Решение по делу № 125-ФАС22-ОВ/09-14

Номер дела: № 125-ФАС22-ОВ/09-14
Дата публикации: 21 октября 2014, 11:47

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 г.                                     г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 октября  2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

рассмотрев дело № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в принятии нормативного акта, отдельные нормы которого противоречат антимонопольному законодательству (Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а также по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края  абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в невнесении изменений в Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок регулирования торговой деятельности на территории муниципальных образований Алтайского края, было установлено, что на территории Тальменского района действуют Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района, Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района и Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (утв. решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284).

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 381 от 24.09.2014 в отношении Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 125-ФАС22-ОВ/09-14.

От Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 125-ФАС22-ОВ/09-14 без участия представителей.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора. 

Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность организаций, мелкорозничной торговой сети согласовывать с органами местного самоуправления и Роспотребнадзором ассортиментный перечень реализуемых товаров.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, федеральным законодательством размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения таких  объектов, но внесение в нее изменений не может служить основанием для досрочного прекращения размещения нестационарных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, требование об обязательном согласовании с  территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров, а также досрочное прекращение размещения нестационарных объектов не предусмотрено федеральным законодательством и может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) нарушают требования абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», бездействие Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в  пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), нарушают требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Признать бездействие Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

3. Выдать Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

 

            <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 125-ФАС22-ОВ/09-14

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б<…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2014г. по делу № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по факту нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края в срок до 28 ноября 2014 года прекратить нарушение абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по факту принятия нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), и невнесение изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а именно: привести пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4, пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284 в соответствие с требованиями абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 10, абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

stdClass Object ( [vid] => 10539 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 125-ФАС22-ОВ/09-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10539 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413866971 [changed] => 1413866971 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413866971 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 г.                                     г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 октября  2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

рассмотрев дело № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в принятии нормативного акта, отдельные нормы которого противоречат антимонопольному законодательству (Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а также по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края  абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в невнесении изменений в Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок регулирования торговой деятельности на территории муниципальных образований Алтайского края, было установлено, что на территории Тальменского района действуют Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района, Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района и Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (утв. решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284).

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 381 от 24.09.2014 в отношении Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 125-ФАС22-ОВ/09-14.

От Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 125-ФАС22-ОВ/09-14 без участия представителей.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора. 

Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность организаций, мелкорозничной торговой сети согласовывать с органами местного самоуправления и Роспотребнадзором ассортиментный перечень реализуемых товаров.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, федеральным законодательством размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения таких  объектов, но внесение в нее изменений не может служить основанием для досрочного прекращения размещения нестационарных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, требование об обязательном согласовании с  территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров, а также досрочное прекращение размещения нестационарных объектов не предусмотрено федеральным законодательством и может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) нарушают требования абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», бездействие Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в  пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), нарушают требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Признать бездействие Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

3. Выдать Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

 

            <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 125-ФАС22-ОВ/09-14

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б<…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2014г. по делу № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по факту нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края в срок до 28 ноября 2014 года прекратить нарушение абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по факту принятия нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), и невнесение изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а именно: привести пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4, пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284 в соответствие с требованиями абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 10, абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 г.                                     г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 октября  2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б <…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

рассмотрев дело № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в принятии нормативного акта, отдельные нормы которого противоречат антимонопольному законодательству (Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а также по признакам нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края  абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в невнесении изменений в Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок регулирования торговой деятельности на территории муниципальных образований Алтайского края, было установлено, что на территории Тальменского района действуют Порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района, Порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района и Порядок организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (утв. решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284).

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 381 от 24.09.2014 в отношении Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 125-ФАС22-ОВ/09-14.

От Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края Алтайского края поступило ходатайство о рассмотрении дела № 125-ФАС22-ОВ/09-14 без участия представителей.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 5 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) мелкорозничная торговая сеть осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров в ограниченном ассортименте продукции общественного питания (ассортиментный перечень, согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора) фрукты и овощи, напитки.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что ассортиментный перечень реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров в мелкорозничной торговле разрабатывается предприятием торговли самостоятельно и согласовывается с территориальным органом Госсанэпиднадзора для каждого конкретного объекта мелкорозничной торговой сети, с учетом местных условий, а также с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется торговля.

Абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) устанавливает, что при реализации товаров каждый объект мелкорозничной торговли должен иметь ассортиментный перечень, согласованный с  территориальным органом Госсанэпиднадзора.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) предусмотрено, что в случае принятия решения о размещении павильонов и киосков заявитель в течении одного месяца представляет в том числе, заключение отдела территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Роспотребнадзор) с приложением ассортиментного перечня. Предоставление такого же документа предусмотрено и для оформления лотков и автомагазинов, при продаже бахчевого развала.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) ассортиментный перечень реализуемых товаров при проведении культурно-массовых мероприятий составляется предприятием торговли самостоятельно с учетом требований оргкомитета и территориального органа Госсанэпидназора. 

Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность организаций, мелкорозничной торговой сети согласовывать с органами местного самоуправления и Роспотребнадзором ассортиментный перечень реализуемых товаров.

Согласно пункту 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) основанием для досрочного прекращения разрешения по решению администрации поссовета или сельсовета может стать внесение изменений в схему размещения объектов мелкорозничной сети, исключающую дальнейшее размещение объекта по данному адресу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, федеральным законодательством размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения таких  объектов, но внесение в нее изменений не может служить основанием для досрочного прекращения размещения нестационарных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, требование об обязательном согласовании с  территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров, а также досрочное прекращение размещения нестационарных объектов не предусмотрено федеральным законодательством и может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3)  к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284) нарушают требования абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», бездействие Тальменского районного Совета народных  депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в  пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), нарушают требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в принятии нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29 Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Признать бездействие Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

3. Выдать Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

 

            <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 125-ФАС22-ОВ/09-14

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Б<…>,

Члены Комиссии:

С<…>;

О<…>,

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2014г. по делу № 125-ФАС22-ОВ/09-14 по факту нарушения Тальменским районным Советом народных  депутатов Алтайского края абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края в срок до 28 ноября 2014 года прекратить нарушение абзаца 1  части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по факту принятия нормативного акта, предусматривающего обязательное согласование территориальным отделом Роспотребнадзора (Госсанэпиднадзор) ассортиментного перечня реализуемых продовольственных (сопутствующих) товаров  (пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), и невнесение изменений в пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2 к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284), а именно: привести пункт 5, 6, абзац 5 пункта 29  Порядка организации мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 1), абзац 3 пункта 4, пункт 9 Порядка выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тальменского района (приложение № 2), пункт 5 Порядка организации торговли мелкой розницей при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий (приложение № 3) к решению Тальменского районного Совета народных депутатов от 18.05.2006 № 284 в соответствие с требованиями абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 10, абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 125-ФАС22-ОВ/09-14 [format] => [safe_value] => № 125-ФАС22-ОВ/09-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Алтайского краевого УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках; за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Алтайском крае антимонопольного законодательства. Также управление выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. 

 

Антимонопольный комплаенс

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-21 04:47:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-16 04:47:00 [timezone] => Asia/Barnaul [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413866971 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское краевое УФАС России )