Отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока в Алтайском крае за период 2008-2010 годы

 

Общие положения

Настоящий анализ товарного рынка закупа сырого молока выполнен с целью анализа состояния конкурентной среды в Алтайском крае в 2008-2010 годах.

Методическую основу проведения аналитического исследования составили «Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока», утвержденные приказом ФАС России от 27.09.2010 №551 и Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220.

При проведении анализа использована следующая информация.

1. Данные хозяйствующих субъектов:

- ООО «Третьяковский маслосырзавод» (вх. №6345 от 10.08.2011г.);

- ОАО «Кипринский маслосырзавод» (вх. № 1262 от 12.08.2011г.);

- ООО «Троицкий маслосыродел» (вх. № 1269 от 15.08.2011г.);

- ООО «Романовский маслосыродел» (вх. № 6328 от 09.08.2011г);

- ОАО «Алейский маслосыркомбинат» (вх. № 6284 от 08.08.2011г);

- ОАО «Благовещенский комбинат молочных продуктов (вх.№ 6062 от 29.08.2011г.);

- ЗАО « Столица молока» (вх. № 6154 от 03.08.2011г.);

- ОАО «Тюменцевский маслосырзавод» (вх.6224 от 05.08.2011г.);

- ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» (вх. 6475 от 16.08.2011г.);

- ОАО «Вимм-Билль-Данн» (вх. № 6637 от 24.08.2011г.);

- ООО «Холод» (вх.№ 6318 от 09.08.2011г.);

- ООО «Панкрушихинский маслосырзавод» (вх. № 6280 от 08.08.2011г.);

- ЗАО «Советский маслосырзавод» (вх. № 6738 от 29.08.2011г.);

- ОАО «Быстрянский маслосырзавод» (вх. №1232 от 08.08.2011 г.);

- ООО «Алтайская буренка» (вх. № 1250 от 10.08.2011г.);

- ООО «Брюкке» (вх. № 6638 от 24.08.2011г.);

- ООО «Усть-Калманский элеватор» (вх. № 6519 от 17.08.2011г.);

- ОАО «Солонешенский маслосырзавод» (вх. № 6248 от 10.08.2011г.);

- ООО «Кулундаконсервмолоко» (вх. № 6092 от 01.08.2011г.).

2. Сведения Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, статсборник «Агропромышленный комплекс Алтайского края» за 2004-2008гг, 2009-2010гг.

3. Информация официального сайта Федеральной службы государственной статистики России.

4. Сведения, представленные управлением Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности.

5. Материалы средств массовой информации. 

Рынок молока имеет свои специфические особенности, к которым можно отнести следующие:

- молоко и молочные продукты являются социально значимыми видами продовольствия, которые должны ежедневно присутствовать в рационе питания человека, что обязывает государство обеспечить для всего населения как физическую, так и экономическую их доступность;

- в условиях роста розничных цен на продовольствие, спрос на продукцию рынка характеризуется  малой эластичностью на питьевое молоко и цельномолочную продукцию и высокой эластичностью на продукты его переработки (сыры, сливочное масло), что определяет относительно устойчивый спрос на первую группу продукции на местном уровне.

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования: 2008 -2010 годы.

Основанием для выбора данного временного интервала послужило то, что для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.

III Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из вида деятельности, взаимозаменяемости услуг и товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья. Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» даны понятия молока и сырого молока.

Молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученных от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких либо добавлений к этому продукту или извлечений каких либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и  сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать условиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию (распространяется на молоко натуральное коровье (далее- молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье (сырое) бывает высшего, первого, второго и не сортовое.

По вопросу взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, взаимозаменяемым сырьем, согласно технологического процесса изготовления молочной продукции, можно считать сухое молоко. При существующей технологии при восстановлении сухого молока, восстановленное сырье добавляется к сырому молоку. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.

