Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2012 год

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России), являясь уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Основные направления деятельности  Алтайского краевого УФАС России определяют следующие нормативные акты:

1. Федеральный  закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ;

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» 28 декабря 2009 года N381-ФЗ;

3. Федеральный закон «О естественных монополиях от 17 августа 1995 года» №147-ФЗ;

3. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-ФЗ;

4. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.

        

      Результатами деятельности Алтайского краевого УФАС России по основным направлениям в 2012 году явилось следующее.

 

Антимонопольный контроль

 

1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона                       «О защите конкуренции».

Алтайским краевым УФАС России в  2012 году рассмотрено 407 заявлений против 505 в предыдущем году.

В отчетном периоде, несмотря на уменьшение количества поступивших заявлений на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, отмечается рост количества обращений по недобросовестной конкуренции, в качестве положительных моментов можно отметить желание предпринимателей легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.

2. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите  конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите  конкуренции»).

В 2012 году в адрес управления поступило 256  заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых выдано 13 предупреждений, возбуждено 40 дел о нарушении антимонопольного законодательства; по 199 заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

В отчетном периоде выявлено 49 нарушений статьи 10 Закона  «О защите конкуренции». Злоупотребление хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, остается весьма распространенной группой правонарушений на товарных рынках Алтайского края.

По видам количество выявленных нарушений статьи 10 Закона  «О защите конкуренции» распределилось следующим образом:

- установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 3;

- навязывание невыгодных условий договора – 8;

- необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 8;

- необоснованный отказ от заключения договора – 5;

- нарушение порядка ценообразования – 5;

- прочие нарушения – 20.

Таким образом, наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: навязывание невыгодных условий договора; необоснованное сокращение или прекращение производства товара; необоснованный отказ от заключения договора; нарушение порядка ценообразования.

В отчетном периоде к «прочим нарушениям» отнесены действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, такие как:

- нарушение порядка выявления безучетного потребления электрической энергии;

-  препятствование перетоку электрической энергии;

- аннулирование ранее выданных технических условий для присоединения к газораспределительной сети объекта капитального строительства;

- включение в технические условия для присоединения к газораспределительной сети объекта капитального строительства, требования о получении разрешения на подключение к газораспределительным сетям от ответственного застройщика  до начала рабочего проектирования;

-   недопуск на полигон по утилизации ТБО мусоровозов хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по вывозу ТБО, и др.

Нарушения в отчетном периоде произошли, в основном, на рынках: поставки (купли-продажи) и передачи электрической и тепловой энергии – 27, газа – 11, жилищно-коммунальных услуг – 8, которые связаны с необоснованным отказом от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям; незаконным отказом в  выдаче технических условий на технологическое присоединение к сетям газоснабжения; необоснованным прекращением подачи коммунального ресурса; необоснованным препятствованием перетоку электрической энергии владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергетические установки хозяйствующих субъектов к электрическим сетям сетевой организации.

В  рамках  внесения в  2011 году изменений в Федеральный  закон                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)  была введена статья  39.1.  Данная статья  предусматривает, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде Алтайское краевое УФАС России хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, было выдано 13 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде выдано 5 предупреждений, по признакам нарушения п. 5 ч. 1 статьи 10 – выдано 8 предупреждений.

В установленные сроки  9 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, были выполнены, в  4 случаях предупреждения не были выполнены. В связи, с чем  Алтайским краевым УФАС России было возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства (по двум выданным ОАО «МРСК Сибири» предупреждениям возбуждено 1 дело).

Всего в  2012 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 40 дел. Во всех случаях Комиссией управления приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства: хозяйствующим субъектам выдано  36 соответствующих предписаний; 12 дел прекращено согласно пункту 1 части 1 статьи  48 Закона «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения.

Управлением в отчетном периоде не вносились в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

3. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»).

Алтайским краевым УФАС России в 2012 году по поступившим  из  прокуратуры Локтевского района документам и материалам выявлено                   1 нарушение статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в части осуществления хозяйствующими субъектами – участниками оптового рынка реализации угля  соглашения, которое привело к необоснованному снижению цен при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку угля для нужд  муниципальных образований Локтевский и Третьяковский районы Алтайского края на отопительный сезон 2011-2012г.г. В последующем победители отказались от поставки по ценам, заявленным в аукционе. В результате  достигнутых соглашений между участниками аукционов заказчики вынуждены были заключить контракты с этими участниками по ценам, приближенным  к начальным ( максимальным) ценам аукционов.

4. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»).

Алтайским краевым УФАС России в 2012 году выявлено 3 нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции» в части осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий на рынке розничной реализации горюче-смазочных материалов, которые привели к поддержанию цен на ГСМ.

В ходе рассмотрения 3 дел, возбужденных по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции», в 2 случаях выданы предписания о прекращении согласованных действий. По одному делу хозяйствующими субъектами были представлены документы и материалы, свидетельствующие о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства, в результате чего, предписание не выдавалось.

5. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»).

В 2012 году в управление поступило 49 заявлений о нарушении ст. 14 Федерального закона  «О защите конкуренции» (в 2011 – 37 заявлений), по результатам рассмотрения которых в 18 случаях установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Возбуждено 18 дел по признакам нарушения ст. 14 Закона, рассмотрено в отчетном периоде 13 дел. По результатам рассмотрения выдано 11 предписаний о прекращении нарушений; по результатам рассмотрения двух дел приняты решения о признании факта нарушения антимонопольного законодательства без выдачи предписаний. В 2012 году исполнено 12 предписаний (в т.ч. 2 предписания, выданные в 2011 году).

Анализ динамики показателей, связанных с рассмотрением заявлений о недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что  более половины случаев, описанных в заявлениях, действия, не подпадают под понятие недобросовестной конкуренции, данное в Законе. В частности, причиной отказа в возбуждении дела по поступившим обращениям явилось отсутствие конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление, а также отсутствие в действиях хозяйствующих субъектов признаков недобросовестной конкуренции.

Результаты рассмотрения заявлений по видам нарушений распределены следующим образом:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации: рассмотрено 14 заявлений, по результатам рассмотрения возбуждено 4 дела, выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (предписания исполнены);

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств,  качества и количества товара или в отношении его производителей: рассмотрено 11 заявлений, возбуждено 6 дел, выдано 5 предписаний (предписания исполнены);

-   некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами: рассмотрено 3 заявления, возбуждено 1 дело, выдано 1 предписание (исполнение предписания приостановлено с вязи с обжалованием);

-    приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг: рассмотрено 3 заявления, по результатам рассмотрения в 2 случаях отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием нарушений; по одному заявлению возбуждено дело, выдано предписание (исполнено в отчетном периоде);

-  прочие нарушения: рассмотрено 15 заявлений, в результате рассмотрения возбуждено 1 дело, выдано 1 предписание (исполнено в отчетном периоде).

Согласно части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц в виде штрафов на общую сумму 92,0 тыс. рублей.

6. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).

В 2012 году Алтайским краевым УФАС возбуждено 79 дел по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлено 78 нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выдано 77  предписаний органам власти (местного самоуправления) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или вынесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции. Одно дело прекращено  в связи с отсутствием факта нарушения.

 Как видно из представленных данных, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в 2012 году произошло снижение количества нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Это связано с активной работой Алтайского краевого УФАС России  по выявлению и пресечению нарушений на рынке операций с недвижимым имуществом, включая землю, а также на рынке похоронных услуг, проделанной в 2011 году.

Конкретные рынки, на которых были выявлены нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции»:

- рынок страховых услуг – 2;

- автомобильный транспорт – 1;

- жилищно-коммунальное хозяйство – 12;

- операции с недвижимым имуществом включая землю – 54;

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание – 4;

- похоронных услуг – 1;

- прочие - 4

Как и в предыдущие отчетные периоды, в общем массиве нарушений в качестве субъекта ответственности преобладают, прежде всего, органы местного самоуправления и, преимущественно, на рынках операций с недвижимым имуществом, включая землю.

Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:

- ограничение на создание новых хозяйствующих субъектов, установление запрета на отдельные виды деятельности – 1;

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам – 9;

- установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 1;

- установление ограничений в выборе продавцов – 0;

- незаконное предоставление  государственной или муниципальной преференции – 33;

- создание дискриминационных условий – 1;

- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 2;

- прочие нарушения – 31.

В категории «прочие» зафиксированы нарушения общего запрета, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и связанные с бездействием органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты.

