• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет о работе Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2016 год

Информация о результатах работы управления

Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю

за 2016 год.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России), являясь уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для, федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Основные направления деятельности Алтайского краевого УФАС России определены следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-Ф3;

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» 28 декабря 2009 года №381-ФЗ;

3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ;

4. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-Ф3;

5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ.

Результатами деятельности Алтайского краевого УФАС России по основным направлениям в 2016 году явилось следующее.

Раздел 1. Антимонопольный контроль

1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» в 2016 году.

  • статья 10 - возбуждено 13 дел (в 2015 г. – 35);
  • статья 11 -  возбуждено 5 дел (в 2015 г. – 12);
  • статьи 14.1 - 14.8  - возбуждено 4 дела (в 2015 г. – 11);
  • статья 15 - возбуждено 16 дел (в 2015 г.– 73);
  • статья 16 - рассмотрено 1 дело (в 2015 г. - 4);
  • статья 17 - рассмотрено 3 дела (в 2015 г.-15);
  • статья 17.1 – возбуждено 12 дел (в 2015 г. – 21);
  • статья 18 – возбуждено 0 дел;
  • статьи 19 - 21  – возбуждено 0 дел;

1.1.1 Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10  Федерального закона «О защите конкуренции»)

В 2016 году в результате рассмотрения 325 заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», возбуждено 13 дел (в 2015 году – 35); выявлено 15 фактов нарушений (в 2015 году – 39); выдано 7 предписаний (в 2015 году – 15).

В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Алтайским краевым УФАС России выдано 5 предупреждений (в 2015 году - 15) о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В установленный срок 4 предупреждения были исполнены; в 1 случае предупреждение не было выполнено, в  связи с чем, антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (на конец отчетного периода дело находится в стадии рассмотрения);  1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде,  исполнено в отчетном – 2016 году.

1.1.2 Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Федерального закона «О защите конкуренции»)

В 2016 году возбуждено 5 дел (в 2015 году – 12) по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального Закона «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения выявлено 3 нарушения (в 2015 году – 10) из них:

- 1 нарушение на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Пристанском  районе Алтайского края;

- 2 нарушения  при проведении аукционов в электронной форме для государственных нужд;

Выдано 3 предписания (в 2015 году -10) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В двух случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия фактов нарушения антимонопольного законодательства. 

По статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц в виде штрафов на общую сумму 120,0 тыс. рублей.

1.1.3 Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Федерального закона «О защите конкуренции»)

Признаков нарушения статьи 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в 2016 году не выявлено.

1.1.4 Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

Алтайским краевым УФАС России в  2016 году рассмотрено 23 заявления по недобросовестной конкуренции (в 2015 году – 38 заявлений), по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2015г. – 11). По результатам рассмотрения дел принято 2 решения о наличии нарушений (в 2015г. – 11), рассмотрение двух дел прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства; предписания о прекращении нарушений в отчетном периоде не выдавались. Нарушения выявлены по статьям 14.4 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

Выдано 3 предупреждения  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

По статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 4 должностных лица в виде штрафов на общую сумму 48,0 тыс. рублей. Взыскано в отчетном периоде по данной статье 106,7 тыс. рублей.

1.1.5.   Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции»)

В 2016 году возбуждено 16 дел (в 2015 г. – 73) по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выдано 60 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

По статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 2 должностных лица в виде штрафов на общую сумму 30,0 тыс. рублей.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Федерального закона «О защите конкуренции»)

В 2016 году  рассмотрено 1 дело (в 2015 г. - 4) о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения предписание не выдавалось (в 2015 году выдано 4 предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений).

По статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности 2 должностных лица в виде штрафов на общую сумму 40,0 тыс. рублей.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Федерального закона «О  защите конкуренции»)

В 2016 году  рассмотрено 3 дела (в 2015 г. -15). По итогам рассмотрения дел принято 3 решения о признании фактов нарушений, предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде не выдавались.         

