• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ПРОТОКОЛ № 1 от 28.07.2016 г.

ПРОТОКОЛ № 1

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

28.07.2016                                                                                                           г. Барнаул

Председательствовал:                                                                                 Поспелов С.С.

Члены ОКСа:

  1. Председатель Совета, руководитель Алтайского краевого УФАС Поспелов Степан Степанович;
  2. Заместитель руководителя Алтайского краевого УФАС Смирнова Людмила Ивановна;
  3. Президент Алтайской торгово-промышленной палаты Чесноков Борис Анатольевич;
  4. Председатель Совета АКРОО ООО «Деловая Россия» Матвейко Юрий Витальевич;
  5. Исполнительный директор Союза крестьянский (фермерских) формирований Алтайского края Вайс Александр Александрович;
  6. Председатель правления некоммерческого партнерства  «Алтайский Союз предпринимателей» Фриц Юрий Александрович;
  7. Президент Алтайской региональной ассоциации туризма Чупина Елена Николаевна;
  8. Заместитель председателя комитета по законодательству и праву АлтТПП Фролова Ирина Николаевна;
  9. Председатель некоммерческого партнерства «Алтайская региональная коллегия оценщиков» Госьков Евгений Сергеевич;
  10.   Начальник отдела технологических присоединений, энергоэффективности и инвестиционных программ управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - Сазон Ольга Ивановна  (вместо заместителя начальника управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Ситниковой Ольги Валерьевны (отпуск).
  11.  Консультант аппарата Уполномоченного – Стахеева Елена Олеговна (вместо  Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Нестерова Павла Аркадьевича (командировка).

Приглашенные:

  1. Начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий  Алтайского краевого УФАС Вихарева Ольга Витальевна;
  2. Начальник аналитического  отдела Алтайского краевого УФАС  - Кирюшина Ирина Викторовна;
  3. Консультант отдела экспертизы и сопровождения инвестиционных проектов Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края – Хожаев Валентин Андреевич;
  4. Консультант отдела по газификации  управления жилищно-коммунального хозяйства Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края – Гаголкин Владимир Александрович;
  5. Председатель комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула – Кощеев Александр Владимирович;
  6. Начальник юридического отдела  АО «Газпром газораспределение Барнаул» - Очнева Елена Вячеславовна;
  7. Начальник отдела присоединения к газораспределительным сетям  АО «Газпром газораспределение Барнаул» - Гудалин Владислав Владимирович;
  8. Начальник юридического отдела ООО «РусьЭнерго» - Яровая Юлия Алексеевна.

Отсутствуют:

  1. Директор ООО «Трубопласт» Атабаев Шукурулла Мухамеджанович;

Повестка дня: 

  1. Об изменениях в составе Общественно-консультативного совета (докладчик: УФАС по Алтайскому краю).
  2. Практические вопросы правоприменения антимонопольного законодательства в сфере газоснабжения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
  3. Разное.

Приветственное слово руководителя управления, председателя Совета Поспелова С.С. о повестке дня.

  1. Об изменениях в составе Общественно-консультативного совета.

Доклад:  Поспелов С.С. (руководитель Алтайского краевого УФАС):

Как вам известно, Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по тарифам упразднена и входит в структуру Федеральной антимонопольной службы. В связи с этим, по поручению руководителя ФАС И.Ю. Артемьева, в состав ОКСа при Алтайском краевом УФАС России вносятся изменения. Появился новый член совета - заместитель начальника управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Ситникова Ольга Валерьевна. На данный момент Ольга Валерьевна находится в отпуске, на заседании сегодня вместо нее присутствует начальник отдела технологических присоединений, энергоэффективности и инвестиционных программ управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - Сазон Ольга Ивановна. 

Обсуждение и решение: информация принята  к сведению.

  1. Практические вопросы правоприменения антимонопольного законодательства в сфере газоснабжения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.

Заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евстигнеев Александр Сергеевич в своем докладе отметил, что в рамках межведомственной комиссии по устранению административных барьеров  по развитию предпринимательства, было поручение об утверждении ряда «дорожных карт», в том числе по подключению к сетям газоснабжения. Ответственным исполнителем назначено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Проект «дорожной карты» будет рассмотрен в рамках Межведомственной комиссии в августе – сентябре текущего года. Ожидается, что  ряд проблем, возникающих при подключении к сетям газоснабжения, найдут отражение в данном документе.

Докладчик – Начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий  Алтайского краевого УФАС Вихарева Ольга Витальевна:

«С 1 марта 2014 года вступили в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

Согласно данным Правилам № 1314, технические условия должна выдавать газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

После вступления в силу вышеуказанных Правил № 1314, заявлений от юридических лиц по вопросам, связанным с присоединением к сетям газоснабжения в УФАС по Алтайскому краю не поступало, но  исходя из рассматриваемых заявлений физических лиц, управлением выявлено, что  на территории Алтайского края ряд газораспределительных сетей  построен за счет средств заказчиков проектов (юридических лиц), а также  обладателей земельных участков и объектов капитального строительства и право на такие сети не закреплено на законодательном уровне  ни за такими лицами, ни за муниципалитетами, ни за газораспределительными организациями.

В связи с чем, возникла проблема в определении субъекта, который по новым правилам обязан выдать технические условия и заключить договор о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1314 заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наименования и местонахождения, определяемых на основании схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, а также на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - региональная программа газификации).

Однако, при направлении таких запросов управлением ФАС по Алтайскому краю, в связи с рассмотрением поступивших заявлений, органы местного самоуправления направляют ответы о том, что газификация жилых домов предусмотрена от газораспределительного газопровода, проектируемого неким субъектом, не являющимся газораспределительной организацией, при этом конкретных сведений   об организации, выдающей технические условия, орган местного самоуправления не сообщает.

В ходе рассмотрения заявлений физических лиц, УФАС по Алтайскому краю пришло к выводу о том, что если    газораспределительная организация (например, ОАО  «Газпром газораспределение Барнаул») заключила договор на техническое обслуживание и аварийное обеспечение таких объектов газоснабжения, а также фактически оказывает услуги по транспортировке газа по такому газопроводу, именно эта организация является обязанной выдать технические условия и заключать договоры о подключении (технологическом присоединении).

Арбитражный суд Алтайского края в одном из принятых решений поддержал данную позицию УФАС по Алтайскому краю, судебный акт в настоящее время вступил в законную силу».

Докладчик - начальник аналитического  отдела Алтайского краевого УФАС  - Кирюшина Ирина Викторовна:

«Хотелось бы затронуть вопросы газификации Алтайского края чуть шире – в части развития конкуренции на данном рынке.

Как известно, в Алтайском крае в рамках региональной программы «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами на 2014 – 2020 годы» (постановление Администрации края от 05.11.2014 № 508) действует  подпрограмма  «Газификация Алтайского края на 2015-2020 годы». В результатах реализации данной подпрограммы указаны, в том числе, увеличение доли населенных пунктов края, обеспеченных природным газом, увеличение количества газифицированных квартир,  увеличение численности населения, обеспеченного природным газом.

В целях проработки вопроса по содействию развития конкуренции, включения в «дорожную карту» мероприятий на рынке газа в Алтайском крае, исполнения поручения ФАС России от 26.05.2016г., управлением в адрес Уполномоченного органа Алтайского края  (Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края) и ответственного исполнителя указанной выше подпрограммы «Газификация Алтайского края на 2015-2020 годы» (Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края) были направлены письма, в которых мы обращали внимание коллег на наличие опыта Тюменской области в указанной части.

Речь идет об одной из наиболее актуальных проблем развития данного сектора экономики – это проблема подключения объектов капитального строительства конечного потребителя газа к сетям газораспределения и финансирования газификации объектов «под ключ».

Немного к истории вопроса. Распоряжением Правительства РФ от 17.09.2015г. № 1831-р утвержден План мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, предусматривающий подготовку федеральными органами исполнительной власти РФ, в том числе ФАС России, изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013г.

Во исполнение поручения Председателя Правительства РФ (протокол от 01.12.2015г. №ДМ-П13-101пр) ФАС России совместно с Агентством стратегических инициатив и Минэкономразвития России разработало предложения по внесения изменений в «дорожную карту» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», (распоряжение Правительства РФ от 30.06.2012г. №1144-р), в части включения в нее мероприятий по оптимизации подключения к газораспределительным сетям. В настоящее время проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в распоряжение Правительства № 1144-р, находится в стадии согласования.

Проектом предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование Правил подключения, снижения стоимости подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, сокращения сроков технологического присоединения и создание условий для подключения новых потребителей к сетям газораспределения.

