Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2010 год

 

Раздел 1. Антимонопольное законодательство.

Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»
           Алтайским краевым УФАС России в 2010 году рассмотрено – 495 (392) заявлений, в том числе:
-          по статье 10 – 347 (280);
-          по статье 11 – 19 (7);
-          по статье 14 – 32 (23);
-          по статье 15 – 53 (51);
-          по статье 16 – 0 (2);
-          по статье 17 – 37 (25);.
-          по статье 17.1 – 6 (1);
-          по статье 18 – 1 (0);
-          по статьям 19-21 – 0 (3).
      
1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)
В 2010 году в адрес управления поступило 347 (280) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых возбуждено 61 дело о нарушении антимонопольного законодательства; по 286 заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. 
            В 2010 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» всего 63 (57) дела. В 59 случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства: хозяйствующим субъектам выдано 47 соответствующих предписаний; 12 дел прекращено согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения; 4 дела прекращено по причине отсутствия фактов нарушений антимонопольного законодательства.
2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)
Алтайским краевым УФАС России в 2010 году выявлено 10 (4) нарушений статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынках: оптовой и розничной реализации крупы гречневой, розничной реализации молока жирностью 2,5%, куриного яйца, горюче-смазочных материалов, оптовой реализации алкогольной продукции. Управлением возбуждено 17 (5) дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых, в 10 случаях действия хозяйствующих субъектов признаны нарушающими требования статьи 11 Закона «О защите конкуренции», им выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Остальные дела были прекращены в связи с отсутствием признака согласованности действий.
В 2010 году в арбитражных судах различных уровней было обжаловано 34 решения, выданных Алтайским краевым УФАС России в отчетном периоде и перешедших с прошлого года, из них:
- по статье 10 Закона «О защите конкуренции» - 31 решение;
- по статье 11 Закона «О защите конкуренции» - 3 решения.
Из обжалованных решений антимонопольного органа, 14 - находятся на стадиях судебных разбирательств, а в 20 случаях судами приняты окончательные акты, по результатам которых 16 решений Алтайского краевого УФАС России признаны полностью законными, 1 решение частично отменено, 3 решения антимонопольного органа отменено полностью. Доля выигранных антимонопольным органом в отчетном году судебных процессов составляет 85%.
3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)
В 2010 году в управление поступило 32 заявления о нарушении ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2009 – 23), по результатам, рассмотрения которых в 14 случаях установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в 18 случаях заявителям отказано в возбуждении дел.
Возбуждено 15 дел по признакам нарушения ст. 14 Закона (в 2009 – 12 дел). По результатам рассмотрения дел выдано 14 предписаний о прекращении нарушений (в 2009 – 12); принято 1 решение о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения и нецелесообразностью выдачи предписания.
По части 1 статьи 14.33 КоАП РФ привлечено к административной ответственности 2 юридических лица в виде штрафа в размере 100 000 рублей, 3 должностных лица в виде штрафа по 12 тыс. рублей.
4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)
В 2010 году Алтайским краевым УФАС рассмотрено 53 (2009 - 51) заявления на действия органов власти, содержащие признаки нарушения ст.15 Закона «О защите конкуренции», возбуждено 104 (2009 - 43) дела о нарушении статьи 15 Закона «О защите конкуренции», из которых 5 - прекращено в связи с отсутствием факта нарушения, выдано 84 (2009 - 35) предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, из которых исполнено – 80 (в том числе 2 – из предыдущего отчетного периода), в стадии исполнения - 6.
Сотрудниками УФАС рассмотрено 35 актов органа законодательной власти Алтайского края, 198 актов органов исполнительной власти Алтайского края и 9315 нормативно-правовых и ненормативных актов органов местного самоуправления. По итогам проверки выявлено 76 актов, принятых на уровне муниципальных образований, нарушающих антимонопольное законодательство РФ. По результатам проверки данных актов выдано 66 предписаний об их приведении в соответствие с законодательством о конкуренции.
