• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2014 год.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы России, осуществляет функции по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности естественных монополий  (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок в соответствии с требованиями Федерального о контрактной системе в сфере закупок.

Направления деятельности УФАС России по Алтайскому краю определяются законодательством Российской Федерации, а именно:

1.      Федеральный закон «О защите конкуренции « от 26.07.2006 №135-ФЗ;

2.      Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации» от28.12.2009г. №381-ФЗ ;

3.      Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ;

4.      Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ;

5.       Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ;

6.       Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц» от 18.07.2011 №223.

Итоги работы УФАС России по Алтайскому краю по основным направлениям  в 2014 году изложены ниже.

Антимонопольный контроль

Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции (далее - Закон «О защите конкуренции»)

Алтайским краевым УФАС России в  2014 году рассмотрено –  605 (в 2013 году - 431) заявлений, в том числе: (в скобках - данные 2013года)

по статье 10 –  403;

по статье 11 – 32;

по статье 11.1 – 0;

по статье 14 – 48;

по статье 15 – 29;

по статье 16 - 12;

по статье 17 –  69;

по статье 17.1 – 11;

по статье 18 –  0;

по статье 18.1 -  0;

по статьям 19-21 – 1.          

В отчетном периоде отмечается рост количества обращений по статьям 10, 11,14,16,17,17.1 Закона «О защите конкуренции», при этом в качестве положительных моментов можно отметить   желание заявителей легальными, законными способами отстаивать свои права и интересы при содействии государственных органов.

Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции») 

В 2014 году в адрес управления поступило 403 заявления по признакам нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которых выдано 8 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 30 дел о нарушении антимонопольного законодательства.  

В установленный срок  6 предупреждений были исполнены, в  2 случаях предупреждения не были выполнены, в  связи с чем, антимонопольным органом были приняты решения о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Всего в отчетном периоде Алтайским краевым УФАС России выявлено 32 (52) нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции». Злоупотребление хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, остается весьма распространенной группой правонарушений на товарных рынках Алтайского края.

По видам количество выявленных нарушений статьи 10 Закона  «О защите конкуренции» распределилось следующим образом:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1;

навязывание невыгодных условий договора – 3;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 6;

необоснованный отказ от заключения договора – 7;

создание дискриминационных условий – 6;

нарушение порядка ценообразования – 6;

прочие нарушения – 3.

Таким образом, наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: необоснованный отказ от заключения договора; необоснованное сокращение или прекращение производства товара; создание дискриминационных условий; нарушение порядка ценообразования.

В отчетном периоде к «прочим нарушениям» отнесены действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц, такие как:

незаконное выставление ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги,  жильцам многоквартирных домов платежных документов на оплату коммунальных услуг - 2;

неисполнение  сетевой организацией в установленный законом срок условий договора о технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств бытового потребителя -1.

В  2014 году управлением возбуждено по признакам нарушения статьи 10 Закона  «О защите конкуренции» 31 дело. В 24 случаях Комиссией приняты решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства: хозяйствующим субъектам выдано  15 соответствующих предписаний; 9 дел прекращено согласно пункту 1 части 1 статьи  48 Закона  «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения. В семи случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства. 

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)         Алтайским краевым УФАС России в 2014 году выявлено 7 нарушений части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», из них: 5 - на рынке оказания услуг по закупу сырого коровьего молока в разных районах Алтайского края; 2 – при проведении открытых аукционов в электронной форме для муниципальных нужд.

Всего в  2014 году управлением по признакам нарушения пунктов 1, 2  части 1 статьи 11 Закона  «О защите конкуренции» возбуждено 9 дел. По итогам рассмотрения данных дел, выдано 5 предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, 2 дела прекращены согласно пункту 1 части 1 статьи  48 Закона  «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения. В двух случаях рассмотрение дел прекращено по причине отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства. 

Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014 году рассмотрено 48 заявлений о нарушении ст. 14 Федерального закона  «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения которых возбуждено 20 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дел принято 17 решений о наличии нарушений, выдано 14 предписаний о прекращении нарушений; по результатам рассмотрения трех дел приняты решения о прекращении дела в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде исполнено 13 предписаний (в т.ч. 1 предписание, выданное в 2013 году), 2 предписания находятся в стадии исполнения.

Анализ динамики показателей, связанных с рассмотрением заявлений о недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что в более половины случаев, отраженных в заявлениях, действия не подпадают под понятие недобросовестной конкуренции, данное в Законе. В частности, причиной отказа в возбуждении дела является отсутствие конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление, а также отсутствие в действиях хозяйствующих субъектов признаков недобросовестной конкуренции.

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)        

В 2014 году Алтайским краевым УФАС возбуждено  104 дела по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлено 103 нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выдано 86 предписаний органам власти (местного самоуправления) об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в соответствующие акты, совершения иных действий, направленных на обеспечение конкуренции.  15 дел прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Количество прекращенных производств по возбужденным делам в связи отсутствием факта нарушения по сравнению с предыдущим годом снизилось: 1 дело вместо 6 в 2013году.

