Решение по делу № 31-ФАС22-АМ/09-14

Номер дела: № 31-ФАС22-АМ/09-14
Дата публикации: 27 ноября 2014, 17:28

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2014г.                              г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

<…>,

Щ<…>

рассмотрев дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Васильевой (656057, Алтайский край, г.Барнаул, <…>), ИП Володькиным (658156, Алтайский край, Усть-Калманский район, <…>), СПСК «Кабановский» (658165, Алтайский край, Усть-Калманский район, с.Кабаново, ул.Ползунова, 7), ООО «Предгорье Алтая» (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Усть-Калманского района Алтайского края (вх. № 7751 от 22.07.2014, вх. № 7755 от 22.07.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

            Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Калманского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

ООО «Предгорье Алтая»; ИП Шаталов; ИП Жуков; ИП Васильев; ИП Васильева; ИП Гончарова; ИП Лысункин  ; ИП Володькин; СПСК «Кабановский».

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения в январе текущего года характеризовалась закупочными ценами в размере 17-21 руб. за 1 л. сырого коровьего молока. С  апреля 2014 года по июль 2014г года прослеживается снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с 19 рублей за 1 л. сырого коровьего молока до 11 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.

Так как у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина. и ИП  Васильевой, исходя из первичных документов, поступивших в управление ФАС по Алтайскому краю,  в некоторые периоды времени с апреля 2014 года по июль 2014 года  действовали одинаковые цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, антимонопольным органом было принято решение о возбуждении настоящего дела.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела представители СПСК «Кабановский», ИП Васильевой пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в весенне-летний период 2014г. предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Однако, согласно дополнительно представленных в заседание Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю документов и материалов СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным, ИП  Васильевой  указанные хозяйствующие субъекты устанавливали цены на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в рассматриваемый период времени, исходя из собственных затрат на закуп 1 литра молока, с учетом цен, по которым молоко сдавалось далее для переработки.

Так, в апреле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 17,47 руб. до 17,77 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 19 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 19 руб. со снижением к концу месяца до 16 руб., ИП  Васильева– по цене 18 руб.

В мае 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13,85 руб. до 14, 69 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 17 руб., ИП Володькин –  в начале месяца по цене 16 руб. со снижением с середины месяца до 13 руб., ИП  Васильева  – по цене 14 руб. 

В июне 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 13 руб., ИП Володькин  –  в начале месяца по цене 13 руб. со снижением во второй декаде месяца до 12 руб., ИП  Васильева  – по цене 12,5 руб. 

В июле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. до 14, 32 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 11 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 12 руб. со снижением с 6 июня до 11 руб., ИП  Васильева – по цене 12 руб. 

Согласно информации, имеющейся в управлении ФАС по Алтайскому краю, в октябре 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Усть-Калманского района Алтайского края у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  также различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Вышеизложенное дает основание отрицать наличие косвенных или прямых признаков заключения между СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время.

Таким образом, в рассмотренных действиях СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой при установлении цен на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время нарушений пункта 1  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 в отношении СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой  прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

   <…>        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 10745 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 31-ФАС22-АМ/09-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10745 [type] => solution [language] => ru [created] => 1417087763 [changed] => 1417087763 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1417087763 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2014г.                              г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

<…>,

Щ<…>

рассмотрев дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Васильевой (656057, Алтайский край, г.Барнаул, <…>), ИП Володькиным (658156, Алтайский край, Усть-Калманский район, <…>), СПСК «Кабановский» (658165, Алтайский край, Усть-Калманский район, с.Кабаново, ул.Ползунова, 7), ООО «Предгорье Алтая» (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Усть-Калманского района Алтайского края (вх. № 7751 от 22.07.2014, вх. № 7755 от 22.07.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

            Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Калманского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

ООО «Предгорье Алтая»; ИП Шаталов; ИП Жуков; ИП Васильев; ИП Васильева; ИП Гончарова; ИП Лысункин  ; ИП Володькин; СПСК «Кабановский».

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения в январе текущего года характеризовалась закупочными ценами в размере 17-21 руб. за 1 л. сырого коровьего молока. С  апреля 2014 года по июль 2014г года прослеживается снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с 19 рублей за 1 л. сырого коровьего молока до 11 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.

Так как у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина. и ИП  Васильевой, исходя из первичных документов, поступивших в управление ФАС по Алтайскому краю,  в некоторые периоды времени с апреля 2014 года по июль 2014 года  действовали одинаковые цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, антимонопольным органом было принято решение о возбуждении настоящего дела.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела представители СПСК «Кабановский», ИП Васильевой пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в весенне-летний период 2014г. предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Однако, согласно дополнительно представленных в заседание Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю документов и материалов СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным, ИП  Васильевой  указанные хозяйствующие субъекты устанавливали цены на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в рассматриваемый период времени, исходя из собственных затрат на закуп 1 литра молока, с учетом цен, по которым молоко сдавалось далее для переработки.

