Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2015 год.

Информация о результатах работы управления

Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю

в 2015 году

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России), являясь уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным органом  Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для, федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, Гражданском кодексе Российской Федерации, собственно Законе о защите конкуренции, иных федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, нормативно правовых актах Федеральной антимонопольной службы России.

Основные направления деятельности  Алтайского краевого УФАС России определяют следующие нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон  от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - специальный  закон для целей регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции;

4. Федеральный закон от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» – вводит антимонопольные правила в области регулирования торговой деятельности, в том числе для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров;

5. Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» -регулирует закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исходя из принципа обеспечения конкуренции;

6. Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  - устанавливает необходимость раскрытия информации и обеспечения конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг государственными компаниями, государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, унитарными предприятиями, а также другими видами юридических лиц, перечисленных в законе; 

7. Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-Ф3 «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на любом рынке, включая рынок финансовых услуг;

8. Федеральный закон от 17 августа 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирует отношения, возникающие на товарном рынке участником которых является субъект естественной монополии.

Кроме того, к источникам конкурентного права отнесены специальные отраслевые законы, регулирующие отдельные сферы деятельности субъектов естественной  монополии:

- Федеральный закон от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- Федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи»;

- Федеральный закон от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Результаты деятельности управления ФАС по Алтайскому краю по основным направлениям в 2015 году изложены ниже.

Раздел 1. Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»)

Алтайским краевым УФАС России в  2015 году рассмотрено –  773 (в 2014 году - 606) заявления, в том числе:

- по статье 10 –  529 (403);

- по статье 11 – 79 (32);

- по статье 11.1 – 0 (0);

- по статье 14 – 38 (48);

- по статье 15 – 32 (29);

- по статье 16 - 6 (12);

- по статье 17 –  76 (70);.

- по статье 17.1 –  13 (11);

- по статье 18 – 0 (0);

- по статьям 19-21 – 0 (1).          

В отчетном периоде отмечается рост количества обращений по статьям 10, 11 Закона «О защите конкуренции», связанным с законностью и обоснованностью установления цен хозяйствующими субъектами на продовольственном рынке, а также по статьям 15, 17, 17.1 Закона «О защите конкуренции», при этом в качестве положительных моментов можно отметить   желание заявителей легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите  конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите  конкуренции»)

В 2015 году в адрес управления поступило 529 (в 2014 году - 403) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых выявлено 39 (в 2014 году - 32) нарушений статьи 10 Закона  «О защите конкуренции», в связи с чем, выдано 16 (в 2014 году - 8) предупреждений о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 35 (в 2014 году – 31) дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В 28 (в 2014 году – 24) случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства: хозяйствующим субъектам выдано  15 (в 2014 году – 15) соответствующих предписаний; 13 (в 2014 году – 9) дел прекращено согласно пункту 1 части 1 статьи  48 Закона  «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения. В семи случаях, также как и в 2014 году,  рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства. 

По признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде выдано 1 (в 2014 году - 4) предупреждение, по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - 15 (в  2014 году - 4) предупреждений.

В установленный срок 11 предупреждений были исполнены, в 4 случаях предупреждения не были выполнены, в  связи с чем, управлением ФАС по Алтайскому краю были приняты решения о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, 1 предупреждение на конец отчетного периода находилось в стадии исполнения и обжаловано в арбитражный суд Алтайского края. Помимо данного предупреждения, в 2015 году еще 2 предупреждения, выданные ООО «Барнаульский водоканал» и МУП «Энергетик» г. Барнаула, были обжалованы в арбитражный суд Алтайского края, который  признал их  выдачу управлением законными обоснованным.

Злоупотребление хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, остается весьма распространенной группой правонарушений на товарных рынках Алтайского края.

По видам 39 выявленных нарушений статьи 10 Закона  «О защите конкуренции» распределилось следующим образом:

- установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 2;

- навязывание невыгодных условий договора – 2;

- необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 5;

- необоснованный отказ от заключения договора – 15;

- создание дискриминационных условий – 1;

- нарушение порядка ценообразования – 4;

- прочие нарушения – 10.

Таким образом, наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: необоснованный отказ от заключения договора; необоснованное сокращение или прекращение производства товара и  нарушение порядка ценообразования.

В отчетном периоде к «прочим нарушениям» отнесены действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц, такие как:

-нарушение сетевой организацией сроков направления проектов договоров на технологическое присоединение  к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей;

-неисполнение  сетевой организацией в установленный законом срок мероприятий по  технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств  потребителей;

-необоснованное требование сетевой организацией о выносе прибора учета, установленного в жилом помещении на границу раздела объектов электроэнергетики (опору линии электропередачи), которая не определена в законом порядке.

