Отчёт о результатах работы Алтайского краевого УФАС России за 2018 год

Информация о результатах работы управления 
Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 
за 2018 год.
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России), являясь уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для, федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Основные направления деятельности Алтайского краевого УФАС России определены следующими нормативными актами:
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-Ф3;
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой
деятельности Российской Федерации» 28 декабря 2009 года №381-ФЗ;
3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ;
4. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-Ф3;
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ.
 
Результатами деятельности Алтайского краевого УФАС России по основным направлениям в 2018 году явилось следующее.
 
Раздел 1. Антимонопольный контроль
            1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» в 2018 году.
• статья 10 - возбуждено 11 дел (в 2017 г. - 9);
• статья 11 -  возбуждено 4 дела (в 2017 г. - 3);
• статьи 14.1 - 14.8  - рассмотрено 14 дел (в 2017 г. - 2); 
• статья 15 - возбуждено 1 дело (в 2017 г. - 0);
• статья 16 - рассмотрено 4 дела (в 2017 г. - 4);
• статья 17 - рассмотрено 5 дел (в 2017 г. - 10);
• статья 17.1 – возбуждено 25 дел (в 2017 г. - 27);
• статья 18 – возбуждено 0 дел;
• статьи 19 - 21  – возбуждено 0 дел;
 
1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите  конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)
 
В 2018 году в результате рассмотрения 258 заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, возбуждено 11 дел (в 2017 году – 9); выявлено 9 фактов нарушений (в 2017 году – 12); выдано 2 предписания (в 2017 году – 5).
В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Алтайским краевым УФАС России выдано 2 (в 2017 году - 7) предупреждения о прекращении действий (бездействия), из них: содержащих признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции – 1 и  содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - 1. В установленный срок 1 предупреждение было исполнено; в  1 случае предупреждение не было выполнено, в  связи с чем, антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. 
Нарушения выявлялись на следующих товарных рынках:
 купли-продажи и передачи электроэнергии;
 теплоснабжения;
 оказания услуг железнодорожным краном.
 
1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)
 
Алтайским краевым УФАС России в 2018 году возбуждено 4 дела (в 2017 году – 3) по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции; по результатам рассмотрения которых выявлено 4 нарушения (в 2017 году – 1) части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, из них: пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции  - 2 (на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Калманском и Поспелихинском  районах Алтайского края); пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции - 2 (при проведении аукционов в электронной форме для государственных нужд);  выдано 4 предписания (в 2017 году - 1) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)
 
Алтайским краевым УФАС России в 2018 году не выявлено признаков нарушения статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
 
1.1.4 Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции)
 
Алтайским краевым УФАС России в 2018 году рассмотрено 14 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2017г. – 2). По результатам рассмотрения дел принято 10 решений о наличии нарушений (в 2017г. – 1), выдано 5 предписаний о прекращении нарушений; рассмотрение четырех дел прекращено в связи с неподтверждением нарушений Федерального закона «О защите конкуренции».
В 2018 году выдано 15 предупреждений  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в т.ч. 6 предупреждений по ст.14.2, 2 предупреждения по ст.14.3, 7 предупреждений по ст.14.8 Федерального закона «О защите конкуренции». 
Нарушения выявлялись на следующих товарных рынках:
 машиностроительного комплекса;
 торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
 нефти и нефтепродуктов;
 химической промышленности;
 автомобильного транспорта;
 прочих сферах деятельности на товарных рынках.
 
1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)
 
В 2018 году Алтайским краевым УФАС возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» (2017 – 0). Предписаний органам власти (местного самоуправления) об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции в 2018 году не выдавалось  (2017 - 0). 
В отчетном периоде выдано 92 (2017 - 41) предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Предупреждения выдавались при установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке предоставления похоронных и рекламных услуг,  при передаче муниципального имущества, утверждении регламентов предоставления муниципальных услуг и др.
 
1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции») 
 
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 4 (2017 - 4) дела о нарушении органами власти (органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими функции указанных органов) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выявлено 2 факта нарушения (в 2017 году – 2) по итогам рассмотрения дел, предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений не выдавалось (в 2017 году выдано 1 предписание). 
Нарушения выявлялись на рынке предоставления похоронных услуг и при предоставлении субсидий из муниципального бюджета.
 
