Без права на герб

 

Путаница в законах не дает развиваться конкуренции на рынке допобразования

В конце октября ФАС возбудила дело против Рособрнадзора. Причина - ограничение конкуренции на рынке дополнительного профессионального образования (ДПО). Рособрнадзор аккредитовывал вузы таким образом, что центры профессиональной переподготовки кадров при них имели право выдавать своим ученикам дипломы государственного образца по множеству программ ДПО. По закону же с начала этого года могут быть аккредитованы только две такие программы. Частные учреждения ДПО, таким образом, по большей части лишились возможности выдавать ученикам "гособразец", а аккредитованные вузы - выдают. 9 ноября антимонопольная служба официально объявила это нарушением Закона "О защите конкуренции". Однако проблема до сих пор не решена, и конкретных путей ее решения эксперты не видят.

Ошибка надзора

По закону в приложении к свидетельству о госаккредитации вузов должен быть список программ дополнительного образования, по которым работает заведение. Вместо этого списка Рособрнадзор одобрял такую запись: "Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза". Так перечень программ ДПО в вузах расширился до списка всех программ высшего образования, по которым в них преподают.

Виталий Панченко, директор автономной некоммерческой организации "Алтайский институт госзакупок", говорит, что частным образовательным организациям в таких условиях выживать сложно. Все ученики в его институте мечтают получить документ именно гособразца.

"Сегодня только к двум программам ДПО установлены федеральные государственные требования. Именно поэтому аккредитация остальных с начала 2011 года прекращена. В связи с этим учебные заведения, реализующие курсы повышения квалификации и программы переподготовки, у которых срок аккредитации заканчивается в ближайшее время, задаются вопросом: что делать?" - обозначает проблему г-н Панченко.

ФАС предписала Рособрнадзору до 14 декабря привести в соответствие с законодательством приказы о государственной аккредитации образовательных и научных учреждений. После чего ведомство должно проинформировать все организации, задействованные в учебном процессе ДПО (включая вузы), о том, как оно собирается исправлять свою ошибку.

Виктору Беляеву, директору центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по программе "Экономика и управление бизнесом" при АлтГУ, про нарушения Рособрнадзора пока никто не сообщал. А вот проректор АлГТУ Владимир Синицын об этом знает. Но неправым свой университет в данной ситуации он не считает.

"Какие действия будут теперь предприняты, мне не совсем понятно, - говорит г-н Синицын. - Что же, я должен буду объявить ученикам, которые в сентябре начали обучаться по госпрограммам, что они не получат соответствующий диплом? Когда наш университет проверяли, все до единой программы ДПО были представлены эксперту! И я сам как федеральный эксперт Рособрнадзора буду стоять на своем.

А то, что наши программы не имели права аккредитовывать из-за отсутствия госстандартов, вопрос не к нашей организации".

Образец против брэнда

Отсутствие государственной аккредитации большинства программ ДПО само по себе скорее плюс, чем минус. Необходимость такого рода контроля образования вызывает сомнения у многих экспертов. "Должен признать, что представители Министерства образования при проверке нашего заведения оценивают работу скорее по формальным признакам. А ее суть остается вне поля зрения", - считает Виктор Беляев.

Руководители частных образовательных учреждений и вовсе говорят однозначно: госаккредитация, по сути, лишь формальность. Частный учебный центр "Ризлитт" вышел из-под государственного контроля примерно полтора года назад. Но даже в "аккредитованный" период центр выдавал документы установленного образца. "Я считаю такой вид более весомым, чем государственный: у каждой фирмы должен быть свой брэнд, - уверен Валерий Шептур, заместитель директора "Ризлитта". - В случае с образовательной компанией свидетельство о прохождении курса - часть этого брэнда. Репутация организации должна в первую очередь подтверждаться довольными клиентами, в данном случае - учениками".

Именно поэтому в большинстве развитых стран нет такого понятия, как образовательный документ единого гособразца. Гарвард, Кембридж, Сорбонна и другие известные заведения выпускают учеников с документами собственного вида. Это заставляет образовательные учреждения нести полную ответственность за качество своих услуг и развивает конкуренцию.

