Отчет Алтайского краевого УФАС России по итогам работы за 2009 год
11 ноября 2011, 01:00
Деятельность управления, в соответствии с возложенными на него полномочиями, направлена на обеспечение развития конкурентной среды в приоритетных сферах предпринимательской деятельности путем выявления и пресечения картелей и других проявлений антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов, органов власти; содействие модернизации государственного сектора путем контроля за использованием государственной и муниципальной собственности. Также является приоритетной работа по контролю деятельности государственных и муниципальных органов в целях обеспечения «прозрачности» и «открытости» расходовании бюджетных средств.
Раздел 1. Антимонопольный контроль
1.1 Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)
Алтайским краевым УФАС России в 2009 (2008) году рассмотрено – 392 (182) заявления, в том числе:
- по статье 10 – 280 (126);
- по статье 11 – 7 (2);
- по статье 14 – 23 (20);
- по статье 15 – 51 (18);
- по статье 16 - 2 (0);
- по статье 17 – 25 (14);.
- по статье 17.1 – 1 (0);
- по статье 18 – 0 (0);
- по статьям 19-21 – 3(0).
В отчетном периоде отмечается рост количества обращений физических и юридических лиц за защитой своих прав от незаконных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в качестве положительных моментов можно отметить желание указанных лиц легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.
1.2 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»
1.2.1 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в адрес управления поступило 280 (126) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых по 52 заявлениям возбуждены дела; по 27 заявлениям нарушения антимонопольного законодательства устранены субъектами, занимающими доминирующее положение, в добровольном порядке до возбуждения дела; по 201 заявлению отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде выявлено всего 77 (53) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Злоупотребление доминирующим положением остается весьма распространенной группой правонарушений на товарных рынках Алтайского края. В 2009 году количество выявленных нарушений по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в 1,5 раза.
Нарушения в отчетном периоде произошли, в основном, на следующих товарных рынках:
- на рынках передачи электрической и тепловой энергии – 33 (29), которые связаны с незаконными требованиями сетевых организаций об оплате выдаваемых технических условий на технологическое присоединение электроустановок к электрическим сетям; необоснованным препятствованием перетоку электрической энергии владельцами объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединены энергетические установки хозяйствующих субъектов к электрическим сетям сетевой организации; а также с незаконными требованиями о дополнительной оплате оказанных услуг по теплоснабжению и др.;
- на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг – 31 (10), которые выразились в необоснованном прекращении подачи коммунального ресурса (горячей, холодной воды, отопления) как физическим, так и юридическим лицам; нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги ЖКХ и т.п.;
- на рынке поставки природного и сжиженного углеводородного газа – 8, связанные с необоснованными отказами газоснабжающих и газотранспортных организаций от оказания соответствующих услуг.
В 2009 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» всего 57 (35) дел. В 46 случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства и хозяйствующим субъектам выданы соответствующие предписания; 11 дел прекращено согласно статьи 48 Закона «О защите конкуренции», из них: 7 – в связи с отсутствием фактов нарушений антимонопольного законодательства.
1.2.2 Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)
Алтайским краевым УФАС России в 2009 году выявлено 4 (2) нарушения статьи 11
Закона «О защите конкуренции» в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынках оптово-розничной реализации хлеба и горюче-смазочных материалов, которые привели к установлению цен, а также в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынках строительных услуг и оптовой реализации овощей, которые привели к поддержанию цен на торгах. Всего, в отчетном периоде, управлением возбуждено 5 (2) дел о нарушении антимонопольного законодательства.
1.2.3 Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в управление поступило 23 (20), заявления о нарушении ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам, рассмотрения которых в 11 случаях признаки нарушения не установлены, заявителям отказано в возбуждении дел (в 2008 – 13).
Возбуждено 12 (7) дел по признакам нарушения ст. 14 Закона. По результатам рассмотрения дел выдано 12 (2) предписаний о прекращении нарушений; принято 2 решения о прекращении производства по делу: 1 - в связи с отсутствием факта нарушения, 1 – в связи с устранением нарушения и нецелесообразностью выдачи предписания.
Результаты рассмотрения заявлений по видам нарушений.
- Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации: рассмотрено 10 заявлений, по результатам рассмотрения возбуждено 9 дел, принято 2 решения о прекращении производства по делу; выдано 7 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (предписания исполнены в отчетном периоде);
- Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей: рассмотрено 5 заявлений, возбуждено 3 дела, выдано 5 предписаний (предписания исполнены в отчетном периоде);
- Некорректное сравнение: рассмотрено 1 заявление, принято решение об отказе в возбуждении производства по делу;
- Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг: рассмотрено 3 заявления, по результатам рассмотрения которых отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушений;
- Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг – рассмотрено 1 заявление, по результатам рассмотрения отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушений;
- Прочие нарушения: рассмотрено 4 заявления, во всех случаях отказано в возбуждении дела.
По части 1 статьи 14.33 КоАП РФ привлечены к административной ответственности: 1 юридическое лицо в виде штрафа в размере 100 000 рублей (постановление о наложении штрафа в стадии исполнения), 2 должностных лица - в виде штрафа по 12 тыс. рублей (оплачены в отчетном периоде).
1.2.4 Выявление и пресечение актов и действий (бездействий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году Алтайским краевым УФАС выявлено 43 (20) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – 6 (2);
- совмещение функций органов власти (органов местного самоуправления) с функциями хозяйствующих субъектов – 7 (0);
- прочие нарушения, создающие дискриминационные условия – 30 (18).
Факты совершения нарушений статьи 15 Закона зафиксированы на следующих товарных рынках: операции с недвижимым имуществом включая землю - 6, рынки автоперевозок - 5, жилищно-коммунальных услуг - 10,розничной торговли и общественного питания - 10, рынок похоронных услуг - 10, прочие рынки - 2.
В отчетном периоде в управление поступило 51 (18) заявление физических и юридических лиц по статье 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых, возбуждено 9 дел, 8 нарушений устранено в добровольном порядке, по 34 заявлениям признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.
Всего в отчетном периоде возбуждено 35дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ по статье 15 Закона «О защите конкуренции», из них:
1 – в отношении администрации г. Заринска,
1 – в отношении администрации Романовского района,
3 – в отношении администрации Поспелихинского района,
1 – в отношении администрации г. Барнаула и Барнаульской городской Думы,
1 – в отношении администрации г. Яровое,
1 – в отношении Думы г. Бийска,
2 – в отношении администрации г. Бийска,
1 – в отношении администрации г. Алейска,
1 – в отношении Алейского городского Собрания депутатов,
1 – в отношении Заринского городского Собрания депутатов,
2 – в отношении администрации г. Камень–на-Оби,
1 – в отношении администрации Хабарского района,
1 – в отношении администрации Шипуновского района,
1 – в отношении Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности,
1 – в отношении Новоалтайского городского Собрания депутатов,
1 – в отношении администрации Зонального района.
1 – в отношении Барнаульской городской Думы,
1 – в отношении администрации Ключевского района,
1 – в отношении администрации Локтевского района,
10 – в отношении администраций сельских советов районов Алтайского края,
1 дело по части 1 статьи 15 Закона в отношении администрации Целинного сельсовета Целинного района (прекращено ввиду добровольного устранения нарушения),
1 дело по части 1 статьи 15 Закона в отношении администрации Петропавловского района (прекращено ввиду добровольного устранения нарушения).
Как видно из приведенных сведений, в общем массиве нарушений в качестве субъекта ответственности преобладают, прежде всего, органы местного самоуправления и, преимущественно, на рынках оказания ритуальных услуг и жилищно-коммунального хозяйства. Так, по результатам мониторинга состояния рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами в 2009г., Алтайским краевым УФАС возбуждено 8 дел в отношении администраций городских и сельских поселений по фактам непроведения до 01.05.2008 г. открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, собственники помещений которых не определились со способом управления. В большинстве случаев нарушение обусловлено отсутствием организационно-технической и финансовой основ у муниципалитетов для проведения таких конкурсов.