1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции») 
 
В 2018 году по ст. 17 Закона о защите конкуренции (в части хозяйствующих субъектов) возбуждено 1 дело (в 2017 году – 8); выявлен 1 факт нарушения (в 2017 году – 5); по итогам рассмотрения дел, предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось (в 2017 году выдано 2 предписания);
В части органов власти  и местного самоуправления  в 2018 году возбуждено дела 4 (в 2017-2) принято 3 решения о признании нарушения (в 2017- 1) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде не выдавались.
Нарушения выявлялись при проведении торгов в сферах:
- пассажирских перевозок;
- передаче в аренду муниципального имущества;
- проведение закупок в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- размещения нестационарных торговых объектов.
 
1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)
 
В 2018 году всего по статье 17.1 возбуждено 25 дел (2017 - 27), принято 25 решений  о признании нарушения (в 2017 году – 26). По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» выдано 46 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (2017 - 40).
Нарушения выразились в передаче муниципального имущества без проведения конкурсных процедур.
 
1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)
 
Алтайским краевым УФАС России в 2018 году не выявлено признаков нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 18.1 Закона о защите конкуренции)
 
В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 77 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Основное количество жалоб поступило на нарушения при проведении торгов:
- в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- о включении в реестр подрядных организаций в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ № 615 от 01.07.2016).
К основным видам нарушений можно отнести:
- нарушение порядка определения победителя;
- необоснованное отклонение заявки;
- несоответствие документации требованиям законодательства;
- нарушение сроков размещения информации.
 
1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций
 
В 2018 году (2017 году) УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 75 (83) заявлений заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 9 (2) – отказано, 58 (69) – удовлетворено,  8 (12) – удовлетворено с введением ограничения.
 Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов в целях:
- развития образования и науки;
- защиты окружающей среды;
- развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
- развития физической культуры и спорта;
- социального обеспечения населения;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
 
1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет.
 
  Управлением ФАС по Алтайскому краю в 2018 году дел, в решение по которым включено требование изъятия  в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  не возбуждалось.
 
1.1.13 Практика направления предостережений
 
В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Закона о защите конкуренции направлено 2 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.
Предостережения выдавались должностным лицам хозяйствующих субъектов на рынках реализации хлеба и зерна гречихи.
 
1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
 
1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)
 
В 2018 году рассмотрено 1 ходатайство, поступившее в рамках статьи 28 Закона о защите конкуренции (в 2017 году – 0), которое удовлетворено.
 
1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)
 
Заявлений, поданных хозяйствующими субъектами в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о защите конкуренции» в УФАС по Алтайскому краю в отчетном периоде не поступало.
Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, в отчетном периоде не выдавались.
 
1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции»)
 
Статья 38 Закона о защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России  в 2018 году не применялась. 
 
1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)
 
В 2018 году ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях в Алтайское краевое УФАС России не поступало.
 
1.3 Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций. 
 
В 2018 году инспекциями управления проведено 7 (2017 - 6)  выездных и документарных проверок деятельности органов власти по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 4 - плановых выездных проверок, 2 – плановых документарных проверки и 1 внеплановая выездная. 
По результатам всех проверок дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде не возбуждались  (2017 – 3 дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»), выдано 6 предупреждений (2017 – 6 предупреждений) по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции». 
Предупреждения выдавались при установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства при утверждении регламентов предоставления муниципальных услуг и передаче муниципального имущества.
 
1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации 
 
Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не принимало решений о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 
Радел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)
 
В 2018 году управлением рассмотрено 2 (в 2017 году - 1)  дела по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле. По итогам рассмотрения дел принято решение о признании факта нарушения, выдано 1 предписание (в 2017 году – выдано  1 предписание).
Нарушения выразились в не включении в схему размещения нестационарных  торговых объектов и исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов фактически существующих объектов и невнесение изменений  НПА по организации и работе микрорынков на территории муниципального образования.
 
Раздел 3. Контроль рекламной деятельности.
 
В 2017 году рассмотрено 167 письменных заявлений о нарушении Федерального закона «О рекламе».
Выявлено 193 факта, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе.
По данным фактам возбуждено:
- 110 дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по результатам рассмотрения дел выдано 90 предписаний;
- 71 дело об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму164,0 тысяч рублей.
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с незаконной смс-рекламой, рекламой алкогольной продукции, рекламой медицинских услуг и рекламой финансовых услуг.
 
