Отчет Алтайского краевого УФАС России по итогам работы за 2009 год

 

Деятельность управления, в соответствии с возложенными на него полномочиями, направлена на обеспечение развития конкурентной среды в приоритетных сферах предпринимательской деятельности путем выявления и пресечения картелей и других проявлений антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов, органов власти; содействие модернизации государственного сектора путем контроля за использованием государственной и муниципальной собственности. Также является приоритетной работа по контролю деятельности государственных и муниципальных органов в целях обеспечения «прозрачности» и «открытости» расходовании бюджетных средств.

 
Раздел 1. Антимонопольный контроль
 
1.1 Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)
Алтайским краевым УФАС России в 2009 (2008) году рассмотрено – 392 (182) заявления, в том числе:
-          по статье 10 – 280 (126);
-          по статье 11 – 7 (2);
-          по статье 14 – 23 (20);
-          по статье 15 – 51 (18);
-          по статье 16 - 2 (0);
-          по статье 17 – 25 (14);.
-          по статье 17.1 – 1 (0);
-          по статье 18 – 0 (0);
-          по статьям 19-21 – 3(0).          
В отчетном периоде отмечается рост количества обращений физических и юридических лиц за защитой своих прав от незаконных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в качестве положительных моментов можно отметить   желание указанных лиц легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.
                
1.2 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»
1.2.1 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в адрес управления поступило 280 (126) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых по 52 заявлениям возбуждены дела; по 27 заявлениям нарушения антимонопольного законодательства устранены субъектами, занимающими доминирующее положение, в добровольном порядке до возбуждения дела; по 201 заявлению отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде выявлено всего 77 (53) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
 
Злоупотребление доминирующим положением остается весьма распространенной группой правонарушений на товарных рынках Алтайского края. В 2009 году количество выявленных нарушений по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в 1,5 раза.
 
Нарушения в отчетном периоде произошли, в основном, на следующих товарных рынках:
- на рынках передачи электрической и тепловой энергии – 33 (29), которые связаны с незаконными требованиями сетевых организаций об оплате выдаваемых технических условий на технологическое присоединение электроустановок к электрическим сетям; необоснованным препятствованием перетоку электрической энергии владельцами объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединены энергетические установки хозяйствующих субъектов к электрическим сетям сетевой организации; а также с незаконными требованиями о дополнительной оплате оказанных услуг по теплоснабжению и др.;
- на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг – 31 (10), которые выразились в необоснованном прекращении подачи коммунального ресурса (горячей, холодной воды, отопления) как физическим, так и юридическим лицам; нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги ЖКХ и т.п.;
- на рынке поставки природного и сжиженного углеводородного газа – 8связанные с необоснованными отказами газоснабжающих и газотранспортных организаций от оказания соответствующих услуг.
 
В 2009 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» всего 57 (35) дел. В 46 случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства и хозяйствующим субъектам выданы соответствующие предписания; 11 дел прекращено согласно статьи 48 Закона «О защите конкуренции», из них: 7 – в связи с отсутствием фактов нарушений антимонопольного законодательства.
 
1.2.2 Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)
Алтайским краевым УФАС России в 2009 году выявлено 4 (2) нарушения статьи 11
Закона «О защите конкуренции» в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынках оптово-розничной реализации хлеба и горюче-смазочных материалов, которые привели к установлению цен, а также в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынках строительных услуг и оптовой реализации овощей, которые привели к поддержанию цен на торгах. Всего, в отчетном периоде, управлением возбуждено 5 (2) дел о нарушении антимонопольного законодательства.
 
1.2.3 Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в управление поступило 23 (20),  заявления о нарушении ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам, рассмотрения которых в 11 случаях признаки нарушения не установлены, заявителям отказано в возбуждении дел (в 2008 – 13).
 
Возбуждено 12 (7)  дел по признакам нарушения ст. 14 Закона. По результатам рассмотрения дел выдано 12 (2) предписаний о прекращении нарушений; принято 2 решения о прекращении производства по делу: 1 - в связи с отсутствием факта нарушения, 1 – в связи с устранением нарушения и нецелесообразностью выдачи предписания.
 