В отчетном периоде, сотрудниками Алтайского краевого УФАС России на предмет соответствия антимонопольному законодательству проверено: 31 нормативный и ненормативный акт органов исполнительной власти Алтайского края, 11нормативных и ненормативных актов Алтайского краевого Законодательного Собрания, 22206 муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Алтайского края. По итогам проверки выявлено 75 актов, нарушающих антимонопольное законодательство РФ.

По результатам проверки указанных актов управлением выдано 69 предписаний об их приведении в соответствие с законодательством о конкуренции, два из которых находятся в стадии исполнения и обжалуются в судебном порядке.

Кроме того, в отчетном периоде по результатам рассмотрения дела            №92-ФАС22-ОВ/08-12 по факту предоставления администрацией Заринского района Алтайского края земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов принято решение о передаче копии решения Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края № 67 от 01.03.2011 «Об утверждении Положения о порядке предоставления, прекращения прав и изъятия земельных участков в границах муниципального образования  Заринский район Алтайского края» в прокуратуру Алтайского края для рассмотрения вопроса о его соответствии Земельному кодексу Российской Федерации. По результатам проведенной проверки прокуратурой принесен протест о приведении п. 8 гл.VI вышеуказанного Положения в соответствие с действующим земельным законодательством.

7. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»).

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России  рассмотрено 11 дел о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых выдано 20 предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений, все они исполнены в полном объеме. Из указанных 11 дел: 10 - возбуждены в связи с заключением письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по транспортному обслуживанию населения, 1 – в связи с заключением письменного соглашения, влекущего ограничение конкуренции на рынке жилья.

Результаты правоприменительной практики управления по статье 16 Закона «О защите конкуренции» свидетельствуют о недостаточном уровне развития рынка услуг по транспортному обслуживанию населения в муниципальных образованиях, удаленных от административного центра Алтайского края: в сложившейся ситуации органы местного самоуправления, обязанные решать данный вопрос местного значения, по собственной инициативе, без проведения публичных процедур, отыскивают хозяйствующий субъект (зачастую единственный), готовый взять на себя обязанности по перевозке пассажиров в пределах муниципального образования.

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе соглашений и согласованных действий с участием органов власти, решения, принятые Комиссией Алтайского краевого УФАС России, размещаются на сайте Управления.

8. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»).

В 2012 году в Алтайское краевое УФАС России  поступило 33 заявления, рассмотрено 6 дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (5 дел – в отношении органов власти, 1 дело – в отношении государственного учреждения). Нарушения выразились в допуске к участию в торгах транспортной компании, не являющейся юридическим лицом; в укрупнении лота, повлекшего ограничение конкуренции;во включении в документацию об аукционе условия о размещении результата работ исключительно в архиве БТИ; в отсутствии публикации извещения о проведении торгов;в сокращении срока опубликования извещения. По итогам рассмотрения дел принято 6 решений о признании фактов нарушений, выдано 3 предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.  

Структура нарушений по видам:

- создание преимущественных условий участия в торгах – 0;

- нарушение порядка определения победителя торгов – 0;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 0;

- ограничение конкуренции между участниками торгов – 0;

- прочие нарушения – 6.

 

Структура нарушений со стороны органов власти:

- создание преимущественных условий участия в торгах – 0;

- нарушение порядка определения победителя торгов – 0;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 0;

- ограничение конкуренции между участниками торгов – 0;

- прочие нарушения – 5.

Решения о прекращении производства по делам в связи с отсутствием факта нарушения, в отчетном периоде не принимались. В целом, тенденции развития практики применения указанной статьи (а именно небольшая доля подтвержденных фактов нарушения) по сравнению с предыдущим отчетным периодом сохранились,  большинство жалоб на нарушение антимонопольных требований к торгам сопряжено, как и ранее, с процедурой размещения государственных (муниципальных) заказов.

9. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»).

В 2012 году в Алтайское краевое УФАС России  рассмотрено 15 заявлений, возбуждено 39 дел по фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 52 предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Нарушения выразились в заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения конкурсов или аукционов.

Одно дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения до вынесения решения Комиссии. Четыре дела прекращены в связи с отсутствием нарушения после получения Алтайским краевым УФАС России доказательств проведения ответчиками публичных процедур. Такая динамика объясняется ростом количества жалоб на договоры, заключенные в ранний период действия ст.17.1 (2008-2009гг.)

