Антимонопольное управление признало «Барнаулэнерго» ущемляющим интересы бытового потребителя

Заявление потребителя услуг с жалобой на ООО «Барнаулэнерго» в антимонопольный орган перенаправила прокуратура Октябрьского района Барнаула. Изучив пакет документов, прилагающийся к заявлению, специалисты УФАС по Алтайскому краю приняли решение о возбуждении дела.

Как установила комиссия управления, в январе этого года между бытовым потребителем и ООО «Барнаулэнерго»был заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии. Согласно этому документу, размер ежемесячной платы в течение календарного года за оказанные услуги для заказчика определялся произведением утвержденного тарифа на расчетную (присоединенную) тепловую нагрузку, Гкал/час (мощность), которая, согласно договору энергоснабжения с энергоснабжающей организацией, составляет 0,0068 Гкал/час.
Однако в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, законодательством не предусмотрен расчет платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, исходя из расчетной (присоединенной) тепловой нагрузки (мощности).
Обратившаяся с жалобой потребительница живет по ул. Куета – этот район обеспечивается теплоснабжением силами двух организаций: ФБУ ИК-3 вырабатывает тепловую энергию, а ООО «Барнаулэнерго» осуществляет ее транспортировку до потребителей. Таким образом, по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, жители улицы Куета за производство коммунального ресурса обязаны платить ФБУ ИК-3, а за его передачу – ООО «Барнаулэнерго».
Как пояснили представители ООО «Барнаулэнерго» на заседании комиссии УФАС по Алтайскому краю, при заключении договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии общество руководствовалось приказом ФСТ РФ «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке». В соответствии с этим документом размер оплаты для потребителя определяется как произведение установленного регулирующим органом тарифа на присоединенную тепловую нагрузку. Тепловая же нагрузка абонента рассчитана в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения. Эта Методика утверждена Госстроем России в 2003 году.
Однако, как установила комиссия УФАС, Методика, на которую ссылается ООО «Барнаулэнерго», не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии. Как сообщили антимонопольщикам специалисты ФБУ ИК-3, суммарная нагрузка на котельную ФБУ ИК-3 от подключенных потребителей улицы Куета составляет по отоплению – 233 Гкал/час, по горячему водоснабжению – 65 Гкал/час. Согласно расчетам ООО «Барнаулэнерго» на основании Методики, объем транспортируемой компанией теплоэнергии в 3,4 раза превышает объем вырабатываемой котельной ФБУ ИК-3 теплоэнергии для населения.
Изучив все представленные материалы, комиссия УФАС по Алтайскому краю решила, что действия ООО «Барнаулэнерго», еще в 2005 году внесенного в Реестр хозяйствующих субъектов Алтайского края с долей товара на определенном рынке более 35 процентов, ущемляют права бытового потребителя, что является нарушением п. 3, 10 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». На основании выявленного нарушения ООО «Барнаулэнерго» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения в соответствие с действующим законодательством договора, заключенного с бытовым потребителем. Кроме того, «Барнаулэнерго» предписано проводить расчеты за указанные услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с нормами действующего законодательства.