• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2013 год

      Итоги деятельности Алтайского краевого УФАС России по основным направлениям в 2013 году характеризуются следующей информацией и показателями.

 

Антимонопольный контроль

 

1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции (далее - Закон «О защите конкуренции»).

 

Алтайским краевым УФАС России в  2013 году рассмотрено –  431 заявление. В отчетном периоде отмечается незначительный рост количества обращений по статье 17 Закона «О защите конкуренции», при этом в качестве положительных моментов можно отметить   желание предпринимателей легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.

2. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»).

В 2013 году в адрес управления поступило 262 заявления по признакам нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых выдано 10 предупреждений, возбуждено 49 дел о нарушении антимонопольного законодательства;  по 210 заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

По видам количество выявленных нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» распределилось следующим образом:

-  установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1;

-  навязывание невыгодных условий договора – 1 (в части выдачи технических условий, регламентированных постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83, на подключение проектируемых жилых домов к централизованным сетям водоснабжения с требованием   замены участка ветхого водопровода из металла на новый – из полиэтиленовых труб);

-  необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 23 (в том числе, необоснованное уклонение от выдачи технических условий,  предусмотренных постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83, на подключение объектов капитального строительства к инженерным сетям);

-  необоснованный отказ от заключения договора – 9;

-  создание дискриминационных условий – 3;

-  нарушение порядка ценообразования – 10;

прочие нарушения – 5. Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: необоснованное сокращение или прекращение производства товара; необоснованный отказ от заключения договора; нарушение порядка ценообразования.

 В отчетном периоде к «прочим нарушениям» отнесены действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц, такие как:

- необоснованные требования сетевых организаций о выносе индивидуальных приборов учета электрической энергии из жилых домов на фасады здания (опоры линий электропередач и т.п.) - 2;

-     нарушение порядка передачи показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии и направления платежных документов на оплату коммунальных услуг, предусмотренного постановлением Правительства РФ  от 06.05.2011 № 354,   - 3.

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России   хозяйствующим субъектам,  занимающим доминирующее положение, было выдано 10 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде выдано 10 предупреждений. По признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде предупреждения не выдавались. В установленный срок  3 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, были исполнены, 2 предупреждения находятся в стадии исполнения и в 5 случаях предупреждения не были выполнены, в  связи, с чем  было принято решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Всего в  2013 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции» 52дела. В 49 случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства: хозяйствующим субъектам выдано  38 соответствующих предписаний; 11 дел прекращено согласно пункту 1 части 1 статьи  48 Закона  «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения. В трех случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства. 

3. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»).

Алтайским краевым УФАС России в 2013 году выявлено 3 нарушения части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», из них:  2 - на товарном рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и на товарном рынке производства и оптовой реализации яйца куриного,  1 – при проведении открытого аукциона в электронной форме для муниципальных нужд.

По итогам рассмотрения 3 дел, возбужденных по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выданы предписания.

4. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским краевым УФАС России в 2013 году не выявлено признаков нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции». Дела не возбуждались.

5. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона          «О защите конкуренции»)

В 2013 году в управление поступило 35  заявлений о нарушении ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых в 12 случаях установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 12 дел. По результатам рассмотрения принято          10 решений о наличии нарушений, выдано 9 предписаний о прекращении нарушений; по результатам рассмотрения двух дел приняты решения о прекращении дела в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде исполнено 10 предписаний (в т. ч. 1 предписание, выданное в 2012 году).

Анализ динамики показателей, связанных с рассмотрением заявлений о недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что в более половины случаев описанные в заявлениях действия не попадают под понятие недобросовестной конкуренции, данное в Законе, в частности, причиной отказа в возбуждении дела является отсутствие конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление, а также отсутствие в действиях хозяйствующих субъектов признаков недобросовестной конкуренции.

По части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц в виде штрафов на общую сумму 92,0 тыс. рублей.

6. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году Алтайским краевым УФАС возбуждено  72 дела по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлено 66  нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выдано 51  предписание органам власти (местного самоуправления) об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции. 9 дел прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Рост прекращенных производств по возбужденным делам в связи с отсутствием факта нарушения по сравнению с предыдущим годом является незначительным - 6 дел .

По сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2013 году произошло снижение количества нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Это связано с активной работой УФАС по Алтайскому краю по выявлению и пресечению нарушений на рынке операций с недвижимым имуществом, включая землю, а также на рынке похоронных услуг, проведенной ранее, в 2012 году.

Конкретные рынки, на которых были выявлены нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», следующие:

- автомобильный транспорт – 4;

- жилищно-коммунальное хозяйство – 15;

- операции с недвижимым имуществом включая землю – 16;

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание – 4;

- похоронных услуг – 2;

- прочие - 25

Как и в предыдущие отчетные периоды, в общем массиве нарушений в качестве субъекта ответственности преобладают, прежде всего, органы местного самоуправления.

Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам – 5;

-  незаконное предоставление  государственной или муниципальной преференции – 31;

-     создание дискриминационных условий – 1;

-     наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 2;

-     прочие нарушения – 27.

В категории «прочие» зафиксированы нарушения общего запрета, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                  «О защите конкуренции», и связанные с бездействием органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты и бездействием по не проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

В отчетном периоде, сотрудниками УФАС по Алтайскому краю на предмет соответствия антимонопольному законодательству проверено:

- 52 нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти Алтайского края;

- 22 нормативных и ненормативных актов Алтайского краевого Законодательного Собрания;

- 9898 муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Алтайского края.

По итогам проверок выявлен 61 акт, нарушающий антимонопольное законодательство Российской Федерации. По указанным актам управлением выдано 51 предписание об их приведении в соответствие с законодательством о конкуренции, два из которых находятся в стадии исполнения.

В отчетном периоде Алтайское краевое УФАС России не обращалось в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству.

7. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 7 дел о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых, выдано 2 предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений. Оба предписания исполнены в полном объеме. Из указанных 7 дел  3 возбуждены в связи с заключением письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по оказанию коммунальных услуг населению, 2 – в связи с заключением письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, 1 – в связи с заключением договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и 1 – в связи с заключением без проведения аукциона договора купли-продажи лесных насаждений.

Структура выявленных нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции» по видам следующая:

-  повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 0;

-  необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 0;

-  раздел товарного рынка – 0;

-  ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 7;

-  прочие нарушения – 0.

По сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2013 году произошло снижение количества нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Это связано с активизацией деятельности Алтайского краевого УФАС России в 2012 году  по выявлению и пресечению нарушений на рынке пассажирских перевозок.

В целях формирования практики предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе соглашений и согласованных действий с участием органов власти, решения, принятые Комиссией УФАС по Алтайскому краю, размещаются на сайте Управления.

8. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

 В 2013 году в Алтайское краевое УФАС России поступило 70 заявлений, рассмотрено 3 дела о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (1 дело – в отношении муниципального унитарного предприятия, 1 дело – в отношении государственного учреждения, 1 дело – в отношении коммерческой организации). Нарушения выразились в оценке заявок по критериям, не установленным конкурсной документацией; в предъявлении требования о предоставлении допуска СРО; в неопределении порядка внесения задатка для участия в торгах. По итогам рассмотрения дел принято 3 решения о признании фактов нарушений, выдано 1 предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

Структура нарушений по видам:

-  координация деятельности участников торгов, запроса котировок - 0;

- создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок      - 0;

-   нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок - 1;

- участие организаторов торгов, заказчиков торгов в торгах, запросе котировок – 0;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок - 1;

-  ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок      - 0;

-  прочие нарушения – 1.

Решения о прекращении производства по делам, в связи с отсутствием факта нарушения в отчетном периоде, не принимались. В целом, тенденции развития практики применения указанной статьи (а именно небольшая доля подтвержденных фактов нарушения) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, сохранились, большинство жалоб на нарушение антимонопольных требований к торгам сопряжено, как и ранее, с процедурой размещения государственных (муниципальных) заказов.

Случаи признания судом торгов, запроса котировок недействительными по результатам возбужденных антимонопольным органом дел за отчетный период, отсутствуют.

9. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году всего по статье 17.1 возбуждено 77 дел. По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» выдано 112 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Прекращено 7 дел в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, 11 дел прекращены в связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения.

