Повышения цен на бензин ждут по всей стране. Алтайский край еще лелеет надежды

 

На заправочных станциях снова разговоры лишь об одном: будет или не будет очередное повышение цен на бензин. Все остальное: и новые правила техосмотра, и штрафы ГИБДД, и качество дорог – меркнет по сравнению с этим наболевшим вопросом, который уже изрядно измотал всем нервы и кошельки. Масло в огонь подливает тот факт, что власти и нефтяные компании всячески опровергают слухи о возможном росте цен на горючее. Что делать водителям? Не гадать же на ромашке или кофейной гуще? Газета «№ 1» постаралась выяснить, на что надеяться и его в итоге ждать автомобилистам края.

На ошибках учатся?

Первыми тревогу забили экономические аналитики, которые зафиксировали прекращение падения на биржах розничных цен на бензин. Греющее душу снижение продолжалось недолго, всего 11 недель, а на этой – ценник снова пополз вверх: по данным Росстата, стоимость популярных видов топлива выросла на шесть процентов. В Алтайском топливном союзе корреспонденту газеты «№ 1» сообщили, что наши заправки от бирж никак не зависят, а полностью играют по правилам крупных нефтяных компаний. У которых пока все стабильно и с запасами, и с поставками.

Хотя в памяти автомобилистов еще сохранилась ситуация прошлого года: когда в одно­часье бензин стал дороже золота, а многие заправки просто прекратили наливать. Поэтому-то после бензинового кризиса, который прокатился по всей стране, государство задрало вверх пошлины на экспорт, в результате которого топливо вывозилось, но помаленьку. Из-за этого в цистернах накопилось достаточно литров для того, чтобы цену внутри страны сохранять на преж­нем уровне. Но даже и водителю трамвая ясно, что так не могло продолжаться вечно.

Как ни крути, а российским нефтяным компаниям выгоднее лить топливо в зарубежные заправки, а не в отечественные. Напомним, что именно этот фактор, по оценке многих экспертов, подтолкнул к прошлогоднему скачку цен на топливо. А ведь, как мы все знаем, история имеет свойство повторяться. «Когда была предвыборная кампания президента, шла четкая установка, которая запретила нефтяным компаниям варьировать цены и в оптовом, и в розничном секторе, – рассуждает президент Алтайского топливного союза, директор одной из заправочных сетей края Юрий Матвейко. – Сейчас у нефтяников руки развязаны, они снова могут открыть трубу на экспорт и осушить внутренний рынок. Сомнения, что это во второй раз допустят, у меня есть. Дважды наступать на одни и те же грабли никому не хочется».

Чтоб сбылось

Наш край на фоне нарастающей истерии и повсеместного затаривания дешевым бензином пока держится молодцом. Недовольства на заправках нет, правда, и уверенности тоже нет. «Сейчас стал ездить гораздо больше, чем зимой, поэтому и без этого на бензин стало больше денег уходить. А если еще повысят, то придется, наверное, ограничивать себя в поездках», – говорит барнаульский автовладелец Алексей Махов. Власти же опровергают возможность повышения. «Результаты ежедневного мониторинга говорят о том, что ситуация с ГСМ в регионе по-прежнему стабильная: запасы разного вида топлива у разных компаний на сегодняшний день составляют от

10 суток до двух месяцев», – говорит заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю Людмила Смирнова.

При этом объем реализации автомобильного бензина и дизельного топлива за январь – февраль этого года кардинально не изменился. «Ценовая политика участников рынка нефтепродуктов в первом квартале 2012 года также характеризуется относительной стабильностью как оптовых, так и розничных цен, причем на все основные виды автомобильного топлива», – сообщили корреспонденту газеты «№ 1» в Федеральной антимонопольной службе по Алтайскому краю.

Ударить по карману

В Алтайском крае, где нет собственной нефтепереработки, оптовая цена ГСМ, а затем и розничная, зависят в первую очередь от отпускных цен поставщиков на первичном оптовом рынке. А это в основном нефтеперерабатывающие заводы и их дочерние компании, расположенные в Сибирском федеральном округе. Но даже несмотря на это, алтайским автомобилистам несказанно везет, ведь цены на горючее остаются по-прежнему одними из самых низких не только в СФО, но и по всей России. В той же Самаре, Камчатском крае 92-ой наливают уже за 27–27,5 рубля, в то время как у нас цена его остается на уровне 24 рублей за литр. «По факту мы пока изменений не видим. На заправках цены прежние, – говорит председатель Федерации автовладельцев Алтайского края Виктор Клепиков. – Но если и по России цена начала расти, то логично предположить, что и наш регион не сможет остаться в стороне».

Это первый тревожный звоночек. Второй уже тоже на подходе: накануне посевных кампаний всегда происходит традиционное удорожание. Поэтому, конечно, верить можно в лучшее, но все-таки стоит опасаться скачка в 3–5 процентов. Что, в общем-то, по меркам автомобильных баков сумма не малая. Бензиновая интрига разрешится уже в скором времени. Это вопрос трех-четырех недель.

заправлялся Виталий Маслюк

maslukpress@list.ru

(3852) 22-64-82

Время подумать есть

Аккурат бензиновым потрясениям по всей России один из  исследовательских центров провел масштабное исследование. В итоге выяснилось, что около четверти российских автовладельцев откажутся от эксплуатации личного автомобиля, если цена на бензин превысит 30 рублей за литр. По словам каждого четвертого участника опроса (25 процентов), цены на бензин и так завышены, поэтому в случае очередного подорожания они «пересядут на общественный транспорт». 

В свою очередь 15 процентов  автовладельцев откажутся от поездок на личном авто при цене бензина свыше 40 рублей, 8 процентов  респондентов остановит цена более 50 рублей за литр, 5 процентов – более 60 рублей. Еще 5 процентов автомобилистов уже отказались от такой роскоши, как перемещение на собственном автомобиле, или же используют машину в исключительных случаях.

А еще

1 июля в России ожидается очередное повышение акцизов на топливо, следовательно, цены на бензин и дизель снова резко пойдут вверх. Чтобы сгладить этот скачок, ФАС и Минэнерго предлагают ввести гибкие ставки акцизов, привязав их к мировым ценам на нефть. По мнению заместителя руководителя ФАС России Александра Голомолзина, с переходом на гибкие акцизы топливо не будет дорожать так резко, как это было, например, в 2011 году.

Кстати

По итогам трех волн антимонопольных дел, связанных с завышением цен на бензин, нефтяники заплатили 19 млрд рублей. Если говорить об общей сумме штрафов, то она достигла 20,7 млрд рублей.

Важно

На этой неделе увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в шести центрах субъектов Российской Федерации.

Справка

Государство продолжает ужесточать регулирование рынка автомобильного горючего. Теперь оно намерено ограничить предельную надбавку на бензин для независимых АЗС. Если предложение будет принято, то надбавка, которую смогут устанавливать независимые АЗС, в этом году составит 4,5 тысячи рублей за тонну продаваемого горючего. В случае ее превышения компаниям грозит штраф или расторжение контракта.

Цифра

Средняя цена бензина в России составляет 26,77 рубля.

Цены на популярные виды топлива в Алтай­ском крае по состоянию на 22.03.2011 г. (в рублях):

Аи92 – 23,70 

Аи95 – 25,30

Аи98 –27,20