов. Доля отечественных препаратов  в данном перечне составляет 76,8 %.

В соответствии с Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.10.2012г. № 132 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» для хозяйствующих субъектов Алтайского края установлены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителя. Так, на лекарственные препараты стоимостью свыше 500 рублей предельный размер оптовой надбавки составляет 15%, предельный размер розничной надбавки составляет 10%.

Таким образом,  установить размер надбавки ниже предельной хозяйствующий субъект вправе, а выше – не законно. Соответственно, у разных хозяйствующих субъектов розничные цены на ЖНВЛП могут отличаться.

На основании своих  полномочий управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, осуществляет контроль за установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен.

В соответствии с действующим законодательством меры антимонопольного воздействия могут быть применены:

- в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»),

- в отношении хозяйствующих субъектов, заключивших между собой антиконкурентные соглашения (ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции») либо в отношении хозяйствующих субъектов, действия которых указывают на наличие согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (ст.11.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

По результатам анализа, ранее проведенного Управлением, о состоянии конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Барнаула осуществляли деятельность более 70 хозяйствующих субъектов в более чем 200 аптечных пунктах и учреждениях. Доминирующих хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке в границах г. Барнаула не установлено.

Обращения граждан по вопросу повышения лекарственных средств в управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, как и в целом по стране, находятся на особом контроле. Неоднократно проводился анализ обоснованности ценовой политики аптек.

В «сезон» повышенного спроса к лекарственным препаратам, например, в  период эпидемии гриппа, УФАС по Алтайскому краю проверяет наиболее крупные аптечные сети на предмет обоснованности повышения цен на  противовирусные средства, маски и на предмет возможного сговора между хозяйствующими субъектами.

По поручению Президента РФ, ФАС России проведен международный сравнительный анализ цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП, закупаемых государством для лечения пациентов, страдающих гемофилией, гепатитом В и С, туберкулезом, а также на антибактериальные препараты  и др. В рамках первого этапа исследования ФАС России сравнивало стоимость жизненно необходимых лекарств, закупаемых государством в рамках программы «7 нозологий».

Всего было выявлено 66 лекарств, цены на которые были завышены в России. Наряду с компаниями, уличенными в завышении, цены на препараты в добровольном порядке снизили и отечественные фармпроизводители, проявив социальную ответственность.