Результаты рассмотрения заявлений по видам нарушений.
  • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации: рассмотрено 10 заявлений, по результатам рассмотрения возбуждено 9 дел, принято 2 решения о прекращении производства по делу; выдано 7 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (предписания исполнены в отчетном периоде);
  • Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей: рассмотрено 5 заявлений, возбуждено 3 дела, выдано 5 предписаний (предписания исполнены в отчетном периоде);
  • Некорректное сравнение: рассмотрено 1 заявление, принято решение об отказе в возбуждении производства по делу;
  • Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно ис­пользовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализа­ции продукции, работ, услуг: рассмотрено 3 заявления, по результатам рассмотрения которых отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушений;
  • Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг – рассмотрено 1 заявление, по результатам рассмотрения отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушений;
  • Прочие нарушения: рассмотрено 4 заявления, во всех случаях отказано в возбуждении дела.
 
По части 1 статьи 14.33 КоАП РФ привлечены к административной ответственности: 1 юридическое лицо в виде штрафа в размере 100 000 рублей (постановление о наложении штрафа в стадии исполнения), 2 должностных лица  - в виде штрафа по 12 тыс. рублей (оплачены в отчетном периоде).
 
1.2.4 Выявление и пресечение актов и действий (бездействий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году Алтайским краевым УФАС выявлено 43 (20) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
      
Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:
-       необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – 6 (2);
-       совмещение функций органов власти (органов местного самоуправления) с функциями хозяйствующих субъектов – 7 (0);
-       прочие нарушения, создающие дискриминационные условия – 30 (18).
 
Факты совершения нарушений статьи 15 Закона зафиксированы на следующих товарных рынках: операции с недвижимым имуществом включая землю - 6, рынки автоперевозок - 5жилищно-коммунальных услуг - 10,розничной торговли и общественного питания - 10рынок похоронных услуг - 10,  прочие рынки - 2.
 
В отчетном периоде в управление поступило 51 (18) заявление физических и юридических лиц по статье 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых, возбуждено 9 дел, 8 нарушений устранено в добровольном порядке, по 34 заявлениям признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.
 
Всего в отчетном периоде возбуждено 35дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ по статье 15 Закона «О защите конкуренции», из них:
1 – в отношении администрации г. Заринска,
1 – в отношении администрации Романовского района,
3 – в отношении администрации Поспелихинского района,
1 – в отношении администрации г. Барнаула и Барнаульской городской Думы,
1 – в отношении администрации г. Яровое,
1 – в отношении Думы г. Бийска,
2 – в отношении администрации г. Бийска,
1 – в отношении администрации г. Алейска,
1 – в отношении Алейского городского Собрания депутатов,
1 – в отношении Заринского городского Собрания депутатов,
2 – в отношении администрации г. Камень–на-Оби,
1 – в отношении администрации Хабарского района,
1 – в отношении администрации Шипуновского района,
1 – в отношении Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности,
1 – в отношении Новоалтайского городского Собрания депутатов,
1 – в отношении администрации Зонального района.
1 – в отношении Барнаульской городской Думы,
1 – в отношении администрации Ключевского района,
1 – в отношении администрации Локтевского района,
10 – в отношении администраций сельских советов районов Алтайского края,
1 дело по части 1 статьи 15 Закона в отношении администрации Целинного сельсовета Целинного района (прекращено ввиду добровольного устранения нарушения),
1 дело по части 1 статьи 15 Закона в отношении администрации Петропавловского района (прекращено ввиду добровольного устранения нарушения).
 
Как видно из приведенных сведений, в общем массиве нарушений в качестве субъекта ответственности преобладают, прежде всего, органы местного самоуправления и, преимущественно, на рынках оказания ритуальных услуг и жилищно-коммунального хозяйства. Так, по результатам мониторинга состояния рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами в 2009г., Алтайским краевым УФАС возбуждено 8 дел в отношении администраций городских и сельских поселений по фактам непроведения до 01.05.2008 г. открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, собственники помещений которых не определились со способом управления. В большинстве случаев нарушение обусловлено отсутствием организационно-технической и финансовой основ у муниципалитетов для проведения таких конкурсов.
 