"К нам идут не за корочками и не за гербом на них. Занятия с преподавателями-практиками - вот что интересует наших учеников. Государственная аккредитация не является основным критерием для тех, кто идет обучаться в нашу организацию", - говорит Оксана Небольсина, руководитель центра компьютерного обучения "Галаксеон". Лицензию предприятие получать не планирует за ненадобностью.

Однако "гособразец" до сих пор популярен потому, что именно его требует от своих сотрудников большинство работодателей, как предприниматели, так и разного рода ведомства. Работа Минсельхоза, таможенной службы и других структур основана на нескольких ведомственных актах. В них отмечено: повышение квалификации работника возможно только в аккредитованных государством учреждениях. "В нашем случае об этом говорится в двух документах: в приказе Федеральной таможенной службы N 915 и в Указе президента РФ N 1474", - подтвердила Наталья Юрченко, начальник отделения по подготовке кадров Алтайской таможни.

Согласно распоряжению ФАС по делу с Рособрнадзором такие положения теперь являются "признаком нарушения антимонопольного законодательства" и не имеют права на жизнь. Но в "Алтайском институте госзакупок" прогнозируют, что вряд ли в законных актах что-то изменится скоро.

Нужно, но рано

По данным краевого управления по образованию, в Алтайском крае 218 учреждений дополнительного профессионального образования, из них лишь 21 - государственные. Существует мнение, что госаккредитация необходима прежде всего для борьбы с фирмами- однодневками. "Наша компания на рынке уже более 15 лет: безусловно, грамотный клиент в первую очередь обращает внимание на опыт учреждения и положительные отзывы слушателей, уже прошедших обучение. Но сегодня на рынок образования может выйти любой, просто зарегистрировавшись как ИП", - комментирует Оксана Небольсина.

В том числе поэтому государство, по мнению экспертов, нескоро выпустит образование из-под контроля. Между тем западная модель этой системы строится на общественной аккредитации. Вузы проверяют независимые агентства, которым плохо работать невыгодно: при потере доверия они утратят свой статус аккредитующего учреждения.

"Общественная аккредитация скоро уравняется с государственной, - полагает Людмила Сазонова, и. о. проректора по учебной работе Алтайской академии экономики и права, первого негосударственного вуза края. Однако пока ее нельзя назвать устоявшейся, окрепшей. В России признаваемых организаций такого рода всего пять, самая известная из них - независимое агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК)".

Александр Коваленко, руководитель отдела методологии АККОРК, отмечает, что государство не должно контролировать сферу образования. Однако российское гражданское общество пока недостаточно развито для такого шага. "Противодействие идет, и со стороны руководителей вузов, - добавил г-н Коваленко. - Одно дело, когда они ведут диалог с государственными инстанциями, где все - их друзья и знакомые. Другое дело, когда приходят, люди, которым невыгодно говорить неправду".

"Основная проблема - в головах. Если законные акты можно проработать, то как изъять из сознания людей стереотип о важности госаккредитации, неизвестно. А он к тому же постоянно стимулируется рекламой со стороны учебных заведений, в которой прямо говорится: "Мы выдаем документы гособразца!" ?-резюмирует Виталий Панченко. Он считает, что на первых порах борьбу со стереотипами необходимо устранить конкурентное преимущество вузов (возможность выдавать гособразец по программам ДПО). Вузы при этом не понимают, как в таком, случае быть с учениками, уже начавшими обучение ради документов с государственным гербом. ФАС свой ход сделала. Ответный - за Рособрнадзором, и ждать его надо в середине декабря.

СПРАВКА

Полтысячи - на самоконтроле

Отсутствие федеральных государственных требований (ФГТ) к большинству программ ДПО связано с переходом российской системы образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты. ФГТ на сегодняшний день находятся в разработке. Пока они установлены к двум программам ДПО: повышение квалификации специалистов по таможенным операциям и повышение квалификации руководителей частных, охранных организаций. Всего на рынке дополнительного профессионального образования существует более 500 программ.