10 дел возбуждено в отчетном периоде по итогам анализа нормативных документов о погребении и похоронном деле, действующих в муниципальных образованиях Алтайского края, проведенного во исполнение поручения ФАС России №ИА/33111 от 10.12.2008г. В ходе производства по данным делам, в действиях некоторых муниципальных властей установлены нарушения как части 1, так и части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»
При проведении мониторинга соблюдения органами местного самоуправления в Алтайском крае порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в 2009 году установлено 6 нарушений статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, выдано 5 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения всех дел о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции» УФАС выдано 35 (18) предписаний о прекращении органами власти (местного самоуправления) нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Кроме того, в отчетном периоде, сотрудниками УФАС рассмотрено на предмет соответствия антимонопольному законодательству 266 (147) актов органов законодательной власти субъекта (Алтайское краевое Законодательное Собрание), 774 (443) актов органов исполнительной власти Алтайского края и 7634 (5287) нормативно-правовых и ненормативных актов органов местного самоуправления. По итогам проверки выявлено 53 акта, принятых на уровне муниципальных образований, нарушающих антимонопольное законодательство РФ. Выдано 19 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дел, возбужденных по статье 15 Закона «О защите конкуренции» и в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», УФАС по Алтайскому краю выданы предписания об отмене 4 постановлений и распоряжений органов местного самоуправления, а также приведения в соответствие с антимонопольным законодательством 15 муниципальных правовых актов.
В отчетном периоде сотрудниками управления проведено 3 контрольных мероприятия на предмет соблюдения органами власти требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отношении администраций Заринского и Тальменского районов, администрации г. Заринска.
В ходе проведения ежеквартального мониторинга выделения земельных участков под жилищное строительство гражданам УФАС по Алтайскому краю трижды в отчетном периоде обращалось в прокуратуру Алтайского края с информацией о наличии актов органов местного самоуправления, принятых с нарушением статьи 30.1 ЗК РФ. По итогам прокурорских проверок органам местного самоуправления вынесено 1 представление об устранении нарушений закона и 1 предостережениео недопустимости нарушения закона.
1.2.5 Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю по собственной инициативе возбуждено 2 дела о нарушении органами власти статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых выдано 5 предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (2 предписания исполнены в полном объеме, 3 – находятся в стадии исполнения). Оба дела возбуждены в связи с нарушениями антимонопольного законодательства на рынке похоронных услуг. Решение УФАС по 1 делу, а также 3 предписания по данному делу обжалованы в порядке ст. 198 АПК РФ в арбитражный суд.
1.2.6 Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в УФАС по Алтайскому краю поступило 25 (14) заявлений по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции»,
По 4 (5) поступившим заявлениям с жалобами на действия организаторов торгов- хозяйствующих субъектов по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», а именно: по поводу создания участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушения порядка определения победителя торгов, необоснованному ограничению доступа в торгах, управлением не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, в связи, с чем заявителям отказано в возбуждении дел.
В отчетном периоде рассмотрено 21 (14) заявление в отношении органов власти (органов местного самоуправления), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 7 (1) дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» и выдано 4 (1) предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Так, в отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю пресечено 2 нарушения части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», допущенные при проведении органами местного самоуправления края конкурсов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Нарушения выразились во включении в условия конкурсов требований, ограничивающих доступ претендентов к участию в торгах.
Структура нарушений в отношении органов власти по видам:
- создание преимущественных условий участия в торгах: рассмотрено 2 заявления, возбуждено 1 дело, 1 нарушение устранено до возбуждения дела;
- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах: рассмотрено 5 заявлений, возбуждено 3 дела;
- прочие нарушения: рассмотрено 14 заявлений, возбуждено 3 дела.
Всего в 2009 году в отношении органов власти возбуждено 7 дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции», из которых: 3 – прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения (в том числе, в связи с вступлением в силу решения суда, содержащего выводы, об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), по четырем делам – выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
1.2.7 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в УФАС по Алтайскому краю возбуждено 16 (0) дел по фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 14 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушения выразились в невнесении после 02.07.2008 г. представительными органами местного самоуправления Алтайского края изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок введения в гражданский оборот муниципального имущества, а также в фактической передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) хозяйствующим субъектам без проведения торгов.
2 нарушения устранены администрацией Тальменского района Алтайского края в добровольном порядке по итогам проведенного в декабре 2008 – январе 2009 гг. контрольного мероприятия.