10 дел возбуждено в отчетном периоде по итогам анализа нормативных документов о погребении и похоронном деле, действующих в муниципальных образованиях Алтайского края, проведенного во исполнение поручения ФАС России №ИА/33111 от 10.12.2008г.  В ходе производства по данным делам, в действиях некоторых муниципальных властей установлены нарушения как части 1, так и части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»
 
При проведении мониторинга соблюдения органами местного самоуправления в Алтайском крае порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в 2009 году установлено 6 нарушений статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, выдано 5 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
По итогам рассмотрения всех дел о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции» УФАС выдано 35 (18) предписаний о прекращении органами власти (местного самоуправления) нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
Кроме того, в отчетном периоде, сотрудниками УФАС рассмотрено на предмет соответствия антимонопольному законодательству 266 (147) актов органов законодательной власти субъекта (Алтайское краевое Законодательное Собрание), 774 (443) актов органов исполнительной власти Алтайского края и 7634 (5287) нормативно-правовых и ненормативных актов органов местного самоуправления. По итогам проверки выявлено 53 акта, принятых на уровне муниципальных образований, нарушающих антимонопольное законодательство РФ. Выдано 19 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
В ходе рассмотрения дел, возбужденных по статье 15 Закона «О защите конкуренции» и в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», УФАС по Алтайскому краю выданы предписания об отмене 4 постановлений и распоряжений органов местного самоуправления, а также приведения в соответствие с антимонопольным законодательством 15 муниципальных правовых актов.
 
В отчетном периоде сотрудниками управления проведено 3 контрольных мероприятия на предмет соблюдения органами власти требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отношении администраций Заринского и Тальменского районов, администрации г. Заринска.
 
В ходе проведения ежеквартального мониторинга выделения земельных участков под жилищное строительство гражданам УФАС по Алтайскому краю трижды в отчетном периоде обращалось в прокуратуру Алтайского края с информацией о наличии актов органов местного самоуправления, принятых с нарушением статьи 30.1 ЗК РФ. По итогам прокурорских проверок органам местного самоуправления вынесено 1 представление об устранении нарушений закона и 1 предостережениео недопустимости нарушения закона.
 
1.2.5 Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю по собственной инициативе возбуждено 2 дела о нарушении органами власти статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых выдано 5 предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (2 предписания исполнены в полном объеме, 3 – находятся в стадии исполнения). Оба дела возбуждены в связи с нарушениями антимонопольного законодательства на рынке похоронных услуг. Решение УФАС по 1 делу, а также 3 предписания по данному делу обжалованы в порядке ст. 198 АПК РФ в арбитражный суд.
 
            1.2.6 Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в УФАС по Алтайскому краю поступило 25 (14) заявлений по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции»,
 
По 4 (5) поступившим заявлениям с жалобами на действия организаторов торгов- хозяйствующих субъектов по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», а именно: по поводу создания участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушения порядка определения победителя торгов, необоснованному ограничению доступа в торгах, управлением не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, в связи, с чем заявителям отказано в возбуждении дел.
 
В отчетном периоде рассмотрено 21 (14) заявление в отношении органов власти (органов местного самоуправления), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 7 (1) дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» и выдано 4 (1) предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
Так, в отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю пресечено 2 нарушения части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», допущенные при проведении органами местного самоуправления края конкурсов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Нарушения выразились во включении в условия конкурсов требований, ограничивающих доступ претендентов к участию в торгах.
 
Структура нарушений в отношении органов власти по видам:
  • создание преимущественных условий участия в торгах: рассмотрено 2 заявления, возбуждено 1 дело, 1 нарушение устранено до возбуждения дела;
  • необоснованное ограничение доступа к участию в торгах: рассмотрено 5 заявлений, возбуждено 3 дела;
  • прочие нарушения: рассмотрено 14 заявлений, возбуждено 3 дела.
 
Всего в 2009 году в отношении органов власти возбуждено 7 дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции», из которых: 3 – прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения (в том числе, в связи с вступлением в силу решения суда, содержащего выводы, об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), по четырем делам – выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
1.2.7 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году в УФАС по Алтайскому краю возбуждено 16 (0) дел по фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 14 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
Нарушения выразились в невнесении после 02.07.2008 г. представительными органами местного самоуправления Алтайского края изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок введения в гражданский оборот муниципального имущества, а также в фактической передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) хозяйствующим субъектам без проведения торгов.
 
2 нарушения устранены администрацией Тальменского района Алтайского края в добровольном порядке по итогам проведенного в декабре 2008 – январе 2009 гг. контрольного мероприятия.
 
