Вся страна живет в режиме чрезвычайной ситуации, чтобы отдавать господряды кому надо.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Антикоррупционная организация «Трансперенси Интернешнл — Россия» («ТИ–Р») опубликовала итоги расследования госзакупок, сделанных в режиме чрезвычайной ситуации. «ТИ–Р» подсчитала, что каждый год Россия теряет на этом миллиарды. В прошлом году сумма превысила 1,7 млрд рублей.
Что такое госзакупка в чрезвычайной ситуации
Есть такой вид закупок, когда не требуется проведение аукциона или конкурса — подрядчика выбирают напрямую. В федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе» прописано более 50 оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Один поставщик выбирается, например, при закупке из-за аварии, ЧС или форс-мажорных обстоятельств. К форс-мажору относят природные стихийные бедствия, эпидемии, террористические акты, санкции и т. д.
 
А вот предпринимательские риски к форс-мажору не относятся. Если, скажем, контрагенты нарушили договоренности, изменился валютный курс или девальвировалась национальная валюта — выпутывайтесь сами.
Когда возникают злоупотребления
Закон «О контрактной системе» гласит, что режим ЧС могут ввести муниципальные, региональные либо федеральные власти.
Закупку допускается объявить чрезвычайной, если ситуация возникла внезапно, услуги или работы требуются немедленно и устраивать тендер среди нескольких компаний нецелесообразно. Здесь и возникает риск злоупотреблений: ни в законе №44-ФЗ, ни в подзаконных нормативных актах нет определения понятия «внезапность».
К примеру, муниципалитет Курганской области в июле 2016 года заключил контракт с единственным подрядчиком на капремонт центральной водопроводной сети. Цена контракта составила 4 млн руб. При этом авария на сетях, которая привела к ЧС, случилась еще в мае — за два месяца до заключения контракта.
Как подсчитали в «ТИ–Р», в среднем закупки дают ежегодную экономию 9% бюджетных средств. Общая сумма контрактов, в которых «ТИ–Р» обнаружила нарушения, в 2017 году составила 18,5 млрд руб. То есть бюджет России потерял на чрезвычайных госзакупках 1,7 млрд руб.
К чрезвычайным закупкам обычно прибегают при заключении договоров на капремонт ветхого и аварийного жилья, хотя аварии в старом жилом фонде спрогнозировать несложно. Еще один распространенный случай — ремонт аварийных котельных. Деньги на эти работы власти могут не выделять все лето, а перед началом отопительного сезона объявить режим ЧС, взять средства из резервного фонда и отдать нужному подрядчику.
Часто нарушают еще одно требование к закупкам в режиме ЧС. Закон говорит, что таким способом приобретается только объем товаров, работ или услуг, который необходим для ликвидации последствий ЧС. Остальное оформляется через торги и аукционы с участием нескольких подрядчиков.
Как бюджетные деньги уходят в «свои» карманы
«ТИ–Р» приводит примеры злоупотреблений при заключении чрезвычайных контрактов.
Пример 1. Работы на полигоне ТБО «Малинки» в Подмосковье
Количество контрактов: 18.
Общая цена контрактов: около 2,4 млрд руб.
Обоснование закупки у единственного поставщика: решение комиссии правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 6.04.2017.
Заказчик: ГУП «Экотехпром», учрежденное департаментом горимущества Москвы.
Подрядчик: несколько бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Крупнейший контракт, на 782 млн рублей, — с московским ГБУ «Автомобильные дороги», учрежденным столичным департаментом ЖКХ.
Дата начала исполнения контракта: 10.04.2017.
Дата окончания исполнения контракта: 31.10.2017.
Контракты «Экотехпрома» вызвали массу вопросов и у «ТИ–Р», и у активистов, пытающихся «цивилизовать» свалку, и у надзорных органов. Так, активисты движения «Стоп-Малинки» предоставили документы, согласно которым «Экотехпром» получил из столичного бюджета 3,4 млрд руб. В октябре 2017 года размер субсидий увеличили до 5,4 млрд руб. Комиссия правительства Москвы выделила эти деньги на рекультивацию полигона, однако 90% средств, по оценке активистов, пошли на строительство нового объекта.
Главное контрольное управление Московской области заинтересовалось этими закупками и провело внеплановую проверку. В 15 из 18 контрактов нашли нарушения: заказчик выбрал неверный способ определения поставщика.
Главконтроль указал, что решение комиссии правительства Москвы не может считаться «основанием для заключения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, поскольку этим решением не вводится режим ЧС и оно не указывает на возникновение обстоятельств непреодолимой силы». Но именно это обоснование приводит заказчик.
В итоге «Экотехпром» должен вернуть в бюджет 900 тысяч рублей в виде штрафов. Если бы конкурс проводился без нарушений, экономия могла составить 215 млн руб.
Пример 2. Строительство дорог в Лесосибирске Красноярского края
Цена контракта: 39,7 млн руб.
Обоснование закупки у единственного поставщика: постановление администрации города Лесосибирска Красноярского края от 24.05.2017 №547 «О введении режима ЧС на территории города Лесосибирска».
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства».
Подрядчик: Государственное предприятие Красноярского края «Лесосибирск-Автодор».
Дата начала исполнения контракта: 22.12.2017.
Дата окончания исполнения контракта: 30.09.2018.
Формально закупку провели без нарушений. Постановление № 547 на сайте правительства Красноярского края найти не удалось, но на сайте ГУ МЧС России обнаружилась информация о введении режима ЧС на всей территории Красноярского края с 24 мая 2017 года.
 