Нарушения в отчетном периоде произошли, в основном, на рынках: электро, -теплоснабжения (поставки и передачи электрической и тепловой энергии),  жилищно-коммунальных услуг, газа, которые связаны с необоснованным отказом от заключения договоров на поставку (куплю-продажу) электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям; незаконным отказом в  выдаче технических условий на технологическое присоединение к сетям газоснабжения; необоснованным прекращением подачи коммунального ресурса.

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским краевым УФАС России в 2015 году выявлено 10 (в 2014 году – 7) нарушений части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», из них: 6 - на рынке оказания услуг по закупу сырого коровьего молока в разных районах Алтайского края; 1 – на рынке оптовой реализации сахара-песка; 1 – на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа через АГЗС;  2 - при проведении аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных нужд.

Всего в  2015 году управлением по признакам нарушения пунктов 1, 2  части 1 статьи 11 Закона  «О защите конкуренции» возбуждено 12 (в  2014 году – 9) дел.  По итогам рассмотрения данных дел выдано 10 (в 2014 году - 5) предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В двух случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия фактов нарушения антимонопольного законодательства. 

В течение 2015г. в Алтайское краевое УФАС России поступило 64 обращения из 25 районов края с жалобами жителей на снижение закупочных цен на сырое коровье молоко молокосборщиками и установление и поддержание одинаковых закупочных цен на него.

По результатам проведенной аналитической работы установлено, что снижение закупочных цен на сырое коровье молоко происходит ежегодно в весенне-летний период (снижение начинается в марте – середине апреля). Цена снижается с 18-20 руб. за литр в январе-феврале до 10 руб. за литр к маю-июню. Повышение цен начинается с октября-ноября по мере снижения надоев молока. При этом, лицами, оказывающими услуги по закупу молока на территории одного населенного пункта, как правило, устанавливаются одинаковые закупочные цены, что лишает сдатчиков молока возможности выбора и приводит к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

По результатам проведенной управлением работы, в отношении  лиц, осуществляющих услуги по закупу сырого коровьего молока в 6 районах края (Алейский, Волчихинский, Петропавловский, Усть-Калманский, Шипуновский, Краснощековский) были возбуждены дела по признакам нарушения ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», вынесены решения и выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов.

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским краевым УФАС России в 2015 году не выявлено признаков нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции».

1.1.4 Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона о защите конкуренции)

Алтайским краевым УФАС России в  2015 году рассмотрено 38 заявлений по статье 14 (в 2014 году – 48 заявлений), по результатам рассмотрения которых возбуждено 11 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2014г. – 20). По результатам рассмотрения дел принято 11 решений о наличии нарушений, выдано 10 предписаний о прекращении нарушений; по результатам рассмотрения одного дела принято решение о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде исполнено 9 предписаний (в т.ч. 1 предписание, выданное в 2014 году).

Анализ динамики показателей, связанных с рассмотрением заявлений о недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что в более половины случаев, описанных в заявлениях, действия не подпадают под понятие недобросовестной конкуренции, данное в Законе. В частности, причиной отказа в возбуждении дела является отсутствие конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление, а также отсутствие в действиях хозяйствующих субъектов признаков недобросовестной конкуренции.

За нарушение требований статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»  в соответствии со статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц и 2 юридических лица в виде штрафов на общую сумму 238,0 тыс. рублей.

В течение 2015г.  управлением был рассмотрен ряд дел по признакам недобросовестной конкуренции на рынке производства сыров. По результатам рассмотрения одного из дел по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия признала действия предпринимателя недобросовестной конкуренцией, выразившейся в незаконном использовании наименования (обозначения) «ОМИЧКА», сходного до степени смешения с товарными знаками (знаками обслуживания) «ОМИЧКА» по свидетельствам №251966; №399925; №493361; №493362, правообладателем которых является ООО «Ястро», при производстве плавленого продукта с сыром. Предпринимателю выдано предписание о прекращении нарушения п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции». Предписание исполнено. Предприниматель привлечен к административной ответственности по ст.14.33 КоАП РФ. 

В другом случае управлением принято решение об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, т.к. не нашел подтверждение факт производства на территории Алтайского края фальсифицированной сырной продукции местными производителями.