В отчетном периоде исковые заявления о признании недействительным договоров аренды государственного (муниципального) имущества, заключенных с нарушением порядка, установленного статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» в арбитражный суд не направлялись.

10. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2012 году Алтайским краевым УФАС России  рассмотрено 189 заявлений заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 1– отказано, 146– удовлетворено, 40  – удовлетворено с введением ограничения, 2– выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

Структура поступивших заявлений по видам преференций следующая:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 0;

-   развитие образования и науки – 5;

-   проведение научных исследований – 1;

-   защита окружающей среды – 17;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – 1;

-   развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3;

-   развитие физической культуры и спорта – 1;

- обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 0;

-   производство сельскохозяйственной продукции – 1;

-   социальное обеспечение населения – 3;

-   охрана труда – 0;

-   охрана здоровья граждан – 0;

-  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 157;

- цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ – 0.

В отчетном периоде возбуждено 33 дела о предоставлении муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения дел приняты решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства, из них 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения, выдано 30 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

1.1.12 Практика направления предостережений

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» направлено одно предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

 

Краткая характеристика деятельности по отдельным видам государственного антимонопольного контроля.

 

1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В связи с принятием Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений в 2007 г. резко сократилось количество ходатайств и уведомлений о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29, 30 вышеуказанного закона.

По статье 27 Закона «О защите конкуренции» в 2012 г. Алтайским краевым УФАС России  обращений по совершению сделок, предусмотренных данной статьей, в управление  поступало 1 ходатайство.

В целях соблюдения требований статей 28,  30 Закона «О защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России за отчетный период рассмотрено 2 ходатайства и 7 уведомлений.

При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статей 28,30 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2012 г. остались такие сферы деятельности, как: передача электрической энергии, сельское хозяйство, розничная торговля продуктов питания и т.д. – отрасли, наиболее типичные для нашего региона

Характерными примерами удовлетворенных ходатайств являются:

- ходатайство ООО «Заринская городская электрическая сеть» (основной вид деятельности - купля продажа электрической энергии)о даче предварительного согласия на  создание ООО ««Заринская сетевая компания» (основной вид деятельности – передача и распределение электроэнергии;

- ходатайство Компании Agriculture Investments Enterprises Ltd (основной вид деятельности – инвестиционная деятельность) о приобретении 100% голосующих акций ОАО «Мельник» (основной вид деятельности – производство муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста);

Сделки по перераспределению имущественных прав, которые носят уведомительный характер, в отчетном периоде приходятся, также, на такие отрасли как:сельское хозяйство и пищевая промышленность, торговля и общественное питание. Например:ООО «ЦФПР «Алтайские закрома»  (основные виды деятельности – управленческое консультирование, бухгалтерские услуги, маркетинговые услуги, юридические услуги, информационные услуги  и иные виды деятельности) направило уведомление о совершенной сделке по приобретению прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа ООО «Зерновик» (основные виды деятельности – выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов и иные виды деятельности).

В сфере естественных монополий перераспределения прав собственности не наблюдалось, в связи с чем, в отчетном периоде отсутствовали как  ходатайства, так и уведомления о совершении сделок по перераспределению прав собственности в сфере естественных монополий в управление не поступали.

По результатам рассмотрения ходатайства акционерной компании с ограниченной ответственностью «СОНУС ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД» (основной вид деятельности – инвестиционная деятельность) о приобретении 100 % голосующих акций ОАО «Черемновский сахарный завод» (основной вид деятельности - переработка сахарной свеклы и сахара-сырца, производство сахара, приобретение у юридических и физических лиц сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, ее переработка и реализация) в соответствии ч. 1 ст. 23, ст. 33 Закона «О защите конкуренции», управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю было  принято решение о согласовании сделки с выдачей предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

2. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций.

В 2012 году инспекциями управления проведено 5 выездных проверок деятельности органов власти (органов местного самоуправления) по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 4 – плановые выездные проверки в отношении администрации г. Новоалтайска Алтайского края, администраций Первомайского, Мамонтовского и Павловского районов Алтайского края, 1 – внеплановая в отношении администрации г. Бийска Алтайского края (по заявлению гражданина).