Так, в апреле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 17,47 руб. до 17,77 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 19 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 19 руб. со снижением к концу месяца до 16 руб., ИП  Васильева– по цене 18 руб.

В мае 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13,85 руб. до 14, 69 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 17 руб., ИП Володькин –  в начале месяца по цене 16 руб. со снижением с середины месяца до 13 руб., ИП  Васильева  – по цене 14 руб. 

В июне 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 13 руб., ИП Володькин  –  в начале месяца по цене 13 руб. со снижением во второй декаде месяца до 12 руб., ИП  Васильева  – по цене 12,5 руб. 

В июле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. до 14, 32 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 11 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 12 руб. со снижением с 6 июня до 11 руб., ИП  Васильева – по цене 12 руб. 

Согласно информации, имеющейся в управлении ФАС по Алтайскому краю, в октябре 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Усть-Калманского района Алтайского края у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  также различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Вышеизложенное дает основание отрицать наличие косвенных или прямых признаков заключения между СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время.

Таким образом, в рассмотренных действиях СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой при установлении цен на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время нарушений пункта 1  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 в отношении СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой  прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

   <…>        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2014г.                              г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2014г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии:

К<…>,

<…>,

Щ<…>

рассмотрев дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Васильевой (656057, Алтайский край, г.Барнаул, <…>), ИП Володькиным (658156, Алтайский край, Усть-Калманский район, <…>), СПСК «Кабановский» (658165, Алтайский край, Усть-Калманский район, с.Кабаново, ул.Ползунова, 7), ООО «Предгорье Алтая» (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область) пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Усть-Калманского района Алтайского края (вх. № 7751 от 22.07.2014, вх. № 7755 от 22.07.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

            Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Калманского района осуществляют деятельность  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):

ООО «Предгорье Алтая»; ИП Шаталов; ИП Жуков; ИП Васильев; ИП Васильева; ИП Гончарова; ИП Лысункин  ; ИП Володькин; СПСК «Кабановский».

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения в январе текущего года характеризовалась закупочными ценами в размере 17-21 руб. за 1 л. сырого коровьего молока. С  апреля 2014 года по июль 2014г года прослеживается снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с 19 рублей за 1 л. сырого коровьего молока до 11 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.

Так как у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина. и ИП  Васильевой, исходя из первичных документов, поступивших в управление ФАС по Алтайскому краю,  в некоторые периоды времени с апреля 2014 года по июль 2014 года  действовали одинаковые цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, антимонопольным органом было принято решение о возбуждении настоящего дела.

Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела представители СПСК «Кабановский», ИП Васильевой пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в весенне-летний период 2014г. предприятиями, покупающими сырое коровье молоко у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина и ИП  Васильевой на основании заключенных  договоров поставки либо агентских договоров.

Однако, согласно дополнительно представленных в заседание Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю документов и материалов СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным, ИП  Васильевой  указанные хозяйствующие субъекты устанавливали цены на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в рассматриваемый период времени, исходя из собственных затрат на закуп 1 литра молока, с учетом цен, по которым молоко сдавалось далее для переработки.

Так, в апреле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 17,47 руб. до 17,77 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 19 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 19 руб. со снижением к концу месяца до 16 руб., ИП  Васильева– по цене 18 руб.

В мае 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13,85 руб. до 14, 69 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 17 руб., ИП Володькин –  в начале месяца по цене 16 руб. со снижением с середины месяца до 13 руб., ИП  Васильева  – по цене 14 руб. 

В июне 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 13 руб., ИП Володькин  –  в начале месяца по цене 13 руб. со снижением во второй декаде месяца до 12 руб., ИП  Васильева  – по цене 12,5 руб. 

В июле 2014 года СПСК «Кабановский» осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края по цене от 13 руб. до 14, 32 руб. за 1 л. сырого коровьего молока;  ООО «Предгорье Алтая» - по цене 11 руб., ИП Володькин–  в начале месяца по цене 12 руб. со снижением с 6 июня до 11 руб., ИП  Васильева – по цене 12 руб. 

Согласно информации, имеющейся в управлении ФАС по Алтайскому краю, в октябре 2014 года цена услуги по закупу сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств на территории Усть-Калманского района Алтайского края у СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  также различная, что подтверждается копиями представленных документов.

Вышеизложенное дает основание отрицать наличие косвенных или прямых признаков заключения между СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькиным , ИП  Васильевой  соглашения, приводящего к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время.

Таким образом, в рассмотренных действиях СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой при установлении цен на услугу по закупу сырого коровьего молока от населения Усть-Калманского района Алтайского края в период с апреля 2014 года по настоящее время нарушений пункта 1  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Дело № 31-ФАС22-АМ/09-14 в отношении СПСК «Кабановский», ООО «Предгорье Алтая», ИП Володькина, ИП  Васильевой  прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

   <…>        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 31-ФАС22-АМ/09-14 [format] => [safe_value] => № 31-ФАС22-АМ/09-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 96 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 96 [vid] => 6 [name] => Агропромышленный комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-27 11:28:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-24 11:28:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1417087763 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )