ТОС «Авиатор» ставит в неравное положение жителей микрорайона, но антимонопольное законодательство не нарушает

К такому выводу пришла комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС по Алтайскому краю), рассмотрев заявления граждан, которые просили оценить законность и обоснованность установления ТОС микрорайона «Авиатор» Индустриального района Барнаула целевых взносов за подключение строящихся жилых домов к магистральным сетям электро- и водоснабжения.

Как следовало из заявлений граждан, для лиц, имеющих земельный участки на территории микрорайона «Авиатор» (в собственности, аренде либо выделенные под строительство в установленном порядке), установлен обязательный к уплате в ТОС микрорайона «Авиатор» целевой взнос за подключение строящегося жилого дома к магистральным сетям микрорайона в размере 307 404 рублей, из них за подключение к водопроводу – 137 323 рублей 20 копеек, линии электропередач – 170 116 рублей         80 копеек, а также обязательный к уплате в ТОС «Авиатор» дополнительный целевой взнос на перспективное развитие микрорайона в размере 136 640 рублей. Итого – 444 080 рублей. Гражданам, строящим в микрорайоне дома, поясняется, что для подключения к  магистральным сетям ТОС «Авиатор» необходимо заключить договор с ТОС на оказание услуг по организации водоснабжения, вывозу твердых бытовых отходов и содержанию хозяйства микрорайона, а также оплатить целевой взнос на развитие микрорайона.
Как установила комиссия УФАС по Алтайскому краю, отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также отношения, возникающие в процессе подключения таких объектов к инженерно-техническим сетям, регламентированы постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Учитывая, что Правила не предусматривают возможности дополнения либо предъявления на местном уровне иных требований, кроме как оговоренных самими Правилами, решения, возлагающие на заявителей дополнительное обременение, ущемляет их права. Кроме того, вопросы организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к исключительным полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления вправе привлекать ТОС на договорных условиях к решению вопросов местного значения, выделяя им на указанные цели средства местных бюджетов. Как установила комиссия УФАС по Алтайскому краю, договор между ТОС «Авиатор» и органами местного самоуправления городского округа о привлечении ТОС к решению данных вопросов не заключался, финансовые средства из местного бюджета не выделялись. Следовательно, сделала вывод комиссия УФАС, решать вопросы о подключении строящихся объектов на территории микрорайона «Авиатор» к системам электро-, газо-, тепло- и водоснабжения обязаны исключительно соответствующие органы местного самоуправления.
Кроме того, принимаемые ТОС решения предполагают равное участие жителей в их исполнении, без предоставления преимуществ отдельным лицам. По мнению комиссии УФАС по Алтайскому краю, решение ТОС об уплате взносов для подключения к магистральным сетям устанавливает обязанность (накладывает определенное финансовое бремя) только лишь для определенной части населения, без участия в реализации принятого решения иных жителей микрорайона. Таким образом, заключила комиссия УФАС по Алтайскому краю, решение о взносах ставит в неравное положение владельцев объектов недвижимости, не подключенных к системам инженерной инфраструктуры, с иными проживающими на обозначенной территории лицами, что несовместимо с принципами равного участия всех жителей территории в реализации решений ТОС.
Однако Федеральный закон «О защите конкуренции» в данной ситуации не позволяет признать ТОС «Авиатор» хозяйствующим субъектом: для этого необходимо, чтобы деятельность субъекта приносила ему доход, но услуги по электро- и водоснабжению оказываются ТОС для удовлетворения его собственных нужд, поэтому они не могут быть квалифицированы как осуществляемые с целью извлечения прибыли.
Таким образом, изучив материалы дела, комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю приняла решение производство по делу в отношении территориального общественного самоуправления микрорайона «Авиатор» Индустриального района Барнаула прекратить в связи с отсутствием в действиях ТОС «Авиатор» нарушений антимонопольного законодательства. При этом материалы дела были переданы в прокуратуру Алтайского края, а заявителям было рекомендовано обратиться с аналогичными требованиями в суд.