Отчёт о результатах работы Алтайского краевого УФАС России за 2017 год

Информация о результатах работы управления

Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю

за 2017 год.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России), являясь уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для, федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Основные направления деятельности Алтайского краевого УФАС России определены следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-Ф3;
  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой
    деятельности Российской Федерации» 28 декабря 2009 года №381-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ;
  3. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-Ф3;
  4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ.

Результатами деятельности Алтайского краевого УФАС России по основным направлениям в 2017 году явилось следующее.

 

Раздел 1. Антимонопольный контроль

 

  1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» в 2017 году.

 

  • статья 10 - возбуждено 9 дел (в 2016 г. - 13);
  • статья 11 -  возбуждено 3 дел (в 2016 г. - 5);
  • статьи 14.1 - 14.8  - возбуждено 2 дела (в 2016 г. - 4);
  • статья 15 - возбуждено 0 дел (в 2016 г. - 16);
  • статья 16 - рассмотрено 4 дела (в 2016 г. - 1);
  • статья 17 - рассмотрено 10 дел (в 2016 г. - 3);
  • статья 17.1 – возбуждено 27 дел (в 2016 г. - 12);
  • статья 18 – возбуждено 0 дел;
  • статьи 19 - 21  – возбуждено 0 дел;

 

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

 

В 2017 году в результате рассмотрения 240 заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, возбуждено 9 дел (в 2016 году – 13); выявлено 12 фактов нарушений (в 2016 году – 15); выдано 5 предписаний (в 2016 году – 7).

В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Алтайским краевым УФАС России выдано 7 (в 2016 году - 5) предупреждений о прекращении действий (бездействия), из них: содержащих признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции – 1 и  содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - 6. В установленный срок 6 предупреждений были исполнены; в  1 случае предупреждение не было выполнено, в  связи с чем, антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (на конец отчетного периода дело находится в стадии рассмотрения).

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

Алтайским краевым УФАС России в 2017 году возбуждено 3 дела (в 2016 году – 5) по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции; по результатам рассмотрения которых выявлено 1 (в 2016 году – 3) нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции на рынке поставки лекарственных средств при проведении аукционов в электронной форме для государственных нужд; выдано 1 предписание (в 2016 году - 3) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В двух случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия фактов нарушения антимонопольного законодательства.

По статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 3 должностных лица в виде штрафов на общую сумму 60,0 тыс. рублей. и 5 юридических лиц в виде штрафов на общую сумму 1 724,955 тыс. рублей.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

 

Алтайским краевым УФАС России в 2017 году не выявлено признаков нарушения статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

 

Алтайским краевым УФАС России в  2017 году возбуждено 2 дела (в 2016 году – 4) по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дел принято 1 решения о наличии нарушения с выдачей предписания, рассмотрение одного дела прекращено в связи с неподтверждением нарушения в ходе рассмотрения дела.

Выдано 3 предупреждения  (в 2016 году – 3) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

В отчетном периоде исполнено 1 предписание о прекращении нарушений; 4 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо в виде штрафа на сумму 20,0 тыс. рублей. Взыскано в отчетном периоде по данной статье 23,0 тыс. рублей.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

 

В 2017 году Алтайским краевым УФАС дел по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не возбуждалось (2016 – 16). Предписаний органам власти (местного самоуправления) об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции в 2017 году не выдавалось  (2016 - 2)

В отчетном периоде выдано 41 (2016 - 60) предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 4 (2016 - 1) дела о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения выдано 1 предписание (в 2016 году предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений не выдавалось).

К административной ответственности привлечено одно должностное лицо органов власти.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 10 (2016 - 3) дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения дел принято 6 решений о признании фактов нарушений, выдано 2 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

 

В 2017 году всего по статье 17.1 возбуждено 27 дел (2016 - 12). По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 40 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (2016 - 18).

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде заявления по ст. 18 Закона «О защите конкуренции» не поступали, дела о нарушении указанной статьи не возбуждались.

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 104 жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Основное количество жалоб поступило на нарушения при проведении торгов:

- в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- о включении в реестр подрядных организаций в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ № 615 от 01.07.2016).

К основным видам нарушений можно отнести:

- нарушение порядка определения победителя;

- необоснованное отклонение заявки;

- несоответствие документации требованиям законодательства;

- нарушение сроков размещения информации.

 

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2017 году (2016 году) УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 83 (192) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 2 (11) – отказано, 69 (159) – удовлетворено,  12 (21) – удовлетворено с введением ограничения.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

 

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

Управлением ФАС по Алтайскому краю в 2017 году дел, в решение по которым включено требование изъятия  в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  не возбуждалось.

 

1.1.13. Практика направления предостережений

 

В отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства не направлялись.

 

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

 

По статьям 27, 28 Закона о защите конкуренции в 2017г.  в Алтайское краевое УФАС России ходатайств не поступало (в 2016 году - 1 ходатайство по статье 28 Закона о защите конкуренции).

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

 

Заявлений, поданных хозяйствующими субъектами в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о защите конкуренции» в УФАС по Алтайскому краю в отчетном периоде не поступало.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, в отчетном периоде не выдавались.

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

 

Статья 38 Закона о защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России  в 2017 году не применялась.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

 

В 2017 году ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях в Алтайское краевое УФАС России не поступало.

 

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

 

В 2017 году инспекциями управления проведено 6 (2016 - 7) выездных проверок деятельности органов власти по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 6 - плановых выездных проверок.

По результатам всех проверок было возбуждено 3 (2016 – 3) дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 6 предупреждений (2016 – 16 дел) по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не принимало решений о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

 

В 2017 году управлением рассмотрено 1 (в 2016 году - 1)  дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле. По итогам рассмотрения дела принято решение о признании факта нарушения без выдачи предписания (в 2016 году – выдано  2 предписания).

