Алтайские закупщики сырого молока подозреваются в ценовом сговоре

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю возбудило дело в отношении трёх закупщиков сырого молока, работающих в  Усть-Калманском районе Алтайского края. В их действиях выявлены признаки заключения соглашения, приводящего к установлению и поддержанию закупочных цен на данную продукцию. Об этом сегодня представителям региональных СМИ сообщил заместитель руководителя Алтайского краевого УФАС России Сергей Скорик в ходе брифинга.
 
Причиной внимания антимонопольного органа к   рынку производства и реализации сырого молока стали обращения владельцев личных подсобных хозяйств из 16 районов края с жалобами на существенное снижение уровня закупочных цен в феврале на  данном агропродовольственном рынке. 
 
Управление с целью оценки обоснованности снижения цен на сырое молоко запросило у закупщиков и крупных молочных компаний края данные о действующих закупочных ценах, а также  об экономическом обосновании установленных цен.  
 
По результатам анализа поступившей информации в настоящее время у антимонопольной службы возникли вопросы к трем молокосборщикам – АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Шаталову и ИП Жукову, закупающим  молоко  в Усть-Калманском районе.
 
Как показала предварительная проверка, в декабре-январе у всех трёх закупщиков действовала цена в 17 рублей, а в феврале на территории района произошло снижение закупочных цен за литр сырого молока. Причем все закупщики цену снижали одновременно: в одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен. Так, с 1 февраля все трое установили цену в 16 рублей, а в последующем - с 16 февраля, используя эту же схему синхронности, двое ИП  снизили цену до 15 рублей. 
 
При этом установлено, что индивидуальные предприниматели сдают молоко на ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» по разнящимся в 50 копеек базовым ценам, а АО «Барнаульский молочный комбинат», являясь крупным перерабатывающим предприятиям, использует схемы закупа молока как напрямую у населения, так и через юридических лиц, в связи с чем несёт отличающиеся от ИП затраты на закуп сырья. 
 
Поэтому, по предварительным оценкам управления, одномоментное снижение и установление одинаковых закупочных цен свидетельствует о том, что предприниматели отказались от самостоятельной ценовой политики. В данном обстоятельстве усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции», запрещающей соглашения, приводящие к установлению и поддержанию цен.
 
Рассмотрение дела назначено на 26 апреля.
 
С целью контроля обоснованности ценовой политики хозяйствующих субъектов и установления  возможных нарушений антимонопольного законодательства управление продолжает проверки обращений граждан по фактам снижения закупочных цен на рынке закупа  молока.  
 
По результатам мониторинга в 7 районах региона -  Усть-Пристанском, Новичихинском, Третьяковском, Локтевском, Каменском, Троицком и Краснощековском, - также зафиксировано снижение цены, однако, признаков сговора либо согласованных действий, запрещённых антимонопольным законодательством, не установлено. В данных районах сборщики молока производили различные доплаты населению исходя из объема и качества сдаваемого молока. Кроме того, одной из причин снижения цены на молоко стало понижение закупочных цен заводами-переработчиками и иными посредниками, которое, по информации управления, связано, в том числе с необходимостью поддержания рентабельности производства.
 
В настоящее время, продолжаются проверки рынка закупа молока в Змеиногорском, Поспелихинском, Егорьевском, Родинском, Чарышском, Угловском, Волчихинском и Алейском районах. При установлении признаков нарушений антимонопольного законодательства управлением будут также приняты меры антимонопольного регулирования.