Раздел 4. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
 
В 2018 году в управление ФАС по Алтайскому краю поступило 776 (в 2017 году – 851), жалоб на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд:
 62 жалобы направлены по подведомственности (в 2017 году - 43);
 161 жалоба (в 2017 году - 236) возвращена заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о контрактной системе;
 60 жалоб (в 2017 году - 131) - отозваны;
 493 жалобы (в 2017 году - 484) рассмотрено. Из них: 112 жалоб признаны обоснованными (в 2017 году – 167); выявлено 108 (в 2017 году - 132) закупок, проведенных с нарушениями; государственным и муниципальным заказчикам выдано 88 (в 2017 году - 117) обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.
Посредством анализа обоснованных и частично обоснованных жалоб установлено, что типичными нарушениями законодательства о контрактной системе являются:
 нарушения порядка отбора участников закупок;
 нарушения в части установления требований в документации о закупках, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;
 нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;
 необоснованное отклонение заявок.
Плановые проверки в 2018г. не проводились (в 2017 году - 2). Проведено 56 (в 2017 году - 29) внеплановых проверок соблюдения законодательства о закупках, в результате которых выявлено:
 25 (в 2017 году - 19) закупок, проведенных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями закона о контрактной системе;
 выдано 10 (в 2017 году - 13) обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.
Рассмотрено 143 (в 2017 году - 91) обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В 100 (в 2017 году - 67) случаях приняты решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. 
 
Раздел 5.  Практика оспаривания в судебном порядке решений 
антимонопольного органа
 
В 2018 году обжаловано 42 решения управления, из них признаны незаконными и отменены 2 решения.
 
Раздел 5.  Практика применения КоАП РФ
 
В отчетном периоде управлением выдано 252 постановления о наложении штрафа на общую сумму 5 628,7 тыс. руб.
 
Раздел 7. Адвокатирование конкуренции
 
Особое внимание Управлением уделяется разъяснительной работе по вопросам, решение которых входит в компетенцию ФАС России. Основной целью комплекса подобных мероприятий является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Совершенствуется работа по взаимодействию с референтными группами: гражданами, организациями, общественными объединениями.
• На постоянной основе проводятся обучающие семинары, в том числе выездного характера, с привлечением районных СМИ. В 2018 году в районах края проведено:
- 2 обучающих семинара по темам «Антимонопольное законодательство в части оборота муниципального имущества», «Порядок предоставления муниципальных преференций». Муниципальной власти Алтайского края доведена информация о необходимости содействия и участия в реализации положений Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы;
- 1 семинар по теме  «Правовое регулирование рекламной деятельности» в г. Бийске для предпринимателей и СМИ;
• Результаты работа Управления по всем поднадзорным направлениям обсуждаются с общественностью и бизнесом в рамках  публичных обсуждений 4 раза в год.
• Руководителем и сотрудниками УФАС по Алтайскому краю ведется личный прием граждан, представителей бизнес-сообществ, общественных объединений. Помимо этого, по поручению Президента Российской Федерации руководителем УФАС по Алтайскому краю дважды в год проводится личный прием в региональной Приемной Президента.
• Ведется активная работа по  освещению  деятельности Управления в СМИ, в региональных изданиях опубликовано 1228 новостных материалов; проводятся регулярные встречи с представителями СМИ по наиболее злободневным вопросам – организовано 7 пресс-конференций и брифингов. 
• При УФАС по Алтайскому краю действует Общественно-консультативный совет, в который входят  представители общественных организаций и бизнес-сообществ, где также освещаются и детально разбираются актуальные проблемы, в рамках компетенции ведомства. Заседания совета проходят регулярно, не реже 2 раз в год.  
• Руководитель Управления, а также заместители руководителя на постоянной основе принимают участие в конференциях, семинарах, круглых столах. За отчетный период специалисты управления выступили на 10 мероприятиях.
• Для расширения охвата рефератных групп ведется  активная работа в сети Интернет: на сайте управления системно обновляется информация о деятельности антимонопольной службы и изменениях подконтрольного законодательства; с целью изучения общественного мнения проводятся опросы;  для удобства граждан на сайте Управления работает форма обратной связи. Ведется активная информационная работа в социальных сетях: как показывает практика, данный инструмент позволяет не только оперативно получать  обратную связь, но и  исследовать настроения граждан, дает возможность  более доступного и быстрого информирования, сокращая тем самым дистанцию «государство-гражданин» и формируя эффективный диалог.