В отчетном периоде сотрудниками управления проведено 6 выездных проверок на предмет соблюдения органами власти (органами местного самоуправления) требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции». По итогам проверок возбуждено 7 дел о нарушении ст.ст. 15, 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 4 предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В 2010 году инициировано 4 судебных процесса по обжалованию решений (предписаний) УФАС по Алтайскому краю, принятых и выданных управлением в отчетном периоде по ст. 15 Закона «О защите конкуренции». По результатам состоявшихся судов 2 решения признаны законными в полном объеме, 2 – находятся в стадии рассмотрения.
По итогам рассмотрения поступивших в 2010 году заявлений УФАС по Алтайскому краю трижды в отчетном периоде обращалось в прокуратуру Алтайского края с информацией о наличии признаков нарушений в сфере автоперевозок, ЖКХ, земельных отношений, не входящих в компетенцию антимонопольного органа.
Кроме того, в отчетном периоде по итогам рассмотрения 2-х дел о нарушении антимонопольного законодательства направлено 2 исковых заявления в арбитражный суд Алтайского края о признании недействительными договоров между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, заключенных с нарушением статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю возбуждено 4 (2009 - 2) дела о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых, выдано 10 предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений, которые к концу отчетного периода исполнены в полном объеме. Все дела были возбуждены в связи с нарушениями антимонопольного законодательства путем заключения письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке похоронных услуг.
 При отстаивании позиции УФАС по делу № 13-ФАС22-ОВ/03-2009 возникли серьезные трудности с толкованием ст. 16 Закона «О защите конкуренции» в части запрета на согласованные действия между органами власти и хозяйствующими субъектами. Подробно данная информация изложена в Пояснительной записке к годовому отчету.
6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)
В 2010 году в УФАС по Алтайскому краю поступило 29 (2009 - 21) заявлений в отношении органов власти (органов местного самоуправления), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 1 (2009 - 7) дело о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции». Дело прекращено, в связи с вступлением в законную силу судебного акта о наличии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчика. По итогам рассмотрения дела в отношении главы муниципального образования возбуждено административное производство по ст. 14.9 КоАП России.
7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)
В 2010 году в УФАС по Алтайскому краю, рассмотрено 6 заявлений на действия органов власти (местного самоуправления), возбуждено 6 (2009 - 16) дел по фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 6 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Нарушения выразились в заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения конкурсов или аукционов.
4 из 6 указанных дел возбуждены по итогам выездных проверок в администрациях районных центров Алтайского края.
В отчетном периоде в арбитражный суд Алтайского края управлением направлено 2 исковых заявления о признании недействительными договоров аренды муниципального имущества, заключенных с нарушением порядка, установленного статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции», которые находятся в стадии рассмотрения.
8. Предоставление государственных или муниципальных преференций
В 2010 году УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 54 (172) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 2 (63) – отказано, 43 (72) – удовлетворено, 6 (13) - удовлетворено с введением ограничения, 3 (24) – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.
Наибольшую активность по направлению заявлений в УФАС в 2010 году, как и ранее, проявили органы местного самоуправления Алтайского края (38 заявлений), 15 заявлений поступило из органов исполнительной власти субъекта РФ.
9. Государственный  контроль экономической концентрации
В связи с принятием Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений в 2007 году резко сократилось количество ходатайств иуведомлений о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29, 30 вышеуказанного закона. По статье 27 Закона «О защите конкуренции» в 2010 г. в УФАС по Алтайскому краю поступило 1 ходатайство.
В целях соблюдения требований статей 28, 29, 30 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю за отчетный период рассмотрено 2 ходатайства и 8 уведомлений.
 