По результатам всех проверок было возбуждено и рассмотрено 26 дел по признакам нарушения статей 15, 16, 17.1 Закона «О защите конкуренции». Структура выявленных нарушений следующая:

- 15 дел возбуждено по признакам нарушения ст. 15 Закона «О защите конкуренции»;

- 3 дела возбуждено по признакам нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции»;

- 8 дел возбуждено по признакам нарушения ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения всех дел выдано 23 предписания, вынесено 3 постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

- предоставление преференций с нарушением порядка, установленного антимонопольным законодательством;

- случаи заключения договоров аренды (безвозмездного пользования) муниципальным имуществом без проведения торгов; 

- услуги транспортного обслуживания населения (пассажирские перевозки). 

 

      Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

 

В 2012 году управлением возбуждено и рассмотрено 4 (в 2011 году – 1)  дела по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле, в 2011 году было одно аналогичное дело.

Нарушения выразились в:

- принятии нормативных правовых актов, устанавливающих необоснованные требования к хозяйствующим субъектам в сфере торговли;

- исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов мест размещения объектов, фактически занятых хозяйствующим субъектом.

По итогам рассмотрения всех дел выдано 5 предписаний об устранении нарушений, из которых 3 – исполнено, 2 – находятся в стадии исполнения в связи с их обжалованием в арбитражном суде.

Алтайским краевым УФАС России в отчетном периоде проведено 6 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Алтайского края. В ходе проведения проверок был проанализирован 81 договор, заключенный  между поставщиками продовольственных товаров разных групп товаров: хлеб и хлебобулочная продукция; молоко; молочная продукция (сметана, сыр); колбасные изделия; кондитерские изделия; крупы.

При проведении вышеуказанных проверок признаков нарушения ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливающей права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, а также признаков нарушения антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, закрепленных в ст. 13 названного Федерального закона, управлением не выявлено.

 

Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Решения о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»), Алтайским краевым УФАС России  в 2012 году не принимались, иски в суд по данному вопросу не направлялись.

 

Контроль законодательства о рекламной деятельности

 

В 2012 году по статье 14.3 КоАП РФ возбуждено 88 дел об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых, вынесено 83 постановления о наложении штрафа на общую сумму 642,5 тыс. рублей, в том числе привлечено 4 гражданина РФ, 3 юридических лица, 76 должностных лиц. Штраф оплачен в сумме 615,5 тыс. рублей.

По статье 14.38 КоАП РФ возбуждено 4 дела, по результатам рассмотрения которых 1 гражданин РФ и 2 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 22,0 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

 

Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005                        № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

 

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В Алтайское краевое УФАС России в 2012 году поступило 449 жалоб на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.

Из общего числа обращений 36 жалоб были возвращены заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о размещении заказов, 23 поступивших жалобы направлены Управлением, в соответствии с Административным регламентом, по подведомственности в другие территориальные управления, а также в ФАС России.

За 2012 год заявителями была отозвана 41 жалоба, поступившая на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.

Комиссией по контролю в сфере размещения заказа Алтайского краевого УФАС России рассмотрено 349 жалоб, из них,  80 – признаны обоснованными, что в процентном соотношении составляет 23%. 

По результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа, государственным и муниципальным заказчикам выдано 71 обязательное для исполнения предписание об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов. Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды:

-    нарушение порядка отбора участников размещения заказа,

- предъявление дополнительных требований к участникам размещения заказа, утверждение конкурсной, аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов.

2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

С целью выявления и пресечения нарушений в сфере размещения заказов Алтайским краевым УФАС России в 2012 году проведено 20 плановых и 150 внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 406 нарушений, допущенных государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Управлением совместно с органами прокуратуры произведено 17 плановых проверок. По информации, поступившей от  контролирующих органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, прокуратуры, правоохранительных органов, проведено 68 внеплановых проверок.

3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В Алтайское краевое УФАС России за 2012 год с заявлениями о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков о недобросовестных поставщиках обратились 28 государственных и муниципальных заказчиков. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии приняты решения о включении в реестр 7 поставщиков (из них с 4-мя  контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов, 3- уклонились от заключения контракта).