Основными причинами замены предприятиями молокоперерабатывающей промышленности сырья (сырое молоко на сухое молоко) является следующее:

- сезонный спад надоев молока;

- низкая загрузка производственных мощностей ввиду нехватки сырья.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов, сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется, в первую очередь, действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока-сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

На территории Алтайского края закуп молочного сырья у сельских товаропроизводителей производится как молокоперерабатывающими предприятиями с транспортировкой продукции на собственном транспорте, так и через своих представителей. Для этого в местах производства молока создана соответствующая инфраструктура в виде молокоприемных пунктов с установкой холодильного оборудования, сепараторов или оборудования для первичной пастеризации молока. Продавцы молока могут доставлять продукцию на молокоперерабатывающие предприятия и собственным спецтранспортом.

В процессе анализа установлено, что не все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства готовой молочной продукции. Они могут производить переработку молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика.

Учитывая вышеизложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

IV. Географические границы товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, и такая возможность отсутствует за ее пределами. Определить географические границы рынка молока означает определить границы территории, на которой сельские товаропроизводители имеют возможность реализовать товар.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товар покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя от предприятий – переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Согласно Техническому регламенту, сырое молоко должно быть доставлено до места его переработки максимум в течение 30 часов. Учитывая протяженность территории Алтайского края с запада на восток около 600 км, с севера на юг — около 400 км., за 30 часов сырое молоко может быть доставлено сельхозтоваропроизводителями, а также, предприятиями, закупающими молоко, практически в любую точку Алтайского края. Данное утверждение позволяет определить географические границы регионального рынка сырого молока территорией Алтайского края.

Для сельскохозяйственных предприятий, а также и для предприятий-переработчиков, экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, в первую очередь закупают молоко от хозяйств, расположенных недалеко от местонахождения предприятий и ближайших районов. Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья, (данная тенденция наблюдается в Алтайском крае с 2010 года) перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка. Наиболее крупными предприятиями-переработчиками молока в Алтайском крае незначительные объемы молока закупаются в соседних с Алтайским краем регионах Сибири -Новосибирская область, Кемеровская область. Данные закупки производятся в период сезонного спада производства молока.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока, соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные траты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура доставки и приемки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе, объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими». В процессе анализа рынка сырого молока в Алтайском крае установлено, что географические границы закупа молока отдельно взятых предприятий – переработчиков ежегодно меняются.

На основании вышеизложенного установлено, что географическими границами рынка сырого молока в Алтайском крае является территориальные границы края. Вместе с тем, необходимо отметить, что названный рынок имеет тенденцию тяготения к межрегиональному рынку сырого молока.

V. Состав продавцов и покупателей

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. Хозяйствующими субъектами – покупателями, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока, являются предприятия-переработчики молока (маслосырзаводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженного.

Продавцами сырья на товарном рынке молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО, фермерские хозяйства и хозяйства населения. Как правило, эти хозяйствующие субъекты не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Молочным производством в Алтайском крае занимаются 450 сельхозпредприятий, около 100 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 400 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В сфере переработки молока действуют 67 крупных и средних предприятий мощностью 1 миллион 887 тысяч тонн продукции в год.

Объемы производства и переработки молока характеризуются следующими показателями:

Таблица 1

Отдельные показатели рынка сырого молока в Алтайском крае

Годы

Ед. измер.

Объемы производства молока сельскими производителями всех форм собственности

Объемы переработки молока

2008

тонн

1375000

817400

2009

тонн

1393300

917600

2010

тонн

1422800

920400

За анализируемый период, производство молока выросло на 3,5%, а объемы переработки на 12,6%, что свидетельствует о заинтересованности в динамичном развитии товарного рынка сырого молока в Алтайском крае со стороны всех его участников. В расчете на душу населения Алтайский край производит 557 кг молока в год, что в 2,3 раза больше, чем в среднем по России. Объемы производства молочной продукции в крае превышают потребление в 1,7 раза. Тем не менее, мощности предприятий-переработчиков молока загружены не полностью. Поэтому, отдельные крупные предприятия закупают молоко в других регионах Западной Сибири. В 2008 году ввоз сырого молока составил 47,7 т.т., в 2009 и 2010 годах 66,7 т.т. и 68,4 т.т. соответственно. Вывоз сырого молока носит эпизодический характер.