Такая динамика объясняется ростом количества жалоб на договоры, заключенные в ранний период действия ст.17.1 (2008-2009гг.), а также отсутствием информации о проведенных торгах и заключенных договорах         (2008-2009гг) в сети Интернет.

С учетом общего количества возбужденных дел в 2013 году, количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения возросло незначительно.

10. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде заявления по признакам нарушения ст. 18 Закона «О защите конкуренции» не поступали, дела о нарушении указанной статьи не возбуждались.

11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

УФАС по Алтайскому краю в 2013 году рассмотрено 233 заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 14 – отказано,  211  – удовлетворено, 5 – удовлетворено с введением ограничения, 3 – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

Структура поступивших заявлений по видам преференций следующая:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 0;

- развитие образования и науки – 3;

- проведение научных исследований – 0;

- защита окружающей среды – 32;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – 0;

- развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 2;

- развитие физической культуры и спорта – 1;

- обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства    – 0;

- производство сельскохозяйственной продукции – 0;

- социальное обеспечение населения – 16;

- охрана труда – 0;

- охрана здоровья граждан – 5;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 174;

- цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ – 0.

Дела о принятии мер по возврату имущества, по прекращению использования имущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, в случае несоответствия ее использования заявленным целям либо о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, если государственная или муниципальная преференция, была предоставлена в иной форме в отчетном периоде, не возбуждались.

 

12.  Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

Управлением ФАС по Алтайскому краю за период 2013 года дела, в решение по которым включено требование изъятия  в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  не возбуждались.

12. Практика направления предостережений

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства не выдавались.

 

Краткая характеристика деятельности по отдельным видам государственного антимонопольного контроля.

 

1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В связи с принятием Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений резко сократилось количество ходатайств и уведомлений о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29, 30,31 вышеуказанного закона.

В целях соблюдения требований статей  28, 31 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю за отчетный период рассмотрено 3 ходатайства и  1 уведомление.

При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статей 28,30 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2013г. остались такие сферы деятельности, как: передача электрической энергии, агропромышленный комплекс и т.д.  - отрасли, наиболее типичные для нашего региона

Сделки по перераспределению имущественных прав, которые носят уведомительный характер, в отчетном периоде приходятся также на такую отрасль как агропромышленный комплекс.

По результатам рассмотрения ходатайств и уведомлений  предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавались, поскольку основное количество сделок носило межотраслевой характер.

2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Заявлений, поданных хозяйствующими субъектами в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона «О защите конкуренции», в Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не поступало.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, в отчетном периоде не выдавались.

Дела о нарушении требований статьи 35 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю в отчетном периоде не возбуждались.

3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Статья 38 Закона «О защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России  в 2013 году не применялась.

4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» в отчетном периоде не рассматривались.

5. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2013 году инспекциями управления проведено 6 выездных проверок деятельности органов власти (органов местного самоуправления) по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 6 - плановых выездных проверок в отношении администрации Троицкого района Алтайского края (приказ № 70 от 06.03.2013), администрации Троицкого сельсовета Троицкого района Алтайского края (приказ № 69 от 06.03.2013), администрации Ребрихинского района Алтайского края (приказ № 163 от 18.04.2013), администрации Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края (приказ № 164 от 18.04.2013), администрации Косихинского района Алтайского края (приказ № 371 от 13.09.2013), администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края (приказ      № 372 от 13.09.2013).

По результатам всех проверок было возбуждено и рассмотрено 11 дел по признакам нарушения статей 15, 17.1 Закона «О защите конкуренции». Структура выявленных нарушений следующая:

- 7  дел возбуждено по признакам нарушения ст. 15 Закона «О защите конкуренции»;

- 4 дела возбуждено по признакам нарушения ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

- бездействие органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты;

-   предоставление муниципальных преференций;

- случаи заключения договоров аренды (безвозмездного пользования) муниципального имущества без проведения торгов.

По сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2013 году произошло снижение количества возбужденных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выявленных по результатам проверок. Это связано с активной работой Алтайского краевого УФАС России по выявлению и пресечению нарушений Закона «О защите конкуренции», проделанной в 2012 году, которая привела к профилактическому эффекту.

