Антимонопольщики знакомят с практикой применения закона о рекламе

ФАС И РЕКЛАМА. Скажем без преувеличения, что контроль исполнения требований рекламного законодательства в работе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и её территориальных управлений (УФАС) относится к числу приоритетных. Вот почему такое внимание регулятор уделяет просветительской деятельности в этой сфере, разными путями донося до участников рекламного рынка, предпринимателей, журналистов, рядовых граждан нюансы применения ФЗ «О рекламе» с целью добиться снижения числа нарушений. Об этом – наша очередная подборка.
О том, как живут и чем занимаются центральный аппарат ведомства, его региональные подразделения, читайте на нашем сайте в разделе «ФАС РФ».
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. УФАС по Алтайскому краю продолжает работу по ознакомлению граждан и предпринимателей региона с действующими нормами ФЗ «О рекламе», а также практикой работы управления по пресечению нарушений рекламного законодательства. Подробно об этом – в интервью начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Алтайского краевого УФАС Натальи Буянкиной главному редактору службы новостей «FM-продакшн» Асе Хлыновской.
 
Послушать передачу можно на официальной странице управления в социальной сети «ВКонтакте».
В практике надзорной деятельности УФАС по Алтайскому краю продолжают довольно часто встречаться нарушения в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Работа по пресечению нарушений законодательства о рекламе управление ведёт на системной основе. Об этом антимонопольщики рассказали на круглом столе, организованном региональным отделением Общероссийского народного фронта в Алтайском крае совместно с управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Нарушения при рекламировании финансовых услуг выявляются в основном при рекламе предприятий торговли и сферы услуг, продаже товаров в кредит, рекламе ломбардов, услуг потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Согласно статистике за 2017 год Алтайское краевое УФАС по фактам нарушений в рекламе финансовых услуг возбудило и рассмотрело 37 дел. Большая часть дел была возбуждена по нарушениям требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»: в рекламе финансовых и страховых услуг не было указано наименование лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. Также часто нарушители при рекламировании кредитов и займов указывают только наиболее привлекательные условия получения займа, упуская существенные для потребителя сведения, определяющие конечную стоимость финансового продукта.
Ответственность за такие нарушения несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. По установленным фактам ненадлежащей рекламы в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ были возбуждены дела об административных правонарушениях, и виновных лиц привлекли к ответственности.
«Соблюдение в рекламе финансовых услуг всех требований законодательства, установленных статьёй 28 Федерального закона «О рекламе», позволяет потенциальным потребителям получать достоверную информацию о предлагаемых услугах, поэтому работа по выявлению таких нарушений ведётся управлением постоянно»,
– подчеркнули специалисты антимонопольного органа.
Отмечалось, что нарушения выявляются как при рассмотрении поступивших в управление заявлений от граждан, так и в ходе мониторинга наружной рекламы, проводимого специалистами Алтайского краевого УФАС. К примеру, в конце 2017 года по результатам мониторинга в Бийске было возбуждено и рассмотрено семь дел по признакам нарушения законодательства о рекламе при рекламировании финансовых услуг.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Брянском УФАС состоялся семинар с предпринимателями, осуществляющими деятельность в салонах красоты, на тему: «Размещение наружной рекламы салонов красоты с учётом требований Федерального закона №38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».
 