Динамика количества возбужденных дел по статье 15 характеризуется значительным увеличением выявленных нарушений. Это связано с усилением работы управления на рынках похоронных услуг, операций с недвижимым имуществом, включая землю.

Конкретные рынки, на которых были выявлены нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции»:

- строительный комплекс – 44;

- жилищно-коммунальное хозяйство – 10;

- операции с недвижимым имуществом, включая землю – 27;

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание – 4;

- похоронных услуг – 10;

- прочие – 9.

Как и в предыдущие отчетные периоды, в общем массиве нарушений в качестве субъекта ответственности преобладают, прежде всего, органы местного самоуправления.

Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» по видам можно распределить следующим образом:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам – 52;

- установление ограничений в выборе продавцов – 9;

- незаконное предоставление  государственной или муниципальной преференции – 14;

- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 2;

- прочие нарушения – 26.

В категории «прочие» зафиксированы нарушения общего запрета, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и связанные с бездействием органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные нормативные акты, передачей органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов, наделением органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями, необоснованным перемещением органом исполнительной власти субъекта медицинской организации частной системы здравоохранения в 1 управленческую группу стационарной медицинской помощи.

В отчетном периоде, сотрудниками УФАС по Алтайскому краю на предмет соответствия антимонопольному законодательству проверено: 1035 ненормативных актов Федеральных органов исполнительной власти; 53 нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти Алтайского края, 24 нормативных и ненормативных актов Алтайского краевого Законодательного Собрания, 10548 муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Алтайского края.

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 17 дел о нарушении органами власти (органами местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона «О защите конкуренции», по итогам рассмотрения которых выдано 10 предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений. Все предписания исполнены в полном объеме. Из указанных 17 дел: 1- возбуждено в связи с заключением письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по оказанию коммунальных услуг населению, 2 – в связи с заключением договоров на оказание похоронных услуг без проведения торгов;  3 – в связи с заключением письменных соглашений, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами; 6 – в связи с заключением договора на оказание услуг по перевозке пассажиров; 4 – в связи с заключением без проведения аукциона государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины; 1 – в связи с заключением дополнительного соглашения, вносящего изменения в существенные условия договора аренды лесного участка.

Структура выявленных нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции» по видам следующая:

повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 0;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 0;

раздел товарного рынка – 0;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 15;

прочие нарушения – 2.

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции») 

В 2014 году в УФАС по Алтайскому краю поступило 69 заявлений, рассмотрено 13 дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (2 дела – в отношении муниципального унитарного предприятия, 1 дело – в отношении государственного учреждения, 1 дело – в отношении коммерческой организации, 4 дела – в отношении органов местного самоуправления, 5 дел – в отношении органов исполнительной власти).

Нарушения выразились:

в неопубликовании извещения о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца муниципального имущества в сети «Интернет» и в сокращении срока опубликования извещения о продаже объектов муниципальной собственности;

в нарушении порядка определения победителя при проведении конкурса;

в укрупнении лотов за счет поставки товара на нескольких территориях;

в указании в документации запроса предложений невыполнимых требований о поставке товара на нескольких территориях;

в отсутствии порядка (методики) оценки заявок участников конкурса по нестоимостному критерию;

в создании преимущественных условий участия в торгах.

По итогам рассмотрения дел принято 13 решений о признании фактов нарушений, в том числе 1 с прекращением производства по делу в связи с добровольны устранением нарушения, предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде не выдавались.  

Структура нарушений по видам:

-координация деятельности участников торгов, запроса котировок - 0;

-создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок - 8;

-нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок - 1;

-участие организаторов торгов, заказчиков торгов в торгах, запросе котировок – 0;

-необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок - 0;

-ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок - 1;

-прочие нарушения – 3.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014 году всего по статье 17.1 возбуждено 37 дел. По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 55 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Прекращенных дел в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства не было, 3 дела прекращены в связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения.

Предоставление государственных или муниципальных преференций

В 2014 году УФАС по Алтайскому краю рассмотрено 396 заявлений заинтересованных органов власти о предоставлении государственных (муниципальных) преференций  хозяйствующим субъектам. По итогам рассмотрения заявлений приняты следующие решения: 18 – отказано, 191  – удовлетворено,  187  – удовлетворено с введением ограничения, 0 – выдано уведомление о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Предоставление преференций выразилось в передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов, а также в применении понижающих коэффициентов при расчете арендной платы таких объектов.

Структура поступивших заявлений по видам преференций следующая:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 0;

- развитие образования и науки – 2;

- проведение научных исследований – 0;

- защита окружающей среды – 22;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – 0;

- развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3;

- развитие физической культуры и спорта – 2;

- обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 0;

- производство сельскохозяйственной продукции – 1;

- социальное обеспечение населения – 29;

- охрана труда – 0;

- охрана здоровья граждан – 3;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 333;

- цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ – 1.

Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)               

В связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изменением пороговых значений резко сократилось количество ходатайств о совершении сделок, предусмотренных статьями 27, 28, 29 вышеуказанного закона.

По статье 27 Закона «О защите конкуренции» в 2014 г.  в Алтайское краевое УФАС России поступило 1 ходатайство.

В целях соблюдения требований статьи 28 Закона «О защите конкуренции» УФАС по Алтайскому краю за отчетный период рассмотрено 4 ходатайства, одно из них в сфере естественных монополий.

При анализе деятельности хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе, обратившихся в антимонопольный орган по согласованию сделок, в соответствии с требованиями статей 27, 28 Закона «О защите конкуренции», видно, что наиболее привлекательными для бизнеса в 2014 г. остались такие сферы деятельности, как: покупка и продажа электрической энергии, агропромышленный комплекс и т.д.  - отрасли, наиболее типичные для нашего региона. 

По результатам рассмотрения ходатайств предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавались, поскольку основное количество сделок носило межотраслевой характер.

Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)       

Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов, предусмотренное статьей  38 Закона «О защите конкуренции», Алтайским краевым УФАС России  в 2014 году не применялась.

Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

В 2014 году управлением возбуждено и рассмотрено 4 дела по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле.  

Нарушения выразились в издании нормативных актов, устанавливающих необоснованные требования к хозяйствующим субъектам.

Контроль рекламной деятельности

В 2014 году рассмотрено 307 заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламной деятельности, из них по 129 возбуждены дела, по инициативе управления по выявленным нарушениям возбуждены 72 дела. Таким образом, по нарушениям законодательства о рекламе в 2014 году возбуждено 201 дело. По результатам рассмотрения вынесено 278 обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.   

Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

УФАС России  по Алтайскому краю в 2014 году рассмотрено 624 жалобы на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд.  98 жалоб было рассмотрено по размещению заказов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее в скобках указаны показатели по Закону о размещении заказов).

311 жалоб были возвращены заявителям, поскольку поданы с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

За 2014 год заявителями были отозваны 40 поступивших на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссии при закупках для государственных и муниципальных нужд жалоб.

Комиссией по контролю в сфере размещения заказа УФАС России  по Алтайскому краю рассмотрено 273 жалобы, из них 73 были признаны обоснованными, что в процентном соотношении составляет 26%.  По результатам рассмотрения жалоб участников выявлено 83 закупки, проведенные с нарушениями, государственным и муниципальным заказчикам выдано 74 обязательных для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере закупок.

Наиболее характерными нарушениями являются следующие виды: нарушение порядка отбора участников закупок, предъявление дополнительных требований к участникам закупок.

С целью выявления и пресечения нарушений в сфере закупок УФАС по Алтайскому краю в 2014 году проведено 2 плановых и 90 внеплановых проверок соблюдения законодательства о закупках, в результате которых выявлено 311 закупок, проведенных государственными и муниципальными заказчиками с нарушениями закона о контрактной системе. Выдано 77 обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере закупок.

УФАС России по Алтайскому краю за 2014 год рассмотрено 61 обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии приняты решения о включении в реестр 29  поставщиков (из них с 5-ю - контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов, с 6-ю - приняты заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов, 55 - уклонились от заключения контракта).

По результатам рассмотрения обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков выдано 7 предписаний.

Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП  РФ

В отчетном периоде управлением ФАС по Алтайскому краю дела в судебные органы не передавались. 

Случаи вынесения судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным УФАС России по Алтайскому краю,  в 2014 году отсутствуют.

В 2014 году ( по всем направлениям контроля) вынесено 163 постановления о привлечении к административной ответственности.

Из вынесенных в 2014 году постановлений 125 исполнено в полном объеме, в стадии исполнения -28, не исполнено 10.

Сумма подлежащего взысканию штрафа  за 2014 год составила 7385,8 тыс.рублей, взыскано с учетом переходящих штрафов 2013 года – 4747,7 тыс. рублей, в том числе:

За выявленные нарушения законодательства о рекламе вынесено по статье 14.3 КоАП РФ  - 63постановления на сумму 458,5 тыс.руб.

По статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности в виде штрафов 9 должностных лиц и одно юридическое лицо на общую сумму 208,0 тыс. рублей.

За 2014 год должностными лицами УФАС России по Алтайскому краю рассмотрено 40 административных материалов, вынесено 37 постановлений о наложении штрафов за нарушения законодательства о закупках (законодательства о размещении заказов), общая сумма наложенных штрафов составила 738 тысяч рублей. Общая сумма исполненных штрафов с учётом постановлений от 2012, 2013 годов составляет 597,3 тысяч рублей.