6.  Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не принимало решений о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

       Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

            Алтайским краевым УФАС России в отчетном периоде проведено 6 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Алтайского края. В ходе проведения проверок было проанализировано 143 договора, заключенных  между поставщиками продовольственных товаров разных групп товаров: хлеб и хлебобулочная продукция; молоко; молочная продукция (сметана, сыр); колбасные изделия; кондитерские изделия; крупы.

При проведении вышеуказанных проверок признаков нарушения ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливающей права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, а также признаков нарушения антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, закрепленных в ст. 13 названного Федерального закона, управлением не выявлено.

В 2013 году управлением возбуждено и рассмотрено 4 дела по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле.  

Нарушения выразились в издании нормативных актов, устанавливающих необоснованные требования к хозяйствующим субъектам.

 

Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Количество принятых решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»):

 

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

нет

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

нет

 

Контроль законодательства о рекламной деятельности

 

В 2013 году управлением ФАС по Алтайскому краю рассмотрено 213 заявлений, из них по 58 заявлениям  возбуждены дела об административном правонарушении. По инициативе управления возбуждено 126 дел.

По результатам рассмотрения выдано 204 предписания о прекращении нарушения ФЗ о рекламе.

По статье 14.3 КоАП РФ возбуждено 90 дел об административном правонарушении за ненадлежащую рекламу. Вынесено 81 постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 368 тыс. рублей. Рассмотрено 3 дела об административном правонарушении  по статье 14.38 КоАП РФ за размещение рекламы на дорожных знаках. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 22 тыс. рублей.

 

Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005                        № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В Алтайское краевое УФАС России в 2013 году поступило 716 жалоб на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.

Были возвращены заявителям 172 жалобы, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о размещении заказов.

Поступившие в Управление  37 жалоб были направлены,  в соответствии с Административным регламентом, по подведомственности в другие территориальные управления, а также в ФАС России.

За 2013 год заявителями были отозваны 73 поступившие на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд, жалобы.

Комиссией по контролю в сфере размещения заказа Алтайского краевого УФАС России рассмотрено 434 жалоб, из них 77 были признаны обоснованными, что в процентном соотношении составляет 18%. По результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа государственным и муниципальным заказчикам выдано 109 обязательных для исполнения предписаний об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов. Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: нарушение порядка отбора участников размещения заказа, предъявление дополнительных требований к участникам размещения заказа, утверждение конкурсной, аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов.

2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

С целью выявления и пресечения нарушений в сфере размещения заказов Алтайским краевым УФАС в 2013 году проведено 10 плановых и 241 внеплановые проверки соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 1215 нарушений, допущенных государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Пять плановых проверок произведено Управлением совместно с органами прокуратуры. По информации, поступившей от  контролирующих органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, прокуратуры, правоохранительных органов, проведено 173 внеплановых проверки.

3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Управлением за 2013 год рассмотрено 95 обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии приняты решения о включении в реестр 84 поставщиков (из них с 6-ю контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов, 78 - уклонились от заключения контракта).

4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

За 2013 год должностными лицами Алтайского краевого УФАС России рассмотрено 98 административных материалов, вынесено 86 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о размещении заказов, общая сумма наложенных штрафов составила 2 156 463 рубля. Сумма штрафов, подлежащих взысканию на сегодняшний день, составляет 2 026 463 рубля.

Общая сумма исполненных штрафов с учётом постановлений, наложенных  в 2011, 2012 годах составляет 2 113 090 рублей.

Действенной мерой для обеспечения более полной собираемости штрафов является направление неисполненных постановлений о наложении штрафа в соответствующий отдел судебных приставов по месту жительства должника с последующим контролем хода исполнительного производства через управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю. Именно таким образом в  2013 году Алтайское краевое УФАС России  строило свои взаимоотношения с управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю. В 2013 году судебным приставам направлено 9 постановлений о привлечении к административной ответственности для принудительного взыскания.

5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

В судебном порядке в 2013 году обжаловано 18 ненормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым УФАС по результатам рассмотрения жалоб, проведения проверок и включения в РНП. По 16 из которых приняты окончательные решения, вступившие в законную силу, из них 15 актов оставлены в силе,  1 - отменено полностью.