Раздел 2. Контроль рекламной деятельности
В 2010 году рассмотрено 277 письменных обращений, связанных с рекламным законодательством, в том числе 42 заявления о нарушении законодательства; 39 обращений хозяйствующих субъектов о разъяснении норм законодательства о рекламе; 127 обращений от территориальных органов ФАС России в порядке обмена опытом; 12 административных материалов; прочие обращения и запросы - 57 (администрация края, администрации городов Алтайского края, прокуратура и т.д.).
Рассмотрено 700 фактов, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе, при этом по 489 фактам возбуждено 188 дел в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, 93 дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ, 2 дела по статье 14.38 КоАП РФ.
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с рекламой медицинских услуг, а именно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Всего выявлено 118 фактов нарушений, возбуждено 65 дел.
Значительное количество нарушений связано с рекламой финансовых услуг – в данной сфере выявлено 120 фактов нарушений, по которым возбуждено 59 дел. Нарушаются как общие требования к рекламе финансовых услуг – 93 факта, так и специальные требования к рекламе о предоставлении кредита – 18 фактов, требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств граждан в строительство – 9 фактов.
 
Раздел 3. Контроль размещения заказов
В УФАС по Алтайскому краю в  2010 году поступило 368 жалоб на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. 82 жалобы были признаны обоснованными, в том числе частично. По итогам рассмотрения жалоб установлено, что 80 заказов размещено с нарушением действующего законодательства. По результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа, государственным и муниципальным заказчикам выдано 83 предписания об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов, из которых 82 исполнено без судебного разбирательства, 1 оспорено в судебном порядке.
В 2010 году проведено 34 плановых и 68 внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 759 нарушений допущенных государственными и муниципальными заказчиками.
 По результатам проведенных проверок должностным лицам заказчиков выдано 79 предписаний, из них 77 исполнено без судебного разбирательства, 2 находятся в стадии исполнения. 8 плановых проверок произведено Управлением совместно с органами прокуратуры.
В судебном порядке обжаловано 17 ненормативных правовых актов, выданных УФАС по Алтайскому краю за 2010 год, по 11 приняты окончательные решения, вступившие в законную силу, из них 7 актов оставлено в силе, 4 – отменено полностью.
За 2010 год УФАС по Алтайскому краю подано 1 исковое заявление о признании размещения государственного заказа недействительным, которое находится на рассмотрении в Арбитражном суде Алтайского края.
В 2010 году УФАС по Алтайскому краю 1 раз принимало участие в судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
           За 2010 год должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю рассмотрено 114 административных материалов, вынесено 100 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о размещении заказов, общая сумма наложенных штрафов составила 2 357 381 рубль 70 копеек (в том числе: по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ: 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей; по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ: 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей; по частям 11 и 12 статьи 7.30 КоАП РФ за отчетный период должностные лица к административной ответственности не привлекались).
          Общая сумма штрафов, оплаченных за отчетный период, составила 1 790 922 (один миллион семьсот девяносто тысяч девятьсот двадцать два) рубля 11 копеек (из них: по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ - 517 893 (пятьсот семнадцать тысяч восемьсот девяносто три) рубля 61копейка; по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ - 100 000 (сто тысяч) рублей).
В 2010 году в суд обжаловано 48 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, выданных в 2010 году из них 24 оставлено в силе, 9 отменено полностью, по 1 изменен размер наложенного штрафа. 14 - находятся в производстве судов различных инстанций.
 
Раздел 4. Работа по адвокатированию конкуренции
В 2010 году Алтайское краевое УФАС провело две пресс-конференции, которые были посвящены: а) итогам работы УФАС в 2009 году; б) деятельности УФАС в условиях роста цен на агропродовольственных рынках края.
В региональные и межрегиональные редакции федеральных СМИ было разослано 110 собственных новостей и 63 новости ФАС России. В печатных изданиях и новостных лентах ИА вышло 1162 публикаций об Алтайском краевом УФАС России, в теле - и радиоэфире прозвучало 457 упоминаний. О ФАС России в печатных и электронных СМИ региона было 477 публикаций и упоминаний.
Посещаемость сайта Алтайского краевого УФАС России довольно стабильна и составляет в среднем 100 – 150 уникальных посещений в сутки.
За 2010 год специалисты УФАС приняли участие в 57 совещаниях, семинарах, «круглых столах» и т.д. с органами власти и общественными институтами региона.  9 конференций было организовано и проведено самими сотрудниками УФАС.
При Алтайском краевом УФАС России действует Общественно-консультативный Совет (ОКС) и Экспертный Совет по рекламе. За текущий период времени было проведено 4 заседания ОКС.
В 2010 году намного активнее используется такой канал связи, как обращение через сайт Алтайского краевого УФАС России,  посредством контактной формы. Так, за 2010 год через сайт поступило более 120 обращений граждан (за 2009 год таких обращений было порядка 30).
Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП)
В 2010 году должностными лицами Алтайского краевого УФАС России вынесено 234 постановления о привлечении к административной ответственности, в том числе:
статья 7.29 КоАП РФ –   28;                                     
статья 7.30 КоАП РФ –   68;
статья 7.32 КоАП РФ –     4;
статья 9.15 КоАП РФ –     2;
статья 14.3 КоАП РФ –   81;
статья 14.31 КоАП РФ – 22;
статья 14.32 КоАП РФ – 16;
статья 14.33 КоАП РФ –   5;
статья 14.38 КоАП РФ –   1;
статья 19.5   КоАП РФ –   1;
статья 19.8   КоАП РФ – 6.
Из вынесенных решений - 163 исполнены в полном объеме, 57 – находятся в стадии исполнения, не исполнено - 14.
          Сумма наложенного штрафа за 2010 год составила 9349,1 тыс. рублей, взыскано с учетом штрафов, наложенных в 2009 году   - 13669,0 тыс. рублей.
В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара: 1 - по статье 14.31 КоАП РФ; 5 – по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Из вышеуказанных постановлений 3 обжалованы в арбитражный суд Алтайского края, окончательных решений судом на отчетную дату не принято, 3 постановления о наложении штрафа исполнены в полном объеме.