Руководитель управления Степан Поспелов: «В прошлом году мы сработали столь же качественно, как и в предыдущие годы»

 

Сегодня, 6 марта, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Степан Поспелов встретился с журналистами региональных и федеральных СМИ и рассказал им об итогах работы УФАС в 2011 году.

«Прошлый год, несмотря на ситуацию с ГСМ в апреле, был спокойнее предыдущего, а мы сработали столь же качественно, как и в 2010 году», - отметил Степан Поспелов.

Говоря о наиболее характерных нарушениях антимонопольного законодательства, которые в прошлом году выявляли и пресекали сотрудники УФАС, руководитель ведомства назвал злоупотребление доминирующим положением. Эти нарушения чаще всего происходили на рынке поставки (купли-продажи)  и передачи электрической и тепловой энергии. Компании-нарушители, в частности, необоснованно отказывались от заключения договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, необоснованно прекращали передачу электрической энергии,  при выдаче технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям незаконно требовали усиления существующих электрических сетей, необоснованно препятствовали перетоку электрической энергии. Также среди нарушений были зафиксированы уклонения от согласования однолинейных схем электроснабжения, навязывание повторного выполнения технических условий при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, нарушение порядка оформления платежных документов на оплату коммунальных услуг, отказ в опломбировании приборов учета и др.  

В части контроля соблюдения ст.11 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» (запрет на соглашения и согласованные действия) специалисты УФАС рассматривали дела, связанные с установлением и поддержанием цен на розничном рынке ГСМ, а также в связи с уклонением от поставок топлива на оптовом рынке ГСМ.

Также в 2011 году специалисты УФАС пресекали нарушение ст.14 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» (запрет на недобросовестную конкуренцию). Так, факты нарушения этой части законодательства были выявлены на товарных рынках автобусных перевозок, производства пищевой продукции, деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, рекламной деятельности, а также на рынке печатных СМИ.

В части контроля исполнения законодательства «О рекламе» Алтайское краевое УФАС России констатировало значительное количество нарушений, связанных с ненадлежащей рекламой медицинских услуг, медицинской техники, изделий медицинского назначения. Нарушения, в основном, были связаны с отсутствием в рекламе предупреждений о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста. Такие нарушения допускались как лечебными учреждениями, так и косметологическими салонами, оказывающими медицинские услуги. Также было выявлено более 60 фактов, указывающих на нарушения закона в части запрета на распространение рекламы услуг, для оказания которых требуется получение специального разрешения (лицензии). Большая часть данных нарушений допускалась салонами красоты, рекламирующими косметологические услуги в отсутствии лицензии на медицинскую деятельность.

В прошлом году зачастую нарушался закон при рекламе средств (бальзамов, медовых настоек, взваров, грибов, различных пищевых продуктов – начиная от каш и заканчивая водой), которая содержала недостоверную информацию о рекламируемых товарах, когда пищевые продукты или БАДы преподносились как чудодейственные лекарственные средства, хотя на самом деле такими они не являются.

Наконец, значительное количество нарушений допускали торговые предприятия, когда рекламировали финансовые услуги, в частности, продажу товаров в кредит. В такой рекламе зачастую не указывались организации, предоставляющие кредиты, а также замалчивалась информация обо всех существенных условиях предоставления кредита - указывалось одно, как правило, самое привлекательное: либо суммы кредита, либо процентной ставки, либо срока.

Напряженной работа управления была в части контроля соблюдения законодательства о размещении заказов. Так, в 2011 году в УФАС по Алтайскому краю поступило 314 жалоб на действия (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. 65 жалоб были признаны обоснованными, в том числе частично. По результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа, государственным и муниципальным заказчикам выдано 71 предписание об устранении и недопущении нарушений в сфере размещения заказов.

Помимо этого было проведено 17 (34 – в 2010 году) плановых и 132 (68 – в 2010 году) внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, в результате которых выявлено 280 нарушений, допущенных государственными и муниципальными заказчиками. По результатам проверок должностным лицам заказчиков выдано 80 предписаний (79 – в 2010 году).

В управление ФАС по Алтайскому краю за 2011 год с заявлениями о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков о недобросовестных поставщиках обратились 29 государственных и муниципальных заказчиков. В результате оценки и анализа представленных сведений, а также проведения заседаний Комиссии управления приняты решения о включении в реестр 18 поставщиков (из них с шестью контракты были расторгнуты по решению суда в связи с нарушением условий исполнения контрактов, 12 -уклонились от заключения контракта).

Что касается административной практики, то всего в 2011 году Алтайским краевым УФАС России было вынесено 250 постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила более 11 миллионов рублей.

По-прежнему законность принятых решений и вынесенных постановлений Алтайского краевого УФАС проверяется в судах всех уровней: свыше 80% судебных решений выносятся в пользу антимонопольного органа.