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2015 году Алтайским краевым УФАС России возбуждено  73 (2014 – 104) дела по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции»; выявлено 73 (2014 - 103) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции»;  выдано 96 (2014- 92) предписаний органам власти (местного самоуправления) об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Конкретные рынки, на которых были выявлены нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции»:

- строительный комплекс – 4;

- жилищно-коммунальное хозяйство – 2;

- операции с недвижимым имуществом включая землю – 46;

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание – 6;

- прочие – 15.

Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам – 12;

- незаконное предоставление  государственной или муниципальной преференции –41;

- создание дискриминационных условий – 2,

- прочие нарушения – 18.   

В категории «прочие» зафиксированы нарушения общего запрета, установленного абз. 1 ч. 1 ст. 15, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и связанные с действием органов местного самоуправления по принятию нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, а также бездействию органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты.

В отчетном периоде сотрудниками Алтайского краевого УФАС России на предмет соответствия антимонопольному законодательству проверено: 6 нормативных и ненормативных актов органов законодательной власти Алтайского края, 68 нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти Алтайского края, 9 522  муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Алтайского края.

По результатам проверки указанных актов органам местного самоуправления управлением выдано 25 предписаний о приведении их в соответствие с антимонопольным законодательством, которые исполнены в полном объеме в установленный срок.

В отчетном периоде Алтайское краевое УФАС России не обращалось в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России рассмотрено 4 (2014 - 17) дела о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых выдано 4 предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений. Все предписания исполнены в полном объеме. Из указанных 4 дел: 1 – в связи с заключением договоров на оказание похоронных услуг без проведения торгов;  1 – в связи с заключением договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и 2 – в связи с заключением без проведения аукциона государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Структура выявленных нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции» по видам следующая:

- повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 0;

- необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 0;

- раздел товарного рынка – 0;

- ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 4;

- прочие нарушения – 0.

Как видно из представленных данных, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2015 году произошло уменьшение количества нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Это связано с активной работой Алтайского краевого УФАС России по выявлению нарушений на рынке пассажирских перевозок, продажи лесных насаждений, жилищно-коммунального хозяйства и похоронных услуг в 2014 году.

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе соглашений и согласованных действий с участием органов власти, решения, принятые Комиссией Алтайского краевого УФАС России, размещаются на сайте Управления.

1.1.7 Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России рассмотрено 15 (2014-13) дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения дел принято 15 решений о признании фактов нарушений, в том числе 1 с прекращением производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения, предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде не выдавались.   Структура нарушений по видам:

- координация деятельности участников торгов, запроса котировок - 0;

- создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 6 (1 – добровольное устранение);

- нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок - 1;

- участие организаторов торгов, заказчиков торгов в торгах, запросе котировок – 1;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок - 2;

- ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок - 2;

- прочие нарушения – 3.

К прочим видам нарушений были отнесены 2 нарушения, выразившиеся в утверждении и согласовании документации, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем; 1 нарушение, выразившееся в участии учредителя организатора торгов и нарушении порядка определения победителя при реализации арестованного имущества.

Решения о прекращении производства по делам в связи с отсутствием факта нарушения в отчетном периоде не принимались.

Случаи признания судом торгов, запроса котировок недействительными по результатам возбужденных антимонопольным органом дел за отчетный период отсутствуют.

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2015 году всего по статье 17.1 возбуждено 21 дело (2014- 37). По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 38 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (2014-55).

Структура нарушений по видам:

- при заключении договоров аренды – 17

- по заключению договоров безвозмездного пользования – 4

- прочие нарушения – 0

Прекращенных дел в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства не было (2014-0), 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения.

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде заявления по ст. 18 Закона «О защите конкуренции» не поступали, дела о нарушении указанной статьи не возбуждались.

1.1.10. Предоставление государственных, муниципальных преференций

В 2015 году Алтайским краевым УФАС России рассмотрено 193 (396 – 2014 год) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам.

По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 14 (18 – 2014 год) – отказано, 172 (191 – 2014 год) – удовлетворено,  7 (187 – 2014 год) – удовлетворено с введением ограничения, 0 (0 – 2014 год) – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

Структура поступивших заявлений по видам преференций следующая:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 0;

- развитие образования и науки – 2;

- проведение научных исследований – 1;

- защита окружающей среды – 25;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – 0;

- развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 1;

- развитие физической культуры и спорта – 0;

- обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 0;

- производство сельскохозяйственной продукции – 0;

- социальное обеспечение населения – 19;

  - охрана труда – 0;

- охрана здоровья граждан – 0;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 145;

- цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ – 0.

Дела о принятии мер по возврату имущества, по прекращению использования имущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, в случае несоответствия ее использования заявленным целям либо о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, если государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме в отчетном периоде не возбуждались.

