Управление ФАС по Алтайскому краю признало нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции» шесть строительных организаций

20 мая 2009 года Комиссия Алтайского краевого управления Федеральной антимонопольной службы признала действия строительных организаций ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй», ООО «Конкурент», ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП» противоречащими пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и вынесла предписание о прекращении согласованных действий хозяйствующих субъектов и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем недопущения согласованных действий, которые приводят или могут привести к поддержанию цен на торгах при отсутствии объективных причин.

 

Дело в отношении строительных фирм было возбуждено по заявлению ГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД РФ» после проведения им трех открытых аукционов на выполнение ремонтных работ в 2009 году.

 

Как установила Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю, на процедуры аукционов являлись представители только одной из всех допущенных к участию в торгах фирм, но при этом прибывали и участники, ни разу не заявившие свое аукционное предложение. Между тем, неявка  представителей на проводимые аукционы,  а также не заявление предложений о снижении цены в случаях участия в аукционах приводят к заключению государственным заказчиком контракта либо по начальной (максимальной) цене контракта, либо по минимально сниженной цене на 0,5 или 1% от первоначальной цены, что является поддержанием цен на торгах и недопустимым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй»; ООО «Конкурент»; ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП» имеют лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, из чего следует, что данные хозяйствующие субъекты оказывают услуги (выполняют работы) на одном товарном рынке – рынке оказания строительных услуг.

 

Управление ФАС по Алтайскому краю дополнительно провело анализ открытых аукционов, состоявшихся в период с июля 2008г. по январь 2009г., в которых также участвовали  ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй»; ООО «Конкурент»; ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП». Полученные данные свидетельствуют о том, что и в указанный период эти шесть   хозяйствующих субъектов действовали аналогично тому, как в случае с ГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД РФ».  

 

Согласно п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30, при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (по определению, данному в статье 8 Закона о конкуренции), следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

 

Проанализировав поведение ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй», ООО «Конкурент», ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП», Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю установила, что результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов, т.к. победитель получает определенную выгоду - возможность по максимальной цене выполнить определенную работу и при этом получить значительную прибыль.

 

Поведение участников аукционов признано относительно единообразным (одинаковым) и синхронным (одновременным). Данные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что действия хозяйствующих субъектов заранее известны каждому из них. При этом действия ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй»; ООО «Конкурент»; ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП» не были вызваны какими-то макроэкономическими изменениями (инфляционным ожиданием, изменением цен на сырье (материалы), существенным изменением спроса на услуги и т.д.).

 

Следовательно, рассмотренные действия (поведение) ООО «РОСТЭКС.С», ООО «Система Строй»; ООО «Конкурент»; ООО «Алтайстрой»,  ООО «АКМОНТ», ООО «ГААРП», выразившиеся в неявке  представителей на проводимые аукционы, а также в не заявлении предложений о снижении цены, в случаях участия в аукционах являются согласованными действиями, т.к. удовлетворяют совокупности условий, определенных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводят к поддержанию цен на торгах и противоречат пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».