В отчетном периоде в арбитражный суд Алтайского края управлением направлено 11 исковых заявлений о признании недействительными договоров аренды муниципального имущества, заключенных с нарушением порядка, установленного статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения исков 7 – удовлетворены судом, 4 – находятся в стадии рассмотрения.
 
1.2.8 Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)
В 2009 году, как и в предыдущем отчетном периоде, в управление не поступало заявлений по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции», однако в процессе работы выявлено 16 (67) нарушений антимонопольного законодательства.
 
В ходе проведения проверок субъектов естественных монополий, расположенных на территории Алтайского края, выявлено 3 нарушения антимонопольного законодательства, в результате чего управлением возбуждено и рассмотрено 3 дела:
 
По итогам рассмотрения дел субъектам естественных монополий выдано 3 предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Предписания по состоянию на отчетную дату исполнены путем проведения торгов по отбору финансовых организаций для заключения договоров банковского счета и страхования ответственности.
 
Из 16 возбужденных дел, в 3-х случаях  правонарушения совершены субъектами естественных монополий, осуществляющими услуги по передаче электрической и тепловой энергии. 
 
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю по собственной инициативе возбуждено 13 (52) дел по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по факту заключения органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) договоров обязательного медицинского страхования без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, из них:
5 – в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
8 – в отношении органов местного самоуправления.
 
По итогам рассмотрения дел, органам власти выдано 13 предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, которые по состоянию на отчетную дату исполнены путем проведения торгов по отбору финансовых организаций для заключения договоров обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, 2 предписания УФАС по Алтайскому краю, выданные в предыдущем отчетном периоде, обжалованы органами местного самоуправления в арбитражный суд, который в 2009 году подтвердил правоту вынесенного антимонопольным  органом решения.
 
1.2.9 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю выявлено 6 (3) нарушений порядка предоставления государственных (муниципальных) преференций. Нарушения выразились в передаче имущества в аренду, предоставлении имущественных льгот, выдаче бюджетного кредита без согласования с антимонопольным органом.
 
По итогам рассмотрения 5 дел в отношении Думы г. Бийска Алтайского края, Заринского районного Собрания депутатов, администраций г. Заринска, Заринского, Чарышского районов, УФАС выдано 5 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства (4 – исполнено, 1 – обжаловано в арбитражном суде), 1 дело прекращено в порядке пункта 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции».
 
Кроме того, в 2009 г. УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 172 (4) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения приняты следующие решения: 63 (1) – отказано, 72 (1) – удовлетворено, 13 (1) - удовлетворено с введением ограничения, 24 (1) – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется. Преференции выразились в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.
 
Высокая активность со стороны органов власти и органов местного самоуправления по обращению в УФАС по Алтайскому краю с ходатайствами (заявлениями) о предоставлении государственной (муниципальной) помощи (преференций) вызвана введением с 02.07.2008 г. в действие статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», предусматривающей заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества на торгах.
 
Наибольшую активность по направлению заявлений в УФАС в отчетном периоде проявили органы местного самоуправления Алтайского края (159 заявлений), 13 заявлений поступило из органов исполнительной власти субъекта РФ (Главное управление имущественных отношений Алтайского края).
 
1.2.10 Повторность нарушения антимонопольного законодательства
В целях снижения значения показателя «Повторность нарушения антимонопольного законодательства» управлением проводится активная пропаганда и разъяснения требований и норм конкурентного законодательства путем размещения соответствующей информации на сайте в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации; участия в семинарах, совещаниях и т.п.
 
В отчетном периоде управлением выявлено 11 повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, их них 4 - субъектами естественных монополий, в том числе:
ОАО «Кузбассэнерго», оказывающим услуги по передаче тепловой энергии - 1;
ОАО   «МРСК-Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» - 1;
- ОАО «Алтайкрайэнерго», оказывающими услуги по передаче электрической энергии - 1;
- ООО «Барнаульская сетевая компания», оказывающим услуги по передаче электрической энергии - 1.
 
При совершении хозяйствующими субъектами повторных нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» меняется объект состава правонарушения, например, в 2007 году ОАО «Кузбассэнерго» незаконно осуществляло прекращение подачи теплоэнергии, в 2008 году - нарушало установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования, а в 2009 году - неправомерно предъявило к оплате физическому лицу несуществующую сумму долга за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению/подогреву т.д.
 