В отчетном периоде в арбитражный суд Алтайского края управлением направлено 11 исковых заявлений о признании недействительными договоров аренды муниципального имущества, заключенных с нарушением порядка, установленного статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения исков 7 – удовлетворены судом, 4 – находятся в стадии рассмотрения.
1.2.8 Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году, как и в предыдущем отчетном периоде, в управление не поступало заявлений по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции», однако в процессе работы выявлено 16 (67) нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе проведения проверок субъектов естественных монополий, расположенных на территории Алтайского края, выявлено 3 нарушения антимонопольного законодательства, в результате чего управлением возбуждено и рассмотрено 3 дела:
По итогам рассмотрения дел субъектам естественных монополий выдано 3 предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Предписания по состоянию на отчетную дату исполнены путем проведения торгов по отбору финансовых организаций для заключения договоров банковского счета и страхования ответственности.
Из 16 возбужденных дел, в 3-х случаях правонарушения совершены субъектами естественных монополий, осуществляющими услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю по собственной инициативе возбуждено 13 (52) дел по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по факту заключения органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) договоров обязательного медицинского страхования без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, из них:
5 – в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
8 – в отношении органов местного самоуправления.
По итогам рассмотрения дел, органам власти выдано 13 предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, которые по состоянию на отчетную дату исполнены путем проведения торгов по отбору финансовых организаций для заключения договоров обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, 2 предписания УФАС по Алтайскому краю, выданные в предыдущем отчетном периоде, обжалованы органами местного самоуправления в арбитражный суд, который в 2009 году подтвердил правоту вынесенного антимонопольным органом решения.
1.2.9 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю выявлено 6 (3) нарушений порядка предоставления государственных (муниципальных) преференций. Нарушения выразились в передаче имущества в аренду, предоставлении имущественных льгот, выдаче бюджетного кредита без согласования с антимонопольным органом.
По итогам рассмотрения 5 дел в отношении Думы г. Бийска Алтайского края, Заринского районного Собрания депутатов, администраций г. Заринска, Заринского, Чарышского районов, УФАС выдано 5 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства (4 – исполнено, 1 – обжаловано в арбитражном суде), 1 дело прекращено в порядке пункта 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции».
Кроме того, в 2009 г. УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 172 (4) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения приняты следующие решения: 63 (1) – отказано, 72 (1) – удовлетворено, 13 (1) - удовлетворено с введением ограничения, 24 (1) – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется. Преференции выразились в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.
Высокая активность со стороны органов власти и органов местного самоуправления по обращению в УФАС по Алтайскому краю с ходатайствами (заявлениями) о предоставлении государственной (муниципальной) помощи (преференций) вызвана введением с 02.07.2008 г. в действие статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», предусматривающей заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества на торгах.
Наибольшую активность по направлению заявлений в УФАС в отчетном периоде проявили органы местного самоуправления Алтайского края (159 заявлений), 13 заявлений поступило из органов исполнительной власти субъекта РФ (Главное управление имущественных отношений Алтайского края).
1.2.10 Повторность нарушения антимонопольного законодательства
В целях снижения значения показателя «Повторность нарушения антимонопольного законодательства» управлением проводится активная пропаганда и разъяснения требований и норм конкурентного законодательства путем размещения соответствующей информации на сайте в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации; участия в семинарах, совещаниях и т.п.
В отчетном периоде управлением выявлено 11 повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, их них 4 - субъектами естественных монополий, в том числе:
- ОАО «Кузбассэнерго», оказывающим услуги по передаче тепловой энергии - 1;
- ОАО «МРСК-Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» - 1;
- ОАО «Алтайкрайэнерго», оказывающими услуги по передаче электрической энергии - 1;
- ООО «Барнаульская сетевая компания», оказывающим услуги по передаче электрической энергии - 1.
При совершении хозяйствующими субъектами повторных нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» меняется объект состава правонарушения, например, в 2007 году ОАО «Кузбассэнерго» незаконно осуществляло прекращение подачи теплоэнергии, в 2008 году - нарушало установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования, а в 2009 году - неправомерно предъявило к оплате физическому лицу несуществующую сумму долга за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению/подогреву т.д.
1.2.11 Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования
В 2009 году в арбитражных судах различных уровней было обжаловано 34 решения, выданных Алтайским краевым УФАС России в отчетном периоде и перешедших с прошлого года, из них:
· по статье 10 Закона «О защите конкуренции» - 28 решений;
· по статье 11 Закона «О защите конкуренции» - 2 решения;
· по статье 14 Закона «О защите конкуренции» - 1;
· по статье 15 Закона «О защите конкуренции» - 6;
· по статье 16 Закона «О защите конкуренции» - 1;
· по статье 17 Закона «О защите конкуренции» - 1;
· по статье 19-20 Закона «О защите конкуренции» - 1;
· по статье 18 Закона «О защите конкуренции» - 6решений.
Из обжалованных решений антимонопольного органа, 12 (в том числе 3 - в отношении органов власти)- находятся на стадиях судебных разбирательств, в 34 случаях ( в том числе 8- в отношении органов власти) - судами приняты окончательные акты, по результатам которых 24 решения Алтайского краевого УФАС России признаны полностью законными, 9 решений антимонопольного органа отменены. Таким образом, доля выигранных органом в отчетном году судебных процессов составляет 71%.
1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27,28,29,30,31 Закона «О защите конкуренции»)
В связи с принятием Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений в 2007г. резко сократилось количество ходатайств и уведомлений о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29, 30 вышеуказанного закона.
По статье 27 Закона «О защите конкуренции» в 2009г. УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 1 ходатайство о создании коммерческой организации.При анализе в отраслевом разрезе деятельности предприятий, осуществляющих сделку по созданию коммерческой организации, данная сделка является межотраслевой.
В целях соблюдения требований статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю за отчетный период рассмотрено 9 ходатайств и 7 уведомлений (в том числе - 1- финансовой организации).
При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2009г. остались такие сферы деятельности, как: машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, торговля и общественное питание - отрасли, наиболее типичные для нашего региона. 31,3% обращений в антимонопольный орган в порядке статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции» приходится на внутриотраслевые сделки и 68,75% - на межотраслевые сделки.
В сфере естественных монополий перераспределения прав собственности не наблюдалось, в связи с чем, в отчетном периоде отсутствовали ходатайства, так и уведомления о совершении сделок по перераспределению прав собственности в сфере естественных монополий в управление не поступали.
Поскольку государственный контроль экономической концентрации является непосредственным контролем структуры рынка, то при поступлении ходатайств и уведомлений о создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений, а также приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций в управлении проводился анализ изменения ситуации на рынке при совершении вышеуказанных действий. По результатам проведенной аналитической работы устанавливалось, приведет ли совершение заявленных действий к возникновению хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке и (или) к ограничению конкуренции. Сделки в 2009 году осуществлялись в сферах пищевой промышленности, машиностроения, строительного комплекса. В процессе анализа усиления рыночной власти хозяйствующих субъектов установлено не было. В связи с чем, поступившие уведомления и ходатайства удовлетворялись.
В 2009 г. Алтайским краевым УФАС России исследовано 42 товарных рынка, в том числе:
- по поручению ФАС России – 8;
- по заявлениям хозяйствующих субъектов – 22 рынка (в том числе в случае подачи ходатайства или уведомления);
- по обращению органа государственной власти субъекта РФ – 3;
- по обращению органа местного самоуправления- 1;
- по обращению органа прокуратуры – 0.
- постоянный мониторинг – 4
- по собственной инициативе - 4
По результатам анализа рынков в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, в отчетном периоде были включены следующие организации:
1. МУП «Водоканал» (ИНН 2211004777) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 25.03.2009 № 114;
2. МУП «Автомобилист» (ИНН 2211004784) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 25.03.2009 № 114;
3. ООО «Адекс» (ИНН 2271003506) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 11.09.2009 № 316;
4. АКГУП «Аптеки Алтая» (ИНН 2221019606) в составе 6 филиалов, расположенных в районах Алтайского края;
5. ОАО «Фармация» (ИНН 2201007560);
6. РМУП «Фармация» (ИНН 2256002402);
7. МУП «Фармация» (ИНН 2262000562);
8. Петропавловское МРПП «Фармация» (ИНН 2264001240);
9. МУП Родинское РПП «Фармация» (ИНН 2267001376);
10. МУП «Фармация» МО Рубцовский район (ИНН 2269002079);
11. МУРПП «Фармация» (ИНН 2273001007);
12. МУП «Фармация» (ИНН 2278001762);
13. МУП «Фармация» (ИНН 2282001300);
14. МТПП «Фармация» (ИНН 2285003305);
15. МУП «Фармация» (ИНН 2236000083);
16. ООО «Аптечная сеть «Эвалар» г. Бийск (ИНН 2204020400);
17. ООО Аптечная сеть «Элан» г. Заринск (ИНН 2205007924);
18. ООО «Карандаш» (Аптечная сеть «Хелми» г. Барнаул) (ИНН 2221045388).
