В Алтайском краевом УФАС прошла пресс-конференция

Сегодня в Управлении ФАС по Алтайскому краю прошла пресс-конференция и.о. руководителя управления, советника ГГС РФ 1 класса Людмилы Смирновой. Встреча с журналистами была посвящена подписанному на днях президентом РФ Дмитрием Медведевым пакета поправок, известного как «второй антимонопольный пакет», а также итогам деятельности УФАС в первой половине 2009 года. 

1.    Принятие «второго антимонопольного пакета»
20 июля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал поправки в законы, известные как «второй антимонопольный пакет». Изменения внесены федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Советом Федерации РФ уже одобрены поправки в ст. 178 Уголовного кодекса РФ, которые предполагают ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
«Второй антимонопольный пакет» был разработан Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации во второй половине 2008 года. 11 января 2009 года поправки были внесены на рассмотрение Государственной Думы РФ.
Одобренные Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ, а также подписанные президентом РФ Дмитрием Медведевым, законодательные новеллы предусматривают:

- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта (до сих пор был установлен порог 35%), если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- новые определения монопольно высокой и монопольно низкой цены (однако любая цена нового продукта, услуги, возникших в результате инновационной деятельности, не может быть признана монопольно высокой);

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода;
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей);
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества) – в прежней редакции закона сделки внутри группы лиц подлежали предварительному согласованию;
- срок давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет 3 года;
- право антимонопольных органов обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;
- выдача предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленное в качестве государственных и муниципальных преференций;
- установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций;
Также административная ответственность вводится за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;

- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;

- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
2.    Итоги работы управления в I полугодии 2009 года по в части контроля исполнения Федерального закона № 135 «О защите конкуренции»
В I полугодии 2009 года в УФАС поступило 192 обращения, из них по признакам нарушения ст. 10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) – 134 заявления, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2008 года. Увеличение количества обращений, по мнению УФАС, связано с ростом доверия к антимонопольной службе, к ее возможностям рассмотрения дел по существу и принятия эффективных решений, а также благодаря активной пропаганде антимонопольного законодательства в СМИ как ФАС России, так и ее территориальными органами.
Из 134 поступивших обращений в 91 случае материалы были переданы по принадлежности (например, в прокуратуру Алтайского края), либо на них был оформлен отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по причине неподтверждения факта нарушения. 
В 56 случаях по поступившим заявлениям были возбуждены дела, в том числе 43 - по злоупотреблению доминирующим положением. Кроме того, 1 дело было возбуждено по инициативе УФАС.
Среди них 9 дел были связаны с навязыванием невыгодных условий договора;
6 дел – с необоснованным отказом от заключения договора;
13 дел – с необоснованным сокращением или прекращением производства товара;
3 дела – с нарушением установленного порядка ценообразования.
Основные нарушения антимонопольного законодательства, связанные со злоупотреблением доминирующим положением, зафиксированы в сфере ЖКХ, теплоснабжения.
В I полугодии 2009 года УФАС было привлечено к административной ответственности путем наложения штрафов 6 должностных лиц и 1 хозяйствующий субъект на общую сумму 994,3 тысячи рублей.
УФАС осуществляет мониторинг отдельных рынков с целью выявления и пресечения антиконкурентных соглашений или согласованных действий. Например, в конце 2008 года УФАС было доказано, что хозяйствующие субъекты ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» нарушали антимонопольное законодательство, повышая синхронно и на одну величину розничные цены на ГСМ. УФАС выдало этим компаниям предписания не допускать согласованные действия с целью одновременного повышения и поддержания цен.  
В I полугодии 2009 года в УФАС поступило 12 обращений по признакам недобросовестной конкуренции. По 7 из них было отказано в возбуждении дел в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства. По 5 подтвердившимся фактам были возбуждены дела. Нарушения со стороны издательств, редакций выражались в распространении недостоверной информации о тиражах, названиях и тематике.
Как свидетельствует опыт работы УФАС, зачастую органы власти стремятся к административным методам регулирования экономики, что приводит к ограничению конкуренции и монополизации рынка (ст. 15 закона «О защите конкуренции»).
В I полугодии 2009 года в УФАС поступило 30 обращений с признаками нарушения ст. 15 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции». В 8 случаях из них нарушения были устранены без возбуждения дел, по 20 случаям был оформлен отказ в связи с неподтверждением данных либо материалы были переданы в прокуратуру по принадлежности. В 2 случаях были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, 20 дел было возбуждено по инициативе УФАС в связи с несоблюдением органами местного самоуправления требований по проведению конкурсов по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами
Таким образом, всего в I полугодии 2009 года УФАС было рассмотрено заявлений – 192;
устранено нарушений до возбуждения дела – 10;
отказано в возбуждении дела после рассмотрения заявления – 126;
возбуждено дел по результатам рассмотрения заявлений – 56;
возбуждено дел по инициативе УФАС – 32;
Принято решений:
о прекращении производства по делу – 16;
об установлении нарушений – 72;
выдано предписаний – 71;
исполнено предписаний (с учетом выданных в прошлом периоде, срок исполнения по которым наступил в Iполугодии 2009 года) – 37;
в стадии исполнения находится 42 предписания.