За отчетный период в суд обжаловано 21 постановление о привлечении лиц к административной ответственности. Из них, 17 оставлено в силе, 4 -отменены полностью, 1 постановление направлено на новое рассмотрение в Алтайское краевое УФАС России.

При рассмотрении судами общей юрисдикции дел об обжаловании постановлений о привлечении лиц к административной ответственности отсутствует единообразие принятых решений. По одним и тем же обстоятельствам одни суды оставляют постановление о наложении штрафа в силе, другие – прекращают производство по делу по ст. 2.7 КоАП РФ – как действия лица в состоянии крайней необходимости.

 

Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

В 2013 году должностными лицами Алтайского краевого УФАС России вынесено 231 постановление о привлечении к административной ответственности, в том числе

статья 7.29  КоАП РФ – 24 (21);

статья 7.30  КоАП РФ – 13 (35);

статья 7.31  КоАП РФ –   2   (0);

статья 7.32  КоАП РФ –   4   (8);

статья 9.15  КоАП РФ –   4   (4);

статья 9.21  КоАП РФ –   0   (1);

статья 14.3  КоАП РФ – 87 (83);

статья 14.9  КоАП РФ –   6   (5);

статья 14.31 КоАП РФ – 25(27);

статья 14.32 КоАП РФ –  9   (0);

статья 14.33 КоАП РФ –  6   (7);

статья 14.38 КоАП РФ –  3   (3);

статья 19.5   КоАП РФ –  1   (2);

статья 19.7.2КоАП РФ –  0   (1);

статья 19.7.4КоАП РФ – 44  (9);

статья 19.8   КоАП РФ –   3  (0).

Из вынесенных в 2013 году постановлений 193 исполнено в полном объеме, 29 находятся в стадии исполнения, не исполнено – 9.

Сумма наложенного штрафа за 2013 год составила 9 641,2 тыс. рублей, взыскано с учетом штрафов, наложенных в 2012 году – 6 235,1 тыс. рублей.

 

Законодательство о конкуренции

В 2013 году должностными лицами Алтайского краевого УФАС России по статьям 9.15 (части 2.6), 9.21, 14.31 вынесено 29 постановлений о наложении штрафа, из которых

- 21 постановление исполнено на отчетную дату в полном объеме;

-   8 постановлений находятся в стадии исполнения.

Сумма наложенного штрафа по данным статьям составила 4 706,2 тыс. рублей, взысканных штрафов с учетом прошлых периодов – 3 186,9 тыс. рублей.

 

Статья 14.9 КоАП РФ

В отчетном периоде возбуждено 6 дел в отношении должностных лиц органов местного самоуправления Алтайского края в связи с нарушением антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, на сумму 90 тыс. рублей, из которых взыскано 60 тыс. рублей.

 

Статья 19.5 КоАП РФ

В отчетном периоде по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ по одному делу наложен административный штраф в сумме 100 тыс. рублей. После вступления в силу решения арбитражного суда штраф взыскан в полном объеме.

 

Статья 14.33 КоАП РФ

В 2013 году по статье 14.33 КоАП РФ возбуждено 6 дел об административном правонарушении, вынесено 6 постановлений о наложении штрафа.  Сумма штрафов, подлежащих взысканию,  составила  164,0 тыс. рублей, фактически оплачено 156,0 тыс. рублей.

 

Законодательство о рекламе

Статьи 14.3, 14.38 КоАП РФ

В 2013 году по статье 14.3 КоАП РФ возбуждено 90 дел об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых, вынесено 87 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 368 тыс. рублей, в том числе привлечено 6 граждан РФ, 80 должностных лиц. Штраф оплачен в сумме 336 тыс. рублей.

По статье 14.38 КоАП РФ возбуждено 3 дела, по результатам рассмотрения которых, 1 гражданин РФ и 2 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа  в размере 22 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

 

Законодательство о размещении заказов

За 2013 год должностными лицами управления ФАС по Алтайскому краю рассмотрено 98 административных материалов, вынесено 87 постановлений о наложении штрафа за нарушение законодательства о размещении заказов, общая сумма наложенных штрафов  составила 2 156,5 тыс. рублей. Сумма штрафов, подлежащих взысканию на отчетную дату, составляет 2 026,5 тыс. рублей.