Все аптечные учреждения края включены в Реестр приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 14.04.2009 № 132. Основанием для включения вышеперечисленных организаций в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов явилась аналитическая работа по уточнению сведений о долях хозяйствующих субъектов (аптечных сетей и одиночных аптечных учреждений) в каждом муниципальном образовании Алтайского края.
1.4. Организация и проведение выездных проверок
Согласно Плану контрольных мероприятий УФАС по Алтайскому краю на 2009 год намечено проведение 5 выездных самостоятельных (без взаимодействия с другими органами) проверок, в том числе, 2 органа местного самоуправления и 3 хозяйствующих субъекта.
По итогам 2009 года проведено всего 13 проверок, в том числе 3 -плановых, 10 - внеплановых. Согласно Плану проведены проверки органов местного самоуправления: администрации города Заринска и Заринского района.
Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
В отчетном периоде управлением ФАС по Алтайскому краю решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики, не принималось, иски в суд о принудительном разделении указанных субъектов не направлялись.
Вместе с тем, управлением ФАС по Алтайскому краю назначено к рассмотрению на 28 января 2010 года дело о принудительной реорганизации гарантирующего поставщика электроэнергии – ОАО «Алтайкрайэнерго», совмещающего естественно монопольный вид деятельности – передачу электроэнергии с конкурентным видом деятельности – куплей-продажей электроэнергии. В ходе расследования дела комиссией УФАС принято решение о принудительном разделении ОАО «Алтайкрайэнерго» в срок до 01.11.2010 г.
Раздел 3. Контроль рекламной деятельности
Практика предупреждения, выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О рекламе».
В целях предупреждениянарушений законодательства РФ о рекламе управлением используются следующие формы работы: проведение устных бесед по законодательству о рекламе с участниками рекламного рынка; участие в семинарах, круглых столах, совещаниях с разъяснениями основных положений законодательства о рекламе.
В 2009 году в отделе рекламы и недобросовестной конкуренции в рамках соглашений между Алтайским краевым УФАС России и факультетом социологии Алтайского государственного университета прошли учебно-производственную практику 7 студентов специальности «Реклама» факультета социологии Алтайского государственного университета; преддипломную практику прошел 1 студент гуманитарного факультета Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.
С целью выявлениянарушений законодательства РФ о рекламе управлением проводятся проверки рекламной продукции, размещенной в СМИ, наружной рекламе, на транспорте, а также в рекламе, распространяемой иными способами.
По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций Алтайского края по состоянию на 01.01.2009 года всего в реестре средств массовой информации зарегистрировано 694 СМИ (из них 659 – действующих), в т.ч. 13 информационных агентств. За отчетный период проверено 549 экземпляров газет и журналов; осуществлено: 3 проверки рекламы на телевидении; 8 проверок радиоканалов; проведено 42 проверки наружной рекламы; 6 – прочие.
В 2009 году рассмотрено 267 письменных обращений, связанных с рекламным законодательством, в том числе 38 заявлений от юридических лиц и граждан о нарушении законодательства; 42 обращения хозяйствующих субъектов о разъяснении норм законодательства о рекламе; 122 обращения от территориальных органов ФАС России в порядке обмена опытом; 15 административных материалов; 9 запросов прокуратуры; прочие обращения - 41 (администрация края, администрации городов Алтайского края, прокуратура и т.д.).
Рассмотрено 454 факта, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе (в 2008 – 507 фактов), при этом по 374 фактам (в 2008 – по 193) возбуждено 104 дела в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел (в 2008 – 73 дела), возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, 49 дел об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности деятельности антимонопольного органа в части выявления и пресечения фактов нарушения законодательства о рекламе.