Отношения между продавцами сырого молока и предприятиями, закупающими молоко, строятся на договорной основе. В договорах сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, форма расчетов, ответственность сторон.

На рынке закупа сырого молока в Алтайском крае присутствуют хозяйствующие субъекты, составляющие группу лиц. Это группа компаний, работающая под брендом «Киприно», имеющая пять предприятий – переработчиков молока, группа компаний, работающая под брендом «Столица молока», переработкой молока в названной компании занимаются пять предприятий: ОАО «Славгородский молочный комбинат», ОАО «Благовещенский комбинат молочных продуктов», ЗАО «Поспелихинский МК», ОАО «Тюменцевский МСЗ», ОАО «Алейский МСК». В г. Рубцовске расположено предприятие «Рубцовский молочный завод», являющееся филиалом компании ОАО «Вимм-Билль-Данн». ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» (г. Барнаул) имеет несколько молочных заводов, являющихся подразделениями комбината. В составе ООО «Холод» (г.Заринск) имеется два молокоперерабатывающих предприятия, расположенные в пограничных с городом Заринск сельских районах. На долю названных выше переработчиков, приходится более 50% от общего объема закупа сырого молока в Алтайском крае.

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, согласно п. 6.1 Порядка проведения анализа, может быть определен как:

- объем продаж (поставок);

- объем производства.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Согласно п.6.1 в зависимости от наличия информации, объем рынка определяется:

а) как сумма  объемов продаж (поставок);

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном и стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость по различным группам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

Таким образом, объем рынка закупки сырого молока для последующей переработки был определен как сумма объемов закупа молока в географических границах рассматриваемого рынка (Алтайский край) с учетом закупленного молока в других регионах.

таблица 2

Объем рынка закупа молока  в Алтайском крае

Временной период

Объем товарного рынка закупа молока всего, тонн

в том числе:

закуп в географических границах рынка

ввезено из других регионов

2008 год

817400

769700

47700

2009 год

917600

850900

66700

2010 год

920400

852000

68400

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что товарный рынок закупа молока формируется в географических границах Алтайского края. Ввоз молока из других регионов существенного влияния на рынок не оказывает ввиду незначительных объемов. Так, в 2008 году доля ввоза составила 5,8%, в 2009 году - 7,3% и в 2010 году – 7,4%. Вместе с тем, ввоз молока на территорию края свидетельствует о наличии достаточно стабильного спроса на сырое молоко со стороны предприятий–переработчиков. Состояние конкурентной среды на товарном рынке закупа сырого молока проиллюстрировано долями хозяйствующих субъектов-покупателей данного товара.

таблица 3

 

Расчет долей хозяйствующих субъектов от общего объема закупа молока

 

 

 

Хозяйствующие субъекты

годы

 

2008

2009

2010

 

объем закупа, тн

доля в %

объем закупа, тн

доля в %

объем закупа, тн

доля в %

 

1

ООО "Третьяковский маслосырзавод" 

9894,1

1,2

х

х

х

х

 
 
 

2

ОАО "Кипринский маслосырзавод" 

22750,9

2,8

24777,0

2,7

31643,5

3,4

 
 
 

3

ООО "Троицкий маслосыродел"

7340,9

0,9

9896,3

1,1

9273,3

1,0

 
 
 

4

ООО "Романовский маслосыродел"

12421,8

1,5

13255,2

1,4

11662,8

1,3

 
 
 

5

ОАО "Змеиногорский маслосырзавод"

14325,6

1,8

х

х

х

х

 
 

 

Итого по ГК "Киприно"

66733,3

8,2

47928,5

5,2

52579,6

5,7

 
 
 

6

ОАО "Алейский маслосыркомбинат"

34433,0

4,2

30658,0

3,3

32050,0

3,5

 
 
 

7

ОАО "Благовещенский комбинат молочных продуктов"