Вместе с тем, на территории Тюменской области уже реализуется региональная программа газификации с учетом таких мероприятий.

В процессе обсуждения, член ОКСа, председатель правления некоммерческого партнерства  «Алтайский Союз предпринимателей» Фриц Юрий Александрович, отметил, что подключение к газовым сетям наиболее сложный и бюрократизированный процесс. Как предприниматели, так и граждане, сталкиваются с большим количеством препятствий на данном  этапе».

Начальник отдела присоединения к газораспределительным сетям  АО «Газпром газораспределение Барнаул» - Гудалин Владислав Владимирович, сообщил собравшимся, что с 2015 года отменены лимиты и согласование с муниципальными органами и органами исполнительной власти. Единственным условием подключения является наличие технических условий и расчет потребности газа.

Начальник отдела технологических присоединений, энергоэффективности и инвестиционных программ управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - Сазон Ольга Ивановна информировала собравшихся о том, что Постановлением Правительства 1314 от 30.12.2013 года «Об утверждении Правил подключения (технологического  присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения». Регламентирован весь порядок: заявитель приходит с пакетом, пишет заявление и газораспредительная организация должна заключить договор об осуществлении подключения, технологического присоединения.  В настоящее время нет законного основания для подключения ни одной компанией, если у нее не утвержден тариф платы за тех. присоединение или стандартизированной  ставки. На сегодняшний день,  в Алтайском крае законное право на подключение, путем утверждения такой платы получили только АО «Газпром газораспределение Барнаул» и ООО «РусьЭнерго».

Подробно, с  данными решениями можно ознакомиться в информационных системах «Гарант», «Консультант», на сайте нашего Управления.

В процессе обсуждения, начальник юридического отдела  АО «Газпром газораспределение Барнаул» - Очнева Елена Вячеславовна, затронула проблему, что тариф утвержден только на сети, находящиеся в собственности или аренде ГРО. С иными газопроводами ситуация складывается другая.

Председатель комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула – Кощеев Александр Владимирович в своем докладе информировал, что  с 1 января 2017 года вступит в силу закон, о возможности регистрации права собственности на сети без разрешительных документов на земельный участок, путем согласования использования данного участка для линейных сооружений. При  этом, проблема  регистрации права собственности на сети,  которые были построены и введены в эксплуатацию ранее на сегодняшний день остается открытой.

Начальник юридического отдела ООО «РусьЭнерго» - Яровая Юлия Алексеевна отметила, что регистрация уже имеющихся сетей, а таких в крае около 80%., является серьезной проблемой для ГРО несмотря на наличие полного пакета необходимых документов.

Консультант отдела по газификации  управления жилищно-коммунального хозяйства Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края –Гаголкин Владимир Александрович, подтвердил что подобная проблема действительно существует, часть причин кроется в противоречивости законодательной базы.

Обсуждение, решение: В процессе обсуждения, выявлен ряд проблемных вопросов.

В связи с тем, что тема обсуждения является специализацией Управления, по итогам Совета будет оформлен ряд предложений, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, который будет направлен на рассмотрение в ФАС России для изучения и решения проблемных вопросов.

3.         Информация о вступление в силу изменений в Федеральные законы от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Заместитель руководителя Алтайского краевого УФАС Смирнова Людмила Ивановна проинформировала  присутствующих о вступлении в силу с 4 июля текущего года изменений в Федеральный закон о защите конкуренции, в закон о торговле и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). В частности,  в закон внесены положения, предусматривающие основания для непризнания хозяйствующего субъекта (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) доминирующим  на определенном товарном рынке при наличии условий: если его учредителями является одно или несколько физических лиц и выручка составляет менее 400 миллионов рублей. Вместе с тем, данные правила  имеют исключения, при которых данные условия не применяются.   Также согласно изменениям, внесенным в КоАП, если правонарушение совершено субъектами малого и среднего предпринимательства впервые, административная ответственность в виде штрафа  к нарушителю не применяется, а административное наказание выносится в форме предупреждения.

Изменения, внесенные вышеуказанными законами, ограничивают круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны нарушившими требования ст. 10 и ст. 11 Федерального Закона «О защите конкуренции», а также уменьшают административную нагрузку.

Обсуждение, решение: Информация принята к сведению.

Председатель                                                                                              С. С. Поспелов

Секретарь                                                                                                    Л.И. Смирнова

Дата проведения Совета: 
28 июля 2016, 15:00