Общая сумма исполненных штрафов с учетом штрафов, наложенных в предыдущие периоды, составляет 2 113,0 тыс. рублей.

В 2013 году по обжалованным постановлениям, вынесенным  управлением  ФАС по Алтайскому краю, судом не принималось решений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

 

В 2013 году Алтайское краевое УФАС России продолжило системную работу по адвокатированию конкуренции посредством исполнения как отработанных мероприятий, так и новых, не стандартных способов адвокатирования конкуренции.

Одним из основных проверенных способов адвокатирования остается взаимодействие со СМИ. Внимание средств массовой информации к деятельности антимонопольной службы постоянно растет, поэтому в практике взаимодействия с масс-медиа Алтайское краевое УФАС России внедряет новые формы общения. Так, в отчетном периоде управление практиковало выездные пресс-конференции, в результате чего у журналистов  печатных и интернет изданий других крупных городов и районов края, отдаленных от регионального центра  появилась возможность задать интересующие их вопросы и получить ответы о деятельности управления.

В 2013 году проведено  4 пресс-конференции и 2 брифинга, в ходе которых были освещены следующие вопросы:

-    итоги работы территориального органа в 2012 году, задачи на 2013 год; краткий обзор самых значимых дел, рассмотренных управлением;  ценовой анализ рынков Алтайского края: результаты мониторингов нефтепродуктов, продовольственных товаров, ведущихся на постоянной основе (22.02.2013 г. Барнаул);

- правовое регулирование рекламной деятельности, изменения в рекламном законодательстве, практика работы управления по борьбе с СМС-спамом (26.02.2013 выездная г. Камень-на-Оби для СМИ города и близлежащих районов; 27.06.2013 с. Алтайское для СМИ Бийской зоны);

-   стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (27.09.2013 г. Барнаул);

-   об изучении ценовой ситуации на рынке производства яйца куриного в Алтайском крае (брифинг  12.12.2013); о результатах рассмотрения возбужденного дела в отношении алтайских птицефабрик (брифинг 24.12.2013).

Продолжается практика взаимодействия  руководителя, сотрудников управления со съемочными группами TV и радио-каналов в рамках комментариев с пояснениями  норм антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о госзаказе, а также ситуаций, складывающихся на рынке социально-значимых групп товаров региона; на системной основе производится рассылка пресс-релизов и подготовка информации для СМИ по запросам.

На постоянной основе в ежемесячном формате  в информационно-аналитическом издании АлтТПП «Наше дело» на двух полосах формата А4 публикуется информация на злободневные темы. Рубрика Алтайского краевого УФАС выходит под названием: «Антимонопольная служба сообщает». 

Алтайское краевое управление ФАС России осуществляет активное взаимодействие с органами власти и общественными институтами. За обозначенный период времени специалисты УФАС приняли активное участие в 30 совещаниях, семинарах, конференциях и «круглых столах». В рамках мероприятий специалисты управления выступали с докладами по актуальным вопросам применения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о госзаказе; по вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Алтайском крае; актуальным проблемам административного судопроизводства и пр. Самостоятельно управлением организовано и проведено 19 мероприятий, в том числе семинаров, круглых столов, рабочих совещаний с представителями бизнеса, власти и общественных организаций.

До органов власти информация также доводилась и посредством рассылки писем с разъяснениями ФАС России норм законодательства. Продолжается активная работа с общественными институтами, организациями и учреждениями. При управлении  действует Общественно-консультативный Совет (ОКС). За указанный период времени было проведено 4 заседания ОКСа. Вниманию членов Совета были представлены основные моменты плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2579-р,  а также озвучена информация об основных итогах проводимой в стране конкурентной политики, изложенных в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации».

Неоднократно проводилось обсуждение проекта Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации, разработанной ФАС России, а также региональных аспектов конкурентной политики.

