• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Законопроект об унитарных предприятиях принят во II чтении

Документ разработан во исполнение положений Национального плана развития конкуренции* и направлен на защиту локальных рынков от монополизации
 
Законопроект о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках принят Государственной Думой во втором чтении.
 
«В декабре 2018-го законопроект был принят в первом чтении. В течение 2019 года он дорабатывался с учетом мнений всех заинтересованных органов и организаций. Большинство предложений коллег, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации были учтены при доработке законопроекта», - уточнил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.
 
В законопроекте, прошедшем второе чтении, сохранилась концепция, заложенная Правительством Российской Федерации, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий. Был расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий.
 
Так, унитарные предприятия могут создаваться для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также унитарные предприятия могут создаваться в случаях осуществления деятельности по развитию культуры, искусства, кинематографии и сохранению культурных ценностей, в случаях осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения функционирования ряда федеральных органов исполнительной власти, а также в области обращения с радиоактивными отходами.
 
«Запрет деятельности унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУПов и МУПов на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты», - подчеркнул Сергей Пузыревский.
Отметим, что на сегодняшний день документ дополнен нормой, предусматривающей возможность принятия Правительством по мотивированному представлению главы субъекта решения о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайных ситуаций либо недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.
 
Переходный период, в течение которого деятельность унитарных предприятий, не соответствующих антимонопольным требованиям, должна быть прекращена, составит 5 лет. Таким образом, к 1 января 2025 года работа таких предприятий на конкурентных рынках должна быть прекращена.
 
«Наличие унитарных предприятий на конкурентных рынках оказывает негативное влияние на конкуренцию и влечет к их монополизации Деятельность ГУПов и МУПов непрозрачна, что может приводить к злоупотреблениям», - уточнил заместитель руководителя ФАС России.
 
По состоянию на 1 января 2019 года в Российской Федерации было зарегистрировано 16 867 унитарных предприятий, что на 49% больше по сравнению с данными за 1 января 2013 года. Более трети (38%) таких предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией, таких как сделки с недвижимостью, аренда, торговля.
 
Законопроект готовится к рассмотрению в III чтении 13 декабря 2019 года.
 
Справочно:
* В соответствии с пп. «а» п. 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618.