4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности

За 2012 год должностными лицами Алтайского краевого УФАС России рассмотрено 81 административный материал, вынесено 74 постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства о размещении заказов, общая сумма наложенных штрафов составила 1 539 073 рублей. Сумма штрафов, подлежащих взысканию ( с учетом прошлых периодов) на сегодняшний день, составляет 1 479 073 рублей.

Общая сумма исполненных штрафов с учётом постановлений 2010- 2011 годов составляет 1 282 356 рублей.

Действенной мерой для обеспечения более полной собираемости штрафов в 2012 году явилось направление неисполненных постановлений о наложении штрафа в соответствующий отдел судебных приставов по месту жительства должника с последующим контролем хода исполнительного производства через управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю. Для принудительного взыскания  в 2012 году судебным приставам направлено 9 постановлений о привлечении к административной ответственности.

 

5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

В судебном порядке в 2012 году обжаловано 18 ненормативных правовых актов, выданных Алтайским краевым УФАС России, из них, по 11 - приняты окончательные решения, вступившие в законную силу, из них - 6 актов оставлены в силе,  5 - отменены полностью.

За отчетный период в суд обжаловано 27 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, из них 22- оставлено в силе, 5 - отменено полностью.

При рассмотрении судами общей юрисдикции дел об обжаловании постановлений о привлечении лиц к административной ответственности отсутствует единообразие принятых решений. По одним и тем же основаниям одни суды оставляют постановление о наложении штрафа в силе, другие – прекращают производство по делу по ст. 2.9. КоАП РФ, то есть, по малозначительности. Составы административных правонарушений, включенные в КоАП РФ, не предусматривают наступление негативных последствий, достаточно самого факта нарушения законодательства о размещении заказов (составы правонарушений являются формальными). Однако суды указывают, что поскольку негативных последствий не создано, то производство по делу необходимо прекратить.

В 2012 году Алтайское краевоеУФАС России принимало участие в 3-х судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Заявители обжаловали действия заказчиков, выразившиеся, в одном случае - в уклонении от заключения контракта, в двух других - в установлении требований к участнику размещения заказа. В удовлетворении исков Заявителям было отказано.

 

Практика применения мер административной ответственности  в соответствии с требованиями КоАП РФ.

 

В 2012 году должностными лицами Алтайского краевого УФАС России вынесено 206 (2011г.-179) постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе

статья 7.29 КоАП РФ –   21(22);

статья 7.30 КоАП РФ –   35(39);

статья 7.31 КоАП РФ –     0  (1);

статья 7.31.1 КоАП РФ –  0  (2);

статья 7.32 КоАП РФ –     8  (3);

статья 9.15 КоАП РФ –     4  (1);

статья 9.21 КоАП РФ –     1  (0);

статья 14.3 КоАП РФ –   83(73);

статья 14.9 КоАП РФ –     5  (6);

статья 14.31 КоАП РФ –  27 (8);

статья 14.32 КоАП РФ –   0(13);

статья 14.33 КоАП РФ –   7  (2);

статья 14.38 КоАП РФ –   3  (1);

статья 19.5   КоАП РФ –   2  (4);

статья 19.7.2 КоАП РФ –  1  (0);

статья 19.7.4 КоАП РФ –  9  (3);

статья 19.8   КоАП РФ  –  0  (1).

Из вынесенных в 2012 году постановлений 168 исполнено в полном объеме, 28 находятся в стадии исполнения, не исполнено – 10.

Сумма наложенного штрафа  за 2012 год составила 5163,6тыс. рублей, взыскано с учетом штрафов, наложенных в 2011 году –6772,8тыс. рублей.

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Адвокатирование конкуренции – одна из приоритетных задач антимонопольных органов, решению которой в Алтайском краевом УФАС уделяется значительное количество времени и сил. Для адвокатирования конкуренции управление использует  разные механизмы.

Взаимодействие со СМИ – один из основных способов адвокатирования.

В отчетный период Алтайское краевое УФАС провело четыре пресс-конференции. Темами встреч с представителями региональных СМИ стали:

- итоги работы территориального управления в 2011 году; задачи на 2012 год (06.03.2012);

- меры, предпринимаемые УФАС в связи со сложившейся ситуацией на рынке ГСМ (15.05.2012);

- нарушение Федерального закона «О рекламе» на примере резонансного дела в отношении стрип-бара «Kama-sutra» (ООО «Артель) (13.07.2012);

- правовое регулирование рекламной деятельности (07.12.2012).