Кроме того, в ходе заседаний рассмотрены вопросы о деятельности субъектов естественных монополий при подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и мерах антимонопольного реагирования; о стандартах раскрытия информации (порядок раскрытия и ответственность); о Законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ;  о результатах специализации Алтайского краевого УФАС в 2013 году; о ценовой ситуации на рынках продовольствия и нефтепродуктов; об экономических и административных барьерах для малого и среднего бизнеса на отдельных товарных рынках региона и пр.

В отчетный период укрепляется взаимодействие управления с другими органами власти и общественными организациями.  В течение года заключено 4 новых соглашения о сотрудничестве. Алтайское краевое УФАС одно из первых среди территориальных управлений ФАС России в июне текущего года подписало соглашение о взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае; достигнут новый формат взаимодействия с ГУ МЧС по линии мероприятий антикоррупционной направленности; организован постоянный обмен данными с региональным управлением Минюста России о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи; налажено максимально тесное взаимодействие с КАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (Центр).

Согласно действующему Соглашению в КАУ МФЦ АК имеется информационный стенд с перечнем государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра,  на данном стенде содержится информация с перечнем услуг УФАС по АК. Кроме того, КАУ МФЦ АК распространяется раздаточный материал и брошюры, в которых также представлены сведения о госуслугах, оказываемых нашим управлением.

В 2013 году управление вышло на новый формат общения с бизнес-сообществом региона. Специалисты управления два раза в месяц оказывают консультационные услуги в новом фронт-офисе  поддержки малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае. Фронт-офис - это уникальный опыт Алтайского края по созданию полноценного комплексного центра, ориентированного на всестороннюю помощь предпринимателям. Работа организована в формате «одного окна» с комплексным размещением объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на одной площадке. В отчетном периоде состоялось два «дежурства» во фронт-офисе.

В целях предупреждения нарушений законодательства в управлении                ведется работа с гражданами посредством телефонных консультаций и личного приема руководителя управления, его заместителей, начальников                             отделов согласно графику, размещенному на сайте управления (http://www.altk.fas.gov.ru/node/3789#). Так, в указанный период времени на личном приеме у руководителя, заместителей руководителя и начальников отделов побывали 186 человек.  Кроме того, 6 человек (в том числе представителей общественных организаций, юридических лиц) были приняты руководителем управления в рамках двух приемов в региональной приемной Президента РФ в Алтайском крае;  1 человек в рамках Общероссийского дня приема граждан 12 декабря. Основные озвученные вопросы: о разъяснениях о применении норм ФЗ «О размещении заказов…»;  о технологическом присоединения к сетям снабжения; о навязывании дополнительных услуг страхования; об обращении в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства; о законности рекламы посредством СМС-сообщений; о превышении уровня звука рекламы в наружной рекламе. Кроме того, в ноябре жителям региона, предпринимателям предоставлена возможность получить консультации специалистов по законодательству о рекламе в рамках работы «прямой линии» в управлении. В течение 3-х часов за консультацией обратились 9  человек.

В отчетный период управлением приняты меры для изготовления и трансляции социальной рекламы. Так, в апреле подготовлен 15-секундный видеоролик; его трансляция осуществлялась в сети информационного канала «Первое маршрутное телевидение – Барнаул» на 40 экранах в автобусах города, и  двух экранах на автовокзале в г. Барнауле в период с 14.04.12013 по 20.10.2013 год. Кроме того, с 20.10.2013 г. по 10.11.2013 года в эфире  информационного канала «Первое маршрутное телевидение – Барнаул» транслировались 6 мультфильмов ФАС России.

В ноябре изготовлен первый информационный буклет управления, содержащий справочную информацию о деятельности службы. Печатное издание вышло тиражом 100 экземпляров, распространяется на информационном стенде управления, во фронт-офисе, МФЦ, в рамках организованных мероприятий.

Сотрудники управления активно взаимодействуют с научной общественностью, параллельно с основной службой совмещают преподавательскую деятельность. В отчетный период  сотрудниками прочитано  лекций и проведено практических занятий – 222; 4 студента алтайских вузов прошли практику в управлении.

В отчетном периоде управление сделало первые пробные шаги по ведению официальных блогов и аккаунтов в социальных сетях - у управления появилась собственная страница на канале YouTube.