Нарушение выразилось в не включении в схему размещения нестационарных  торговых объектов и исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов фактически существующих объектов.

В отчетном периоде управлением проведены 3 внеплановые выездные проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, по итогам проведения которых признаков нарушений  Закона о торговле не выявлено.

Вместе с тем, в 2017 году управлением ФАС по Алтайскому краю  в связи с непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, возбуждено и рассмотрено 8 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров посредством организации торговой сети (муниципальных торговых сетей), по части 1 статьи 14.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях  по причине нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона  от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По итогам рассмотрения административных дел, вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений в соответствии с частью 1  статьи 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также на основании части 1 статьи 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях внесено 6 представлений о принятии мер по устранению причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению. 

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

 

 

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

 

В 2017 году рассмотрено 177 письменных заявлений о нарушении Федерального закона «О рекламе».

Выявлено 170 фактов, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе.

По данным фактам возбуждено:

-  144 дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по результатам рассмотрения дел выдано 151 предписание;

- 60 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 604,6 тысяч рублей.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с незаконной смс-рекламой, рекламой алкогольной продукции, рекламой медицинских услуг и рекламой финансовых услуг.

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

 

В 2017 году в управление ФАС по Алтайскому краю поступило 894 (в 2016 году - 672) жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд:

- 236 (в 2016 году - 160) жалоб возвращены заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о контрактной системе;

- 131 (в 2016 году - 45) жалоба - отозвана;

- 527 (в 2016 году - 467) жалоб рассмотрено. Из них: 167  жалоб признаны обоснованными (24%) (в 2016 году – 101 (21%)); выявлено 109 (в 2016 году - 77) закупок, проведенных с нарушениями; государственным и муниципальным заказчикам выдано 106 (в 2016 году - 75) обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.

Посредством анализа обоснованных и частично обоснованных жалоб установлено, что типичными нарушениями законодательства о контрактной системе являются:

нарушения порядка отбора участников закупок;

нарушения в части установления требований в документации о закупках, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;

нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

необоснованное отклонение заявок.

Проведено 2 (в 2016 году - 2) плановых и 29 (в 2016 году - 117) внеплановых проверок соблюдения законодательства о закупках, в результате которых выявлено:

18 (в 2016 году - 324) закупок, проведенных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями закона о контрактной системе;

выдано 12 (в 2016 году - 19) обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.

Рассмотрено 91 (в 2016 году - 267) обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В 67 (в 2016 году - 76) случаях приняты решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Рассмотрено 101 административных материалов:

- вынесено 93 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о закупках, общая сумма наложенных штрафов составила 1 751 тысяч рублей.

 

 

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

 

Случаи вынесения судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным антимонопольным органом в 2017 году отсутствуют.

В отчетном периоде управлением ФАС по Алтайскому краю дела в судебные органы не передавались. 

По статье 20.25 КоАП РФ лица к административной ответственности не привлекались.

Раздел 7. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями

 

В 2017 году обжаловано:

5 решений Алтайского краевого УФАС России, принятых по статье 10 Закона о защите конкуренции (в 2016 году – 16);

1 решение – по статье 11 Закона о защите конкуренции (в 2016 году – 2);

1 решение – по статье 15 Закона о защите конкуренции (в 2016 году – 3);

2 решения – по статье 17.1 Закона о защите конкуренции (в 2016 году – 0).

 

Раздел 8. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

 

Жалоб в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2017 году в управление не поступало.

 

Раздел 9. Адвокатирование конкуренции

 

            Особое внимание Управлением уделяется разъяснительной работе по вопросам, решение которых входит в компетенцию ФАС России. Основной целью комплекса подобных мероприятий является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Совершенствуется работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений.

  • На постоянной основе проводятся выездные обучающие семинары с привлечением районных СМИ. В 2017 году в районах края проведено:

- 3 обучающих семинара в районах края по темам «Порядок предоставления муниципальных преференций», «Антимонопольное законодательство в части оборота муниципального имущества» для представителей администраций муниципальных образований;

- 2 семинара по теме  «Правовое регулирование рекламной деятельности» в г. Бийске для предпринимателей и СМИ.

  • Руководителем и сотрудниками УФАС по Алтайскому краю ведется личный прием граждан, представителей бизнес-сообществ, общественных объединений. Помимо этого, по поручению Президента Российской Федерации руководителем УФАС по Алтайскому краю проводится личный прием в региональной Приемной Президента.
  • Ведется активная работа по  освещению  деятельности Управления в СМИ, проводятся регулярные встречи с представителями СМИ по наиболее злободневным вопросам.
  • При УФАС по Алтайскому краю действует Общественно-консультативный совет, в который входят  представители общественных организаций и бизнес-сообществ, где также освещаются и детально разбираются актуальные проблемы, в рамках компетенции ведомства.
  • Руководитель Управления, а также заместители руководителя на постоянной основе принимают участие в различных конференциях, семинарах, круглых столах.
  • Стремясь максимально охватить и донести информацию до всех групп населения, в том числе и молодежи, ведется  активная работа в сети Интернет: на сайте управления систематически обновляется информация о деятельности антимонопольной службы и новшествах законодательства; с целью изучения общественного мнения проводятся опросы;  для удобства граждан, желающих обратиться с вопросом или жалобой работает форма обратной связи. УФАС России проводит активную информационную работу в социальных сетях. Как показывает практика, данный инструмент позволяет не только оперативно получать  обратную связь, но и  исследовать настроения граждан, дает возможность  более доступного и быстрого информирования, сокращая тем самым дистанцию «государство-гражданин» и формируя эффективный диалог, что подтверждает ежедневный прирост «подписчиков» в социальных сетях.