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Федерального закона «О  защите конкуренции»)

В 2016 году возбуждено 12 дел (в 2015 г. - 21). Выдано 18 предписаний (в 2015 г. - 38).

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Федерального закона «О  защите конкуренции»)

В 2016 году  заявления по ст. 18 Закона «О защите конкуренции» не поступали, дела о нарушении указанной статьи не возбуждались.

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 18.1 Федерального закона «О  защите конкуренции»)

В 2016 году рассмотрено 150 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Основное количество жалоб поступило на нарушения при проведении торгов:

- в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

- аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К основным видам нарушений можно отнести:

- нарушение порядка определения победителя;

- необоснованное отклонение заявки;

- несоответствие документации требованиям законодательства;

- нарушение сроков размещения информации.

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2016 году (2015 году) УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 192 (193) заявления заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 11 (14) – отказано, 159 (172) – удовлетворено,  21 (7) – удовлетворено с введением ограничения.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В  2016 году дел, в решения по которым включено требование изъятия  в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами,  не возбуждалось.

1.1.13. Практика направления предостережений

В 2016 году в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства не направлялись.

1. 2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 31, 34 Закона о защите конкуренции)

Согласований сделок в соответствии со статьей 27 Закона «О защите конкуренции» по созданию и реорганизации коммерческих организаций с учетом антимонопольных требований  в 2016 году не производилось, ходатайств в Алтайское краевое УФАС России не поступало (в 2015 году - 0 ходатайств).

В целях соблюдения требований статьи 28 Закона «О защите конкуренции» ( сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, подпадающие под требования антимонопольного законодательства) Алтайским  краевым УФАС за отчетный период рассмотрено 1 ходатайство (в 2015 году – 2 ходатайства).

В отчетном периоде Алтайским  краевым УФАС России  рассмотрено 3  уведомления, предусмотренных статьей 31 Закона «О защите конкуренции».

При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2016г. осталась такая сферы деятельности, как: торговля.

Отклонение ходатайств и уведомлений в отчетном периоде не производилось.

По результатам рассмотрения ходатайств предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавались.

 Нарушений по статье 34 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде не выявлялось.

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

Заявлений, поданных хозяйствующими субъектами в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона «О защите конкуренции» в Алтайское краевое УФАС России в отчетном периоде не поступало.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству, в отчетном периоде не выдавались.

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

Статья 38 Закона «О защите конкуренции» Алтайским краевым УФАС России  в 2016 году не применялась.

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В 2016 году ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о естественных монополиях в Алтайское краевое УФАС России не поступало.

1. 3 . Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2016 году инспекциями управления проведено 7 (2015 - 7) выездных проверок деятельности органов власти по соблюдению антимонопольного законодательства, в том числе, 6 - плановых выездных проверок.

По результатам всех проверок было возбуждено 3 (2015 – 9) дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 16 предупреждений (2015 – 7 дел) по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

1. 4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Алтайское краевое УФАС России по результатам рассмотрения дел по статье 11 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде не принимало решений о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2016 году возбуждено 2 дела (в 2015 г. - 6) по признакам нарушения Закона о торговле, из них:

- 1 дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле;

- 1 дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле.

По результатам рассмотрения:

- выявлено 2 факта нарушения Закона о торговле;

- выдано 2 предписания (в 2015 г.– 4);

- 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

Нарушение выразилось в невключении в схему размещения нестационарных  торговых объектов и исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов фактически существующих объектов.

В отчетном периоде управлением проведена 1 внеплановая выездная проверка торговой сети, по итогам проведения которой возбуждено дело.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

1

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

 

 

0

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности          

В 2016 году рассмотрено 210 письменных заявлений о нарушении Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрено 353 факта, указывающих на наличие нарушения законодательства РФ о рекламе, при этом по 222 фактам возбуждено:

-  170 дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по результатам рассмотрения дел выдано 180 предписаний;

- 58 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 310 тысяч рублей.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с незаконной смс-рекламой, рекламой алкогольной продукции, рекламой медицинских услуг и БАДов.