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет.

Алтайским краевым УФАС России в 2015 году дел, решение по которым включено требование изъятия  в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  не возбуждалось.

1.1.12 Практика направления предостережений

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» направлено 1 предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

1.2 Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений резко сократилось количество ходатайств о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29 вышеуказанного закона.

По статье 27 Закона «О защите конкуренции» ходатайств в части создания, присоединения хозяйствующих субъектов,  в 2015г.  в Алтайское краевое УФАС России не поступало (в 2014 году -1 ходатайство).

В целях соблюдения требований статьи 28 Закона «О защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России за отчетный период рассмотрено 2 ходатайства (в 2014 году – 4 ходатайства).

При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статьи 28 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2015 г. остались такие сферы деятельности, как: агропромышленный комплекс, теплоснабжение, торговля, строительный комплекс и т.д.  - отрасли, наиболее типичные для нашего региона

Характерными примерами удовлетворенных ходатайств являются:

- ходатайство ОАО «Барнаульская генерация»  (основной вид деятельности – производство электроэнергии тепловыми электростанциями; дополнительные виды деятельности -  оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями и др.) о получении предварительного согласия на приобретение 90% долей в уставном капитале ООО «Сибирская строительная компания» (основной вид деятельности – подготовка строительного участка, дополнительные виды деятельности – испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ); сбор, очистка и распределение воды и др.) и приняло решение об удовлетворении данного ходатайства;

- ходатайство ООО «Юг Сибири» (основной вид деятельности – оптовая торговля пищевыми маслами и жирами) о приобретении в собственность 83,86% акций ПАО «Бийский маслоэкстракционный завод» (основной вид деятельности – производство неочищенных растительных масел) и 100% долей в уставном капитале  ООО «АгроСиб-Раздолье» (основной вид деятельности - производство растительных и животных масел и жиров).

По результатам рассмотрения ходатайства ООО «Юг Сибири» о приобретении в собственность 83,86% акций ПАО «Бийский маслоэкстракционный завод» и 100% долей в уставном капитале  ООО «АгроСиб-Раздолье» Алтайское краевое УФАС России приняло решение об удовлетворении данного ходатайства, с одновременной выдачей предписания.

Решение о выдаче предписания было принято в связи с тем, что в результате осуществления настоящей сделки ООО «Юг Сибири» получает влияние над хозяйствующими субъектами ПАО «Бийский маслоэкстракционный завод» и ООО «АгроСиб-Раздолье», совокупная доля которых на рынке масла растительного в Алтайском крае составляет 80,8%, что приведет к усилению концентрации на данном товарном рынке и может привести к ограничению конкуренции на нем, в том числе, в результате усиления доминирующего положения ПАО «Бийский маслоэкстракционный завод» и ООО «АгроСиб-Раздолье», становящихся группой лиц (далее – группа лиц).

Отклонение ходатайств в отчетном периоде не производилось.

В отчетном периоде уведомлений, предусмотренных статьей 31 Закона «О защите конкуренции», в Алтайское краевое УФАС России не поступало.

Нарушений по статье 34 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде не было.

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Заявлений, поданных хозяйствующими субъектами в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона «О защите конкуренции» в Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не поступало.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, в отчетном периоде не выдавались.

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Статья 38 Закона «О защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России  в 2015 году не применялась.

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» Алтайском краевым УФАС России в 2015 году приняты к сведению 4 уведомления: о приобретении ООО «Сибирская генерирующая компания»  93,26% голосов, приходящих на все акции ОАО «Барнаульская генерация»; о приобретении ООО «Сибирская генерирующая компания» 93,26% голосов, приходящих на все акции ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3», о приобретении ОАО «Барнаульская генерация» 100% акций ОАО «Барнаульская тепломагистральная компания»,  о приобретении ОАО «Барнаульская генерация»  100% акций ООО «Барнаульская водоснабжающая компания».

 1.3 Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций.

В 2015 году инспекциями управления проведено 7 (2014 - 6) выездных проверок деятельности органов власти по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 6 - плановых выездных проверок: в отношении администрации Зонального района Алтайского края (приказ № 200 от 07.08.2015), администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края (приказ № 201 от 07.08.2015), администрации Баевского района Алтайского края (приказ № 31 от 05.03.2015),  администрации Баевского сельсовета Баевского района (приказ № 32 от 05.03.2015), администрации  Кытмановского района Алтайского края (приказ № 212 от 03.09.2015), администрации Кытмановского сельского совета Кытмановского района Алтайского края (приказ № 213 от 03.09.2015).