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с неисполнением рекламораспространителями (в основном - редакциями районных муниципальных газет) требований статьи 16 Федерального закона «О рекламе». В результате систематического мониторинга данных печатных изданий выявлено 111 фактов нарушений (в 2008 – 8).
По-прежнему, субъектами рекламного рынка часто допускаются нарушения общих требований к рекламе финансовых услуг, установленных частями 1, 2 статьи 28 Закона – рассмотрено 110 фактов (в 2008 – 13).
Кроме того, остается высоким показатель количества выявленных нарушений части 7 статьи 24 Закона – выявлено 60 нарушений, выразившихся в отсутствии специального предупреждения, установленного для рекламы медицинских услуг и методов лечения, а также несоблюдение требования к объему данного предупреждения (в 2008 – 33).
Установлено 23 факта нарушения части 7 статьи 5 и 30 фактов нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (в 2008 – 7 и 7 соответственно).
Также произошло незначительное увеличение нарушений, связанных с рекламой пива.
По всем выявленным фактам нарушений законодательства о рекламе приняты соответствующие меры по их пресечению.
По фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждено 104 дела, по результатам рассмотрения которых выдано 112 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе. К административной ответственности в виде административного штрафа привлечено 9 юридических лиц, 22 должностных лица и 4 гражданина РФ. Наложено штрафов на общую сумму 560 тыс. рублей.
Формы воздействия на нарушителей
Таб.1
2008 | 2009 | |
Возбуждено дел по Правилам | 73 | 104 |
Выдано предписаний | 69 | 112 |
Возбуждено дел по КоАП РФ | 62 | 49 |
Наложено штрафов (кол./сумма) | 50/684 тыс. руб. | 39/560 тыс. руб. |
Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)
4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в 2009 году поступило 282 жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.
61 жалоба была возвращена заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о размещении заказов.
8 поступивших жалоб были направлены Управлением в соответствии с Административным регламентом по подведомственности в другие территориальные управления.
За 2009 год заявителями было отозвано 20 поступивших на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд жалоб.
Комиссией по контролю в сфере размещения заказа УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 192 жалобы, из них 45 было признано обоснованными, что в процентном соотношении составляет 23%. По результатам рассмотрения жалоб, участников размещения заказа государственным и муниципальным заказчикам выдано 49 обязательных для исполнения предписаний об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов. Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: нарушение порядка отбора участников размещения заказа, предъявление дополнительных требований к участникам размещения заказа.
4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий
С целью выявления и пресечения нарушений в сфере размещения заказов УФАС по Алтайскому краю в 2009 году проведено 108 плановых и 61 внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 650 нарушений допущенных государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. По результатам проведенных проверок должностным лицам заказчиков выдано 134 предписания.
16 плановых проверок произведено Управлением совместно с органами прокуратуры. По информации, поступившей от органов исполнительной власти Алтайского края, внепланово проверено 30 государственных и муниципальных заказчиков.
4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю за 2009 год с заявлениями о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков о недобросовестных поставщиках обратился 21 государственный и муниципальный заказчик. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии приняты решения о включении в реестр 14 поставщиков, из них с пятью контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов.
4.4. Административная практика
За 2009 год должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю рассмотрено 139 административных материалов, вынесено 99 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о размещении заказов. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 886 778 рублей 40 копеек. Сумма штрафов, подлежащих взысканию на сегодняшний день, составляет 2 493 928 рублей 40 копеек.
Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)
В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России возбуждено 217 дел об административных правонарушениях, из них 53 дела прекращено. Исполнено постановлений о наложении штрафа, выданных в отчетном периоде 74. Сумма штрафа, подлежащего к взысканию 50 873 тыс. рублей.
Выдано 164 постановления на общую сумму 51 786 тыс. руб., в том числе:
39 – по статье 14.3 КоАП РФ;
2 – по статье 14.6 КоАП РФ;
11 – по статье 14.31 КоАП РФ;
4 – по статье 14.32 КоАП РФ;
3 – по статье 14.33 КоАП РФ;
12 – по статье 19.5 КоАП РФ;
93 – по статьям 7.29 – 7.32 КоАП РФ.