1.2.11 Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования
В 2009 году в арбитражных судах различных уровней было обжаловано 34 решения, выданных Алтайским краевым УФАС России в отчетном периоде и перешедших с прошлого года, из них:
·         по статье 10 Закона «О защите конкуренции» - 28 решений;
·         по статье 11 Закона «О защите конкуренции» - 2 решения;
·         по статье 14 Закона «О защите конкуренции» - 1;
·         по статье 15 Закона «О защите конкуренции» - 6;
·         по статье 16 Закона «О защите конкуренции» - 1;
·         по статье 17 Закона «О защите конкуренции» - 1;
·         по статье 19-20 Закона «О защите конкуренции» - 1;
·         по статье 18 Закона «О защите конкуренции» - 6решений.
 
Из обжалованных решений антимонопольного органа, 12 (в том числе 3 - в отношении органов власти)- находятся на стадиях судебных разбирательств, в 34 случаях ( в том числе 8- в отношении органов власти) - судами приняты окончательные акты, по результатам которых 24 решения Алтайского краевого УФАС России признаны полностью законными, 9 решений антимонопольного органа отменены. Таким образом, доля выигранных органом в отчетном году судебных процессов составляет 71%.
 
1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27,28,29,30,31 Закона «О защите конкуренции»)
В связи с принятием Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений в 2007г. резко сократилось количество ходатайств и уведомлений о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29, 30 вышеуказанного закона.
 
По статье 27 Закона «О защите конкуренции» в 2009г. УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 1 ходатайство о создании коммерческой организации.При анализе в отраслевом разрезе деятельности предприятий, осуществляющих сделку по созданию коммерческой организации, данная сделка является межотраслевой.
 
В целях соблюдения требований статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю за отчетный период рассмотрено 9 ходатайств и 7 уведомлений (в том числе -  1- финансовой организации).
 
При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2009г. остались такие сферы деятельности, как: машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, торговля и общественное питание - отрасли, наиболее типичные для нашего региона.  31,3% обращений в антимонопольный орган в порядке статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции» приходится на внутриотраслевые сделки и 68,75% - на межотраслевые сделки.
 
В сфере естественных монополий перераспределения прав собственности не наблюдалось, в связи с чем, в отчетном периоде отсутствовали ходатайства, так и уведомления о совершении сделок по перераспределению прав собственности в сфере естественных монополий в управление не поступали.
 
Поскольку государственный контроль экономической концентрации является непосредственным контролем структуры рынка, то при поступлении ходатайств и уведомлений о создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений, а также приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций в управлении проводился анализ изменения ситуации на рынке при совершении вышеуказанных действий. По результатам проведенной аналитической работы устанавливалось, приведет ли совершение заявленных действий к возникновению хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке и (или) к ограничению конкуренции. Сделки в 2009 году осуществлялись в сферах пищевой промышленности, машиностроения, строительного комплекса. В процессе анализа усиления рыночной власти хозяйствующих субъектов установлено не было. В связи с чем, поступившие уведомления и ходатайства удовлетворялись.
 
В 2009 г. Алтайским краевым УФАС России исследовано 42 товарных рынка, в том числе:
-         по поручению ФАС России – 8;
-         по заявлениям хозяйствующих субъектов – 22 рынка (в том числе в случае подачи ходатайства или уведомления);
-         по обращению органа государственной власти субъекта РФ – 3;
-         по обращению органа местного самоуправления- 1;
-         по обращению органа прокуратуры – 0.
-         постоянный мониторинг – 4
-         по собственной инициативе - 4
 