27091,2

3,3

19488,8

2,1

18243,7

2,0

 
 
 

8

ЗАО "Поспелихинский МК"

27292,0

3,3

х

х

х

х

 

9

ОАО "Славгородский молочный комбинат"

43498,0

5,3

36713,0

4,0

39220,0

4,3

 
 
 

10

ОАО " Тюменцевский маслосырзавод"

16330,6

2,0

12737,9

1,4

11435,0

1,2

 
 
 

11

ОАО "Кулундаконсервмолоко"

43075,0

5,3

45480,0

5,0

46307,0

5,0

 

 

Итого по ГК "Столица молока"

191719,8

23,4

145077,7

15,8

147255,7

16,0

 
 

12

ОАО "Быстрянский маслосырзавод"

х

х

17783,0

1,9

25058,0

2,7

 
 
 

13

ЗАО "Барнаульский молочный комбинат"

112720,0

13,8

128231,0

14,0

132701,0

14,5

 
 
 

 

Итого по группе лиц

112720,0

13,8

146014,0

15,9

157759,0

16,9

 

14

ОАО "Вимм-Билль-Данн" (Рубцовский молочный завод-филиал)

128137,6

15,7

111700,5

12,2

95046,9

10,4

 
 
 

15

ООО "Холод"

51758,0

6,3

55354,0

6,0

62589,0

6,8

 
 

 

Прочие

 

 

 

 

 

 

 

 

16

ОАО «Быстрянский маслосырзавод»

10744,0

1,3

х

х

х

х

 

17

ЗАО "Советский маслосырзавод"

12530,6

1,5

14618,2

1,6

12513,6

1,4

 
 
 

18

ООО "Алтайская буренка"

14540,0

1,8

17246,0

1,9

19448,0

2,1

 
 
 

19

ООО "БРЮККЕ"

7879,2

1,0

8492,0

0,9

7976,8

0,9

 
 
 

20

ООО "Усть-Калманский маслосырзавод"

х

х

х

х

21951,0

2,4

 
 
 

21

ОАО "Солонешенский маслосырзавод"

8256,0

1,0

6424,0

0,7

4186,0

0,5

 
 
 

 

ИТОГО:

603971,4

73,9

558758,9

60,9

581305,6

63,2

 

Всего закуплено по краю

817400,0

100,0

917600,0

100,0

920400,0

100

 

Расчет размера доли каждого хозяйствующего субъекта – участника рынка закупа молока позволил установить, что такие хозяйствующие субъекты, представляющие группу лиц, как компания «Киприно», «Столица молока», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Холод», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» закупают 55% сырого молока от общего объема указанного рынка, однако для признания рынка, находяшимся в состоянии 75%, таким образом названные хозяйствующие субъекты не доминируют на рынке.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка закупа сырого молока были рассчитаны следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

На основании произведенных в процессе аналитического исследования расчетов установлено следующее:

Коэффициенты рыночной концентрации на рынке закупа молока в Алтайском крае

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

CR-3, %

CR-3,  %

CR-3, %

Коэффициенты концентрации

53

43,9

43,3

1. Компания "Столица молока"

23,5

15,8

16,0

2.  ЗАО "Барнаульский молочный комбинат"

13,8

15,9

16,9

3.  ОАО "Вимм-Билль-Данн" (Рубцовский молочный завод-филиал)

15,7

12,2

10,4

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации (СR) на рынке закупа сырого молока в Алтайском крае сложились следующие уровни концентрации: 

2008 год - 53% - умеренный, но тяготеющий к низкому;

2009 год - 43,9% - низкий.

2010 год - 43,3% - низкий.