К тому же контракт сопровождался отчетом, в котором указано, что «использование конкурентных способов закупки нецелесообразно, так как необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать последствия пожара в гп. Стрелка г. Лесосибирска».
Однако «кратчайшие сроки» наступили не скоро: контракт на строительство дорог заключен через полгода с момента введения режима ЧС — 22 декабря 2017 года. Срок исполнения контракта — конец августа 2018-го.
Пример 3. Капитальный ремонт котельных в городах Алейск и Горняк Алтайского края
Общая цена контрактов: 208,7 млн руб.
Обоснование закупки у единственного поставщика: в Алейске — протоколы заседаний городских комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС; в Горняке — распоряжение № 232р от 18.09.2017; кто издал распоряжение и что в нем содержится, в карточке госзакупки не уточняется.
Заказчики: администрации города Алейск Алтайского края и Локтевского района Алтайского края.
Подрядчики: общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский котельный завод «Сибирь»; общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис»; общество с ограниченной ответственностью «Спецстройкомплект».
Период заключения контрактов: с мая по декабрь 2017 г.
Муниципальные власти обосновали закупки режимом ЧС, который пришлось ввести в котельных. Но аварии происходили не из-за природных катаклизмов, а по причине естественного износа оборудования.
Подрядчиками по контрактам выступили три организации — ООО «Барнаульский котельный завод «Сибирь» (прекратило деятельность 14 мая 2018 года), ООО «Теплоэнергосервис», ООО «Спецстройкомплект». Каждая взяла себе по котельной.
Тут к делу подключилась «ТИ–Р» и обнаружила ряд неудобных фактов. «Учредителем первых двух компаний является Шмарова Дина Вячеславовна, третьей — Шмаров Максим Алексеевич. Они же вместе являются соучредителями ООО «Газстройпром». На странице Максима Шмарова в «Одноклассниках» указано, что он состоит в браке с Диной Шмаровой, у них много совместных фотографий. Это может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения между лицами, ответственными за введение режима ЧС на объектах, заказчиками и подрядчиками, представляющими интересы одних и тех же (родственных) лиц», — отмечают антикоррупционеры.
В сентябре прокуратура Локтевского района признала нарушение со стороны заказчика и оштрафовала главу администрации Локтевского района. А вот Алейская межрайонная прокуратура никаких нарушений закона не усмотрела и реагировать не стала. Управление ФАС по Алтайскому краю также не обнаружило нарушений при проведении закупок в Алейске.
 
Пример 4. Ремонт сигнализации в детском центре «Океан» в Приморском крае
Цена контракта: 30,7 млн руб.
Обоснование закупки у единственного поставщика: необходимость исполнения предписания ГУ МЧС России по Приморскому краю об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Отчет об обосновании отсутствует.
Заказчик: Всероссийский детский центр «Океан».
Подрядчик: ПАО «Ростелеком».
Дата начала исполнения контракта: 27.12.2017.
Дата окончания исполнения контракта: 30.09.2018.
Юристы «ТИ–Р» посчитали странным, что для заключения «чрезвычайного» контракта использовали рядовое предписание МЧС, и обратились в Управление ФАС России по Приморскому краю. Там с доводами согласились. «Исполнение предписания Главного управления МЧС России … не является обстоятельством непреодолимой силы. Кроме того, срок контракта определен с 27.12.2017 по 30.09.2018 года, что исключает оценку данных противопожарных мероприятий как экстренных», — ответили в УФАС.
Как нарушают закон о госзакупках в Свердловской области
Миллиардных контрактов, заключенных в режиме ЧС, в нашем регионе нет. Но миллионные найти можно. И, если разобраться, тоже с нарушениями.
Пример 5. Текущий ремонт кровли Сухоложской районной больницы
Закупка у единственного поставщика, которую организовала Сухоложская районная больница, обошлась областному бюджету в 1,3 млн руб.
В информации о закупке говорится, что она «осуществляется вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций».
Однако предмет закупки — текущий ремонт кровли зданий. Само понятие «текущий» говорит о том, что потребность в ремонте крыши возникла не внезапно.
Даты начала и окончания контракта также противоречат понятию ЧС: на ремонт подрядчику дается пять месяцев — с 28 июня до 30 ноября 2018 года.
Кроме того, в карточке закупки нет ничего о том, кто и когда признал ситуацию чрезвычайной. Не нашлось и отчета ФАС об отсутствии нарушений при размещении закупки у единственного поставщика.
 
Пример 6. Съемка видеороликов во время ЧМ-2018
Закупка, которую провел Центр культуры «Урал», стоила 1,7 млн руб. За эти деньги единственный поставщик — ООО «Урало-Сибирская киностудия» — взялся снять видеоролики «на площадке фан-зоны Фестиваля болельщиков FIFA в г. Екатеринбурге во время подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г.».
В информации о закупке также указано, что она проводится «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы...». Однако запланированный восемь лет назад чемпионат мира сложно назвать чрезвычайной ситуацией или форс-мажором.