По результатам анализа рынков в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, в отчетном периоде были включены следующие организации:
1.     МУП «Водоканал» (ИНН 2211004777) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 25.03.2009 № 114;
2.     МУП «Автомобилист» (ИНН 2211004784) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 25.03.2009 № 114;
3.     ООО «Адекс» (ИНН 2271003506) - приказ управления ФАС по Алтайскому краю от 11.09.2009 № 316;
4.      АКГУП «Аптеки Алтая» (ИНН 2221019606) в составе 6 филиалов, расположенных в районах Алтайского края;
5.     ОАО «Фармация» (ИНН 2201007560);
6.     РМУП «Фармация» (ИНН 2256002402);
7.     МУП «Фармация» (ИНН 2262000562);
8.     Петропавловское МРПП «Фармация» (ИНН 2264001240);
9.     МУП Родинское РПП «Фармация» (ИНН 2267001376);
10. МУП «Фармация» МО Рубцовский район (ИНН 2269002079);
11. МУРПП «Фармация» (ИНН 2273001007);
12. МУП «Фармация» (ИНН 2278001762);
13. МУП «Фармация» (ИНН 2282001300);
14. МТПП «Фармация» (ИНН 2285003305);
15. МУП «Фармация» (ИНН 2236000083);
16. ООО «Аптечная сеть «Эвалар» г. Бийск (ИНН 2204020400);
17. ООО Аптечная сеть «Элан» г. Заринск (ИНН 2205007924);
18. ООО «Карандаш» (Аптечная сеть «Хелми» г. Барнаул) (ИНН 2221045388). 
Все аптечные учреждения края включены в Реестр приказом управления ФАС по Алтайскому краю от 14.04.2009 № 132. Основанием для включения вышеперечисленных организаций в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов явилась аналитическая работа по уточнению сведений о долях хозяйствующих субъектов (аптечных сетей и одиночных аптечных учреждений) в каждом муниципальном образовании Алтайского края.
 
1.4. Организация и проведение выездных проверок
Согласно Плану контрольных мероприятий УФАС по Алтайскому краю на 2009 год намечено проведение 5 выездных самостоятельных (без взаимодействия с другими органами) проверок, в том числе, 2 органа местного самоуправления и 3 хозяйствующих субъекта.
 
По итогам 2009 года проведено всего 13 проверок, в том числе 3 -плановых, 10 - внеплановых. Согласно Плану проведены проверки органов местного самоуправления: администрации города Заринска и Заринского района.
 
Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
В отчетном периоде управлением ФАС по Алтайскому краю решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики, не принималось, иски в суд о принудительном разделении указанных субъектов не направлялись.
 
Вместе с тем, управлением ФАС по Алтайскому краю назначено к рассмотрению на 28 января 2010 года дело о принудительной реорганизации гарантирующего поставщика электроэнергии – ОАО «Алтайкрайэнерго», совмещающего естественно монопольный вид деятельности – передачу электроэнергии с конкурентным видом деятельности – куплей-продажей электроэнергии. В ходе расследования дела комиссией УФАС принято решение о принудительном разделении ОАО «Алтайкрайэнерго» в срок до 01.11.2010 г.
 
Раздел 3. Контроль рекламной деятельности
Практика предупреждения, выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О рекламе».
 
В целях предупреждениянарушений законодательства РФ о рекламе управлением используются следующие формы работы: проведение устных бесед по законодательству о рекламе с участниками рекламного рынка; участие в семинарах, круглых столах, совещаниях с разъяснениями основных положений законодательства о рекламе.
 
В 2009 году в отделе рекламы и недобросовестной конкуренции в рамках соглашений между Алтайским краевым УФАС России и факультетом социологии Алтайского государственного университета прошли учебно-производственную практику 7 студентов специальности «Реклама» факультета социологии Алтайского государственного университета; преддипломную практику прошел 1 студент гуманитарного факультета Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.
 
С целью выявлениянарушений законодательства РФ о рекламе управлением проводятся проверки рекламной продукции, размещенной в СМИ, наружной рекламе, на транспорте, а также в рекламе, распространяемой иными способами.
 
По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций Алтайского края по состоянию на 01.01.2009 года всего в реестре средств массовой информации зарегистрировано 694 СМИ (из них 659 – действующих), в т.ч. 13 информационных агентств. За отчетный период проверено 549 экземпляров газет и журналов; осуществлено: 3 проверки рекламы на телевидении; 8 проверок радиоканалов; проведено 42 проверки наружной рекламы; 6 – прочие.
 
В 2009 году рассмотрено 267 письменных обращений, связанных с рекламным законодательством, в том числе 38 заявлений от юридических лиц и граждан о нарушении законодательства; 42 обращения хозяйствующих субъектов о разъяснении норм законодательства о рекламе; 122 обращения от территориальных органов ФАС России в порядке обмена опытом; 15 административных материалов; 9 запросов прокуратуры; прочие обращения - 41 (администрация края, администрации городов Алтайского края, прокуратура и т.д.).
 
Рассмотрено 454 факта, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе (в 2008 – 507 фактов), при этом по 374 фактам (в 2008 – по 193) возбуждено 104 дела в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел (в 2008 – 73 дела), возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, 49 дел об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности деятельности антимонопольного органа в части выявления и пресечения фактов нарушения законодательства о рекламе.
 