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

В 2016 году поступило 672 жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд: 

- 160 жалоб были возвращены заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о контрактной системе;

- 45  жалоб были заявителями отозваны;

- 467 жалоб рассмотрено. Из них: 101 жалоба признана обоснованной (21%); выявлено 77  закупок, проведенных с нарушениями, государственным и муниципальным заказчикам выдано 75 обязательных для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере закупок.

Наиболее частым и характерным нарушением  является нарушение порядка отбора участников закупок.

Проведено 2 плановых и 117 внеплановых проверок соблюдения законодательства о закупках, в результате которых выявлено:

-  324 закупки, проведенных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями закона о контрактной системе;

- выдано 19  обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.

Рассмотрено 267 обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В 76 случаях приняты решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. По результатам рассмотрения обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков выдано 1 предписание.

Рассмотрено 118 административных материалов:

- вынесено 114 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о закупках, общая сумма наложенных штрафов составила 2 278 тысяч рублей.

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

Случаи вынесения судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным антимонопольным органом в 2016 году отсутствуют.

В отчетном периоде управлением ФАС по Алтайскому краю дела в судебные органы не передавались. 

По статье 20.25 КоАП РФ лица к административной ответственности не привлекались.

Раздел 7. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства

и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями

В 2016 году обжаловано:

16 решений Алтайского краевого УФАС России, принятых по статье 10 Закона о защите конкуренции (в 2015 году – 17);

2 решения – по статье 11 Закона о защите конкуренции (в 2015 году – 2);

3 решения – по статье 15 Закона о защите конкуренции (в 2015 году – 2).

Раздел 8. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

Жалоб, в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2016 году в Алтайское краевое УФАС России, не поступало.

Раздел 9. Адвокатирование конкуренции

Особое внимание Управлением уделяется разъяснительной работе по вопросам, решение которых входит в компетенцию ФАС России. Основной целью комплекса подобных мероприятий является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Совершенствуется работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений.

  • На постоянной основе проводятся выездные обучающие семинары с привлечением районных СМИ. В 2016 году в районах края проведено:

- 6 обучающих семинаров в районах края по темам «Порядок предоставления муниципальных преференций», «Антимонопольное законодательство в части оборота муниципального имущества» для представителей администраций муниципальных образований;

- 3 семинара по теме  «Правовое регулирование рекламной деятельности» в г. Рубцовск, г. Славгород, г. Яровое для предпринимателей и СМИ.

  • Руководителем и сотрудниками УФАС по Алтайскому краю ведется личный прием граждан, представителей бизнес-сообществ, общественных объединений. Помимо этого, по поручению Президента Российской Федерации руководителем УФАС по Алтайскому краю проводится личный прием в региональной Приемной Президента.
  • Ведется активная работа по  освещению  деятельности Управления в СМИ, проводятся регулярные встречи с представителями СМИ по наиболее злободневным вопросам.
  • При УФАС по Алтайскому краю действует Общественно-консультативный совет, в который входят  представители общественных организаций и бизнес-сообществ, где также освещаются и детально разбираются актуальные проблемы, в рамках компетенции ведомства.
  • Руководитель Управления, а также заместители руководителя на постоянной основе принимают участие в различных конференциях, семинарах, круглых столах.
  • Стремясь максимально охватить и донести информацию до всех групп населения, в том числе и молодежи, ведется  активная работа в сети Интернет: на сайте управления систематически обновляется информация о деятельности антимонопольной службы и новшествах законодательства; с целью изучения общественного мнения проводятся опросы;  для удобства граждан, желающих обратиться с вопросом или жалобой работает форма обратной связи. ФАС России проводит активную информационную работу в социальных сетях. Как показывает практика, данный инструмент позволяет не только оперативно получать  обратную связь, но и  исследовать настроения граждан, дает возможность  более доступного и быстрого информирования, сокращая тем самым дистанцию «государство-гражданин» и формируя эффективный диалог, что подтверждает ежедневный прирост «подписчиков» в Twitter, Facebook, ВКонтакте, Instagram и др.