Уровень концентрации 2008 года отличается от последующих лет по ряду причин: первая - это низкий уровень закупочных цен на молоко, при котором мелкие предприятия переработки не закупали молоко, а работали только на давальческом сырье, так как сельхозпроизводители работали с теми предприятиями, которые могли поддерживать уровень цен в размере, обеспечивающим минимальную рентабельность производства сырого молока; вторая – на значительной части молокозаводов, расположенных в сельских районах, завершались процессы реконструкции производства в связи с реформированием отрасли. Поэтому, доля крупных предприятий молокоперерабатывающей отрасли в 2008 году увеличилась в сравнении с общими объемами переработки молока. В 2009 и 2010 годах увеличилось число средних и мелких предприятий, занятых закупом и переработкой молока, прежде всего, за счет благоприятного сочетания спроса и предложения и ценовой политики как на рынке сырого молока, так и на потребительском рынке готовой молочной продукции. Следует отметить, что в указанном периоде значительно вырос спрос на сыры алтайских производителей.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

К барьерам входа на товарный рынок закупа молока в Алтайском крае можно отнести экономические ограничения в части транспортных издержек и состояния автомобильных дорог между сельскими населенными пунктами, особенно это проявляется в период сезонной распутицы и зимний период. Расстояние перевозки сырого молока до мест переработки сегодня не является ограничителем при выборе как покупателей, так и продавцов.

Административные ограничения на данном рынке отсутствуют. Практически на всех молокоперерабатывающих предприятиях существуют возможности по увеличению переработки молока и молочной продукции. Основным и очень серьезным препятствием этому служит нехватка молочного сырья (сырого или непереработанного молока), производимого хозяйствами региона, несмотря на динамику роста производства молока у сельских товаропроизводителей края. В анализируемом периоде объемы производства сырого молока в Алтайском крае выросли почти на 50 тыс. тонн.

Из-за недостатка сырья, общей нестабильности сырьевой базы (по объемам и качеству) затруднен процесс вхождения на данный рынок новых хозяйствующих субъектов. К тому же организация молокоперерабатывающего производства требует больших единовременных капиталовложений (свободные площади, оборудование, сырье, материалы, транспорт, квалифицированные кадры и т.д.), а также постоянное наличие свободных оборотных средств для организации бесперебойного производства.

В числе основных барьеров, препятствующих вхождению на данный рынок, опрошенные предприятия назвали также существующие трудности в получении кредитов, высокие транспортные расходы, а также ограниченность фирменной торговой сети.

В целом товарный рынок сырого молока в Алтайском крае открыт для региональной и межрегиональной торговли с учетом близости крупных потребителей Сибирского региона (Новосибирск, Кемерово).

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Рынок сырого молока в Алтайском крае имеет развитую конкурентную среду, прежде всего, за счет значительного количества крупных, средних и мелких молокоперерабатывающих предприятий. На данном рынке молока существуют условия для нормального развития конкуренции. В целом сбалансированная ценовая политика на данном рынке в анализируемом периоде обеспечивала рентабельность производства как для производителей сырья, так и для предприятий-переработчиков.

Несмотря на наличие крупных предприятий переработки молока и хозяйствующих субъектов, составляющих группу лиц, управлением ФАС по Алтайскому краю не выявлено наличия признаков доминирования как  отдельных хозяйствующих субъектов, так и крупных объединений переработчиков, представляющих группу лиц.

Хозяйствующие субъекты, являющиеся участниками рынка сырого молока, осуществляют самостоятельную ценовую политику, находящейся под влиянием рыночных механизмов, как в отношениях с производителями молока, так и с потребителями готовой продукции.

Удаленность от рынков сбыта продукции, отсутствие в крае крупных мегаполисов привели к традиционной специализации края на производстве молочной продукции длительного срока хранения – сыров, сухого молока и масла животного. За пределы края ежегодно вывозится 70 % от их общего объема производства. Тем самым Алтайский край является донором молочных продуктов для России и вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. У сельского хозяйства Алтайского края при развитом молочном животноводстве существует значительный задел для его дальнейшего развития. Поэтому вопросы развития молочной отрасли, состояния и регулирования рынка молока и молочных продуктов являются жизненно важными.

Проведение согласованной экономической политики руководством края и страны, выработка общих мер содействия развитию конкурентной среды на региональном рынке молока необходимы для его насыщения продуктами питания первой необходимости, для обеспечения ими населения региона и страны в целом.