На семинаре обсуждалось различие понятий «медицинские услуги» и «методы лечения» при выборе объекта рекламирования. Сотрудники Брянского УФАС рассказали о требованиях ФЗ «О рекламе», которые предъявляются к рекламодателям при размещении рекламы медицинских услуг и методов лечения.
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. В учебно-деловом центре Вятской торгово-промышленной палаты состоялся семинар на тему: «Практика применения Федерального закона «О рекламе». Соотношение норм закона о рекламе с нормами закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция)», проведённый начальником отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС Натальей Метелёвой.
В повестку семинара входили наиболее важные вопросы применения рекламного и антимонопольного законодательства, которые необходимо учитывать как при разработке рекламного материала, так и при его размещении:
– общие вопросы ненадлежащей и недостоверной рекламы;
– соотношение норм закона о рекламе и норм закона о защите конкуренции;
– общие вопросы недобросовестной конкуренции;
– порядок размещения рекламы медицинских и финансовых услуг;
– порядок размещения рекламы алкогольной продукции;
– проблемные вопросы размещения наружных рекламных конструкций, реклама в печатных СМИ и интернете;
– ответственность за нарушение рекламного и антимонопольного законодательства;
– рассмотрение иных вопросов рекламного законодательства.
На семинаре присутствовали представители СМИ, предприятий и организаций, рекламных агентств Кирова и области. Было задано много вопросов, в том числе относительно рекламы лекарственных средств, стимулирующих мероприятий, долевого строительства, на которые были даны исчерпывающие ответы.
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Новосибирского УФАС Ирина Волохина приняла участие в работе круглого стола на тему: «Реклама медицинских услуг: проблемы коммуникации. Пути решения». На нём присутствовали представители общественных организаций, юристы, руководителя медицинских учреждений и центров, рекламных и маркетинговых агентств, СМИ.
В ходе встречи рассматривались проблемные вопросы, связанные с применением законодательства о рекламе при рекламировании медицинских услуг, а также методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Разъяснив требования действующего законодательства, установленные для рекламы медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также меры административной ответственности для рекламодателей и рекламораспространителей в случае нарушения законодательства о рекламе, Ирина Волохина ответила на вопросы участников круглого стола.
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ. Примеры недобросовестной конкуренции и способы защиты своего бизнеса от недобросовестных действий конкурентов обсудили участники информационно-методического семинара «Добросовестная реклама – двигатель честной конкуренции». Мероприятие, в котором приняли участие представители органов местного самоуправления, рекламного рынка, регионального бизнес-инкубатора и комитета молодёжи республики, было направлено на оказание методической помощи представителям рекламного рынка.
«Рекламное законодательство возлагает на органы публичной власти ответственность за создание открытых и честных процедур отбора заинтересованных участников рынка, на хозяйствующие же субъекты – добросовестность, достоверность и соблюдение ограничений»,
– подчеркнул руководитель Ингушского УФАС Батыр Точиев в своём докладе   «Реклама. Права и обязанности органов публичной власти».
Спикер отметил теоретические аспекты рекламного законодательства и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Были также затронуты вопросы, касающиеся разграничения понятий «вывеска» и «реклама».
Вопросы регулирования рекламного законодательства и актуальные нарушения закона о рекламе озвучил в своём докладе «Недобросовестная конкуренция и бизнес: правовые подходы и актуальная практика» заместитель руководителя Ингушского УФАС Рамазан Евлоев. Он назвал чаще всего встречающиеся нарушения закона о рекламе, выявленные в ходе контроля соблюдения норм рекламного законодательства в регионе.
Семинар проходил в формате панельной дискуссии, состоящей из четырёх блоков, одним из которых был «Анкетирование: знаете ли вы рекламное законодательство?» В начале и в конце встречи её участникам было предложено ответить на ряд вопросов по рекламному законодательству. Сравнительный анализ анкет показал, что знания участников семинара в сфере рекламного законодательства повысились на 73,6%, что свидетельствует о продуктивности прошедшего мероприятия.
«Очень важно наладить обратную связь между участниками рынка рекламных услуг. На этом семинаре нам это удалось»,
– отметил Батыр Точиев.
РЕСПУБЛИКА ТЫВА. Основные требования и ограничения законодательства в сфере рекламы, типичные нарушения, выявляемые Тывинским УФАС на территории Кызыла, и санкции – об этом и многом другом шла речь в программе «Народ хочет знать» на «Авторадио Кызыл». Гостем в студии был Феликс Хаджиев, руководитель УФАС по Республике Тыва.
С полной аудиозаписью эфира можно ознакомиться здесь.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Количество заявлений на незаконную рекламу с каждым годом увеличивается. Об этом заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС Татьяна Соболевская сообщила по итогам деятельности управления по контролю за рекламой в 2017 году.
 
 
 
В 2017 году в Челябинское УФАС было подано 320 (в 2016 году – 270) заявлений на ненадлежащую рекламу, по итогам рассмотрения которых установлено 99 фактов нарушения рекламного законодательства. Наиболее часто нарушались требования рекламного законодательства при рекламе по сетям электросвязи. Кроме того, существенную часть нарушений составила реклама с недостоверными сведениями и оскорбительными сравнениями, выражениями и образами.
Татьяна Соболевская напомнила, что в 2017 году Челябинское УФАС запустило проект «Незаконная финансовая реклама», направленный на защиту граждан от недобросовестных участников рынка финансовых услуг. Был составлен реестр хозяйствующих субъектов, рекламировавших свои услуги с нарушениями требований рекламного законодательства. Информация размещается на сайте Челябинского УФАС.