По результатам всех проверок было возбуждено и рассмотрено 16 (2014 – 19) дел по признакам нарушения статей 15, 17.1 Закона «О защите конкуренции». Структура выявленных нарушений следующая:

- 7 (2014 – 9) дел возбуждено по признакам нарушения ст. 15 Закона «О защите конкуренции»;

- 9 (2014 – 10) дел возбуждено по признакам нарушения ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Как видно из представленных данных, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2015 году произошло незначительное снижение количества возбужденных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выявленных по результатам проверок.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

- бездействие органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты;

- случаи заключения договоров аренды (безвозмездного пользования) муниципального имущества без проведения торгов.

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не принимало решений о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Раздел 2.  Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)     

В 2015 году управлением возбуждено и рассмотрено 6 (в 2014 году - 4)  дел по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле. По итогам рассмотрения дел принято 6 решений о признании фактов нарушений, в том числе 3 с прекращением производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения.

Нарушения выразились в издании нормативных актов, устанавливающих необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, а так же не включение в схему размещения нестационарных  торговых объектов и исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов фактически существующих объектов.  

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике       

Решений Алтайским краевым УФАС России о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики не принималось. Иски о принудительной  продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики, в арбитражный суд алтайского края не подавались.

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2015 году Алтайским краевым УФАС России рассмотрено 344 письменных обращения, связанных с применением  законодательства о рекламе, в том числе 209 заявлений о нарушении законодательства; 59 обращений хозяйствующих субъектов о даче консультации по применению законодательства о рекламе.

Рассмотрено 390 фактов, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе, при этом, по 233 фактам возбуждено 172 дела в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с незаконной смс-рекламой, рекламой алкогольной продукции, рекламой медицинских услуг и БАДов.

По всем выявленным фактам нарушений законодательства о рекламе приняты соответствующие меры по их пресечению: по результатам рассмотрения возбужденных дел выдано 209 предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

Раздел 5.  Контроль в сфере закупок

Алтайским краевым УФАС России в 2015 году рассмотрено  552  жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд. 

127 жалоб были возвращены заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о контрактной системе, 41  жалоба была заявителями отозвана.

Комиссией по контролю в сфере размещения заказа УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 384 жалобы, из них 107 жалоб (28%) были признаны обоснованными.

По результатам рассмотрения жалоб участников выявлено 111  закупок, проведенных с нарушениями, государственным и муниципальным заказчикам выдано 102 обязательных для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере закупок.

Наиболее частым и характерным нарушением является нарушение порядка отбора участников закупок.

С целью выявления и пресечения нарушений в сфере закупок УФАС по Алтайскому краю в 2015 году проведено 3 плановых и 155 внеплановых проверок соблюдения законодательства о закупках, в результате которых выявлено 962 закупки, проведенных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями закона о контрактной системе. Выдано 46  обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.

Алтайским краевым УФАС России за 2015 год рассмотрено 131 обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии управления  в 79 случаях приняты решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. По результатам рассмотрения обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков выдано 51 предписание.

Раздел 6.  Практика применения мер административной ответственности  в соответствии с требованиями КоАП РФ.        

За 2015 год всего вынесено 190 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 4028,1 тыс. рублей. Общая сумма оплаченных штрафов составила 5635,3 тысячи рублей.

В том числе,

- за нарушения антимонопольного законодательства вынесено  40 постановлений на общую сумму 1727,6 тыс. рублей,  Общая сумма оплаченных штрафов с учетом переходящих с прошлого периода - 3488,2 тыс. рублей.

- за нарушения законодательства о рекламе вынесено 63 постановления о привлечении к административной ответственности, нарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 422,5 тыс. рублей. Общая сумма оплаченных штрафов с учетом переходящих с прошлого периода - 520,6 тыс. рублей. 

- за нарушения законодательства о закупках вынесено 87 постановлений о наложении штрафов, общая сумма наложенных штрафов составила 1878 тысяч рублей. Сумма исполненных штрафов, с учётом выданных в 2014 году постановлений, составила 1424 тыс. рублей.

По статье 20.25 КоАП РФ лица к административной ответственности не привлекались.

Случаи вынесения судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным управлением ФАС по Алтайскому краю, в 2015 году отсутствуют.

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России дела в судебные органы не передавались. 

Раздел 7. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями. 

В 2015 году обжаловано 66 решений Алтайского краевого УФАС России по всем направлениям контролируемого законодательства, из них признаны законными – 45 решений, отменены – 14 решений, в стадии обжалования по состоянию на 01.01.2016г. – 28 решений. Решений управления признанных судом частично недействительными в отчетном периоде не было.