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с неисполнением рекламораспространителями (в основном - редакциями районных муниципальных газет) требований статьи 16 Федерального закона «О рекламе». В результате систематического мониторинга данных печатных изданий выявлено 111 фактов нарушений (в 2008 – 8).
 
По-прежнему, субъектами рекламного рынка часто допускаются нарушения общих требований к рекламе финансовых услуг, установленных частями 1, 2 статьи 28 Закона – рассмотрено 110 фактов (в 2008 – 13).
 
Кроме того, остается высоким показатель количества выявленных нарушений части 7 статьи 24 Закона – выявлено 60 нарушений, выразившихся в отсутствии специального предупреждения, установленного для рекламы медицинских услуг и методов лечения, а также несоблюдение требования к объему данного предупреждения (в 2008 – 33).
 
Установлено 23 факта нарушения части 7 статьи 5 и 30 фактов нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (в 2008 – 7 и 7 соответственно).
 
Также произошло незначительное увеличение нарушений, связанных с рекламой пива.
 
По всем выявленным фактам нарушений законодательства о рекламе приняты соответствующие меры по их пресечению. 
 
По фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждено 104 дела, по результатам рассмотрения которых выдано 112 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе. К административной ответственности в виде административного штрафа привлечено 9 юридических лиц, 22 должностных лица и 4 гражданина РФ. Наложено штрафов на общую сумму 560 тыс. рублей.
 
Формы воздействия на нарушителей
                                                                                                                                 Таб.1  

 

 
2008
2009
Возбуждено дел по Правилам
73
104
Выдано предписаний
69
112
Возбуждено дел по КоАП РФ
62
49
Наложено штрафов (кол./сумма)
50/684 тыс. руб.
39/560 тыс. руб.

 

 
Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005     № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)
 
4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в 2009 году поступило 282 жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.
 
61 жалоба была возвращена заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о размещении заказов.
 
8 поступивших жалоб были направлены Управлением в соответствии с Административным регламентом по подведомственности в другие территориальные управления.
 
За 2009 год заявителями было отозвано 20 поступивших на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд жалоб.
Комиссией по контролю в сфере размещения заказа УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 192 жалобы, из них 45 было признано обоснованными, что в процентном соотношении составляет 23%. По результатам рассмотрения жалоб, участников размещения заказа государственным и муниципальным заказчикам выдано 49 обязательных для исполнения предписаний об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов. Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: нарушение порядка отбора участников размещения заказа, предъявление дополнительных требований к участникам размещения заказа.
 
4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий
С целью выявления и пресечения нарушений в сфере размещения заказов УФАС по Алтайскому краю в 2009 году проведено 108 плановых и 61 внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 650 нарушений допущенных государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. По результатам проведенных проверок должностным лицам заказчиков выдано 134 предписания.
 
16 плановых проверок произведено Управлением совместно с органами прокуратуры. По информации, поступившей от органов исполнительной власти Алтайского края, внепланово проверено 30 государственных и муниципальных заказчиков.
 
4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю за 2009 год с заявлениями о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков о недобросовестных поставщиках обратился 21 государственный и муниципальный заказчик. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии приняты решения о включении в реестр 14 поставщиков, из них с пятью контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов.
 
4.4. Административная практика
За 2009 год должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю рассмотрено 139 административных материалов, вынесено 99 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о размещении заказов. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 886 778 рублей 40 копеек. Сумма штрафов, подлежащих взысканию на сегодняшний день, составляет 2 493 928 рублей 40 копеек.
 
Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)
 
В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России возбуждено 217 дел об административных правонарушениях, из них 53 дела прекращено.  Исполнено постановлений о наложении штрафа, выданных в отчетном периоде 74. Сумма штрафа, подлежащего к взысканию 50 873 тыс. рублей.
Выдано 164 постановления на общую сумму 51 786 тыс. руб., в том числе:
39 –  по статье 14.3 КоАП РФ;
2    – по статье 14.6 КоАП РФ;
11  – по статье 14.31 КоАП РФ; 
4    – по статье 14.32 КоАП РФ; 
 –  по статье 14.33 КоАП РФ; 
12  – по статье 19.5 КоАП РФ; 
93 – по статьям 7.29 – 7.32 КоАП РФ.