Всего за 2012 год в редакции муниципальных, региональных, федеральных СМИ было разослано 82 собственные новости и 72 материала ФАС России. Одной из популярных форм взаимодействия со СМИ стали комментарии. В 2012 году руководитель управления, заместители руководителя и начальники отделов систематически давали разъяснения антимонопольного законодательства, а также поясняли ситуацию, складывающуюся на рынке социально-значимых групп товаров.

Такая комплексная работа позволяет управлению быть широко представленным в информационном поле региона. В печатных изданиях и новостных лентах ИА, в теле- и радиоэфире за год вышло публикаций и прозвучало упоминаний об Алтайском краевом УФАС России 1213. О ФАС России в печатных и электронных СМИ региона, в теле- и радиоэфире прошло публикаций и прозвучало упоминаний 578.

Алтайское краевое УФАС ведет постоянную рубрику, в которой размещается информация на злободневные темы. Материалы территориального управления публикуются в ежемесячном информационно-аналитическом издании АлтТПП «Наше дело»  на двух полосах под рубрикой: «Антимонопольная служба сообщает».

Специалисты Алтайского краевого УФАС России уделяют значительное внимание взаимодействию с другими органами власти и общественными институтами региона. За обозначенный период времени специалисты УФАС приняли участие в 71 совещаниях, семинарах, «круглых столах». Кроме того  21  мероприятие (совещание, круглый стол) было организовано и проведено сотрудниками УФАС. Основные вопросы, обсуждаемые в ходе мероприятий – нарушение антимонопольного законодательства хозсубъектами, доминирующими на товарных рынках по оказанию услуг электро-, водо- и газоснабдения; ситуация с ценами на продукты питания и ГСМ.

При Алтайском краевом УФАС России действует Общественно-консультативный Совет (ОКС). За указанный период времени было проведено четыре заседания ОКСа. Стоит отметить, что темы для заседаний Общественно-консультативного Совета выбираются с учетом пожеланий членов Совета, а также исходя из их актуальности для разных целевых аудиторий.

Обращения граждан поступают в Алтайское краевое УФАС России по разным каналам связи: посредством электронной почты, телефонных звонков, традиционных письменных обращений на бумажных носителях. Кроме того, посетители приходят на личные приемы к руководителю управления, его заместителям, начальникам отделов. Так, в указанный период времени на личном приеме у руководителя, заместителей руководителя и начальников отделов побывали 118 человек.

Популярным способом взаимодействия с гражданами остается работа посредствам обратной связи на сайте Алтайского краевого УФАС России. За год на сайт поступило 132 обращения граждан.

В 2012 году в качестве нетрадиционных способов адвокатирования конкуренции отработан механизм работы с общественностью - интерактивные опросы на сайте территориального управления. Данная форма была применена с целью изучения общественного мнения по восприятию наружной рекламы ТЦ Весна и стрип-бара Kama-Sutra. Благодаря такому способу взаимодействия управление добилось более широкой и эффективной информированности  общественности и получения обратной связи. В голосованиях приняли участие 2456 человек. Полученный опыт показал, что подобные мероприятия не только повышают интерес к теме, но и оживляют интерактивные ресурсы, на которых они размещены (сайт УФАС по Алтайскому краю), а также способствуют росту посещаемости этих ресурсов, что в нашем случае также будет работать на адвокатирование конкуренции.

В текущем году в работу со СМИ управление ввело пресс-волл. Данная конструкция успешно применяется во время пресс-конференций и комментариев. Считаем, что визуализация образа УФАС способствует повышению узнаваемости службы. 

Продолжается работа в рамках договора о сотрудничестве с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края.

Сотрудники Алтайского краевого УФАС активно взаимодействуют с научной общественностью. Преподавательскую деятельность совмещают с основной службой два сотрудника Алтайского краевого УФАС России.

УФАС России по Алтайскому краю поддерживает тесные связи с Отделением по связям с общественностью Алтайского государственного университета: будущие специалисты с удовольствием приходят на практику в пресс-службу Алтайского краевого УФАС. В 2012 году